Аграрний тиждень. Україна
» » Анатолий Гиршфельд о том какую технику выбирает аграрий
» » Анатолий Гиршфельд о том какую технику выбирает аграрий

    Анатолий Гиршфельд о том какую технику выбирает аграрий


    Скептики пусть отойдут в сторонку: несмотря на многие проблемы, в Украине последние 4-5 лет активно развивается отечественное сельхозмашиностроение. Подтверждение этому не только цифры, но и масштабные агровыставки, где практически на одной площадке можно и увидеть украинскую технику, и, как говорят, пощупать.

     

    А совсем недавно Правительство создало новый механизм ее покупки. Идею предложил Национальный комитет промышленного развития Украины, возглавляемый Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Мы попытались расставить некоторые «точки над і» и обратились с разъяснениями к исполнительному директору Комитета  Анатолию Гиршфельду.   


    Правительство внедрило новый механизм поддержки сельхозмашиностроителей. Для этого были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины,- начал разговор с нами Анатолий Гиршфельд. – Премьер-министр определил источник финансирования этой инициативы – на государственную поддержку агропроизводителей в 2017-2021 годах будет выделено из госбюджета средства в размере не менее 1% от производимой в сельскохозяйственной отрасли продукции.

    На приобретение отечественной техники и оборудования будет использоваться не менее 10% этой суммы в 2017 году; 15% - в 2018 году; 20% - в 2019-2021 годах. Таким образом, в 2017 г. эта сумма составит 550 млн грн бюджетных ассигнований, на 2018 г. планируется увеличение до 900 млн грн, а в 2019-2021 г. – до 1,5 млрд грн. Разумеется, для получения эффекта от этой инициативы, необходимо было предложить грамотное освоение ресурсов. Национальный комитет разработал некоррупционный механизм, кардинально отличающийся от прежних «практик».

    - В чем это проявилось?

    - Есть ряд принципиальных отличий. Во-первых, компенсацию будут получать не промышленники, а аграрии, как бонус за сознательный выбор в пользу национальных производителей. Во-вторых, формула расчета уровня локализации отвечает мировым подходам, а пороговые значения – реалистичны и исходят из нынешнего технологического уровня сельхозмаша в Украине. Напомню, прошлым порядком уровеньлокализации для тракторов, например, был установлен в размере 20%. В результате поддержка в размере 40% содействовала налаживанию «отвёрточных» производств иностранной техники. Импортируя промежуточные товары для сельхозмашиностроения, Украина из госбюджета фактически инвестировала в развитие промышленности других стран. Те, кто был задействован, – чиновники и коммерсанты – неплохо на этом заработали. Да и областные комиссии, которые формировались на местах и принимали решения о предоставлении компенсации, оставались «не в обиде». Поскольку выплаты приходились на последний квартал, претенденты на её получение вынуждены были «делиться».

    Третья новация – помимо основного критерия – уровня локализации – были предложены дополнительные, которые позволяют подтвердить статус «отечественного производителя». В частности, предприятие, чья техника и оборудование претендует на компенсацию, должно быть резидентом Украины не менее 2-х лет, осуществлять на территории Украины ключевые технологические операции, которые обеспечивают требуемый уровень локализации (перечень этих операций в зависимости от вида техники предложен экспертами Нацкомитета), иметь удельный вес расходов на оплату труда (с учетом начислений на заработную плату) в составе себестоимости продукции не менее 8 процентов, иметь конструкторско-технологическую документацию на технику, а также систему гарантийного и послегарантийного обслуживания.

    Четвертое отличие нового подхода – это создание коллегиального органа при Минэкономразвития – Комиссии по формированию перечня отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, стоимость которых частично компенсируется за счет средств государственного бюджета.

    В неё вошли ответственные, компетентные специалисты МЕРТ, Минагрополитики, Нацкомитета, руководители отраслевых научных учреждений, предприятий отечественного сельхозмашиностроения. Возглавляет комиссию – первый вице-премьер-министр Украины - министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

     

    - А по какому принципу отбирались предприятия?

    - Нужно отдать должное Минэкономразвития. Времени для сбора и обработки заявок было немного. Но в тесном сотрудничестве с Нацкомитетом информация была обработана и вовремя вынесена на комиссию. Разумеется, для принятия решения комиссия руководствовалась действующей законодательно-нормативной базой. Так, согласно Закону Украины «Про стимулирование развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса», отечественной считается та техника, у которой локализация превышает 60%. Что касается сложной техники, Постановление КМУ №147 от 16.03.2017 определяет, что уровень локализации производства тракторов должен быть на уровне 35% в 2017 году, 45% - в 2018 году, 55% - в 2019 году и 60 % - в 2020 году.

    Хочу заметить, что критерий использования местного компонента (локализация) - это проверенный во многих странах механизм с двумя простыми, но важными условиями: создавать рабочие места на территории страны и стимулировать развитие отечественной промышленности с максимальным использованием местных ресурсов и минимальным импортом исходных товаров. Именно поэтому он является краеугольным камнем в решении о предоставлении государственных преференций. Это показатель отслеживался тщательно и на этапе подготовки, и в процессе обсуждений на заседании.

     

    - Объективно, сколько предприятий подало заявки?

    - Из 44 претендентов 40 заявок – удовлетворены. В процессе анализа данных и предложений со стороны предприятий и членов комиссии стала очевидной необходимость доработки нормативной базы. Нацкомитет уже вышел с предложениями о продлении срока подачи заявок до 1 ноября и усовершенствовании отдельных положений Постановлений КМУ №130 и 147 и Приказа Минэкономразвития №566. Эти изменения позволят учесть особенности малых предприятий, а также тех предприятий, которые непосредственно не выполняют необходимые технологические операции, но задействуют отечественные комплектующие, произведенные с их использованием на территории Украины. Сельхозмашиностроители, не вошедшие в перечень, уже могут готовить документы для подачи в комиссию.

    - Это крупные, средние или мелкие заводы?

    - При принятии решения это не имело значения. Те предприятия, которые на 100% соответствовали критериям, и к которым не было вопросов у членов комиссии, были проголосованы списком. Дальше каждый конкретный случай разбирался отдельно. Представители сельхозмашинстроительных предприятий, подавших заявку, имели возможность ответить на проблемные вопросы членов комисси. Поскольку задача заключалась не в том, чтобы «отбросить» предприятия, а наоборот поощрить их к производственной деятельности в Украине, ряду заявителей рекомендовали довести уровень зарплаты в себестоимости до указанных 8% и отчитаться по результатам 3 квартала 2017 года. Отдельные предприятия взяли на себя обязательства предоставить гарантийные письма относительно налаживания производства ведомых осей, ступиц колес или использования отечественных товаров. Они фактически «авансом» вошли в перечень, однако до 1 декабря 2017 г. должны предоставить комиссии информацию о результатах выполнения взятых на себя обязательств.

     

    - Учитывается ли качество техники, которую предлагают заводы?

    - Мы убрали этот фактор, потому что он коррупционный. Это не входит в компетенцию комиссии. Важно не просто качество, а соотношение «цена-качество». Государство самоустранилось от решения этой задачи и отдало её на откуп покупателям-аграриям. Теперь это их выбор. Согласно Постановлению КМУ №130 от 01.03.2017 для получения частичной компенсации сельскохозяйственные товаропроизводители должны подать в государственный банк всего три документа: копию платежного поручения; акт приема-передачи техники и оборудования и свидетельство о государственной регистрации техники (в случае, если техника подлежит обязательной государственной регистрации). Единственное ограничение – аграрий должен использовать купленную технику по назначению и на протяжении трех лет не может её отчуждать.

     

    - Теперь и аграриям, и производителям техники все более-менее понятно…

    - Согласен. Только не все знают про эту инициативу. Другие просто не верят в её успешную реализацию. По информации Госстатслужбы, в Украине в прошлом году 118 хозяйствующих субъектов производили машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства. То есть 40 «счастливчиков», которые вошли в перечень, – это не предел. Значительная часть производителей не вошли в перечень из-за ограниченного срока подачи заявки, который завершился 1 мая, а также слабой информированности об этой инициативе. Теперь нужно активно популяризировать этот механизм. Ведь многие привыкли, что их пригласят в управление и растолкуют, что и как. Нацкомитет, Минэкономразвития, Минагрополитики и вы – журналисты - должны в этом помочь аграриям и машиностроителям.

     

    - Это первый шаг в продвижении отечественного продукта на рынок. По крайней мере, на внутренний. Что нужно дальше сделать для развития нашего сельхозмашиностроения?

    - Я сторонник системного подхода. Пройден только первый этап реформы господдержки сельхозмашиностроения. Для синергии нужно ещё включить механизмы компенсации аграриям процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам. Также необходимо укреплять кооперационные связи с Республикой Беларусь и увеличивать поставки компонентной базы из Украины для изделий, которые импортируют национальные производители сельскохозяйственной техники. Кроме того, необходимо поощрять мировых лидеров отрасли присоединиться к процессу развития отечественного сельхозмашиностроения, в частности реализации проектов национального масштаба – например «Украинский трактор» и «Украинский комбайн». Для их реализации есть все основания. В условиях международного разделения труда ТНК переносят часть операций и технологий в страны, имеющие необходимый производственный и кадровый потенциал. Украина обладает всем этим. Реализация Постановлений КМУ №130 и 147 позволит привлечь инвестиции и оживить отрасль.


    - Это будет сугубо украинское производство или все же совместное?

    - Предприятия, которые вошли в перечень, уже достигли определенного уровня локализации. В случае реализации проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн» не должно быть двойных стандартов. В процессе рассмотрения заявок комиссия уже столкнулась с ситуацией, когда компания, специализирующаяся на сборке и реализации импортной техники, продемонстрировала уровень локализации 27% при необходимом 35%. Казалось, можно было пойти навстречу и взять гарантийные письма о налаживании в будущем необходимых технологических операций. Но на вопрос о планах компании на ближайшие 4 года в части достижения уровня локализации в 60% члены комиссии не услышали убедительного ответа. Напротив, нас пытались убедить в том, что подобного в Украине не сможет сделать ни один завод. Как результат: предприятию рекомендовали работать над этим вопросом. Компенсация должна даваться тем, кто хочет наращивать свой технологический и производственный потенциал в Украине.

    Западные компании, имеющие «длинные деньги», стремятся освоить новые рынки, в том числе - украинский. Страна, собирающаяся производить почти 100 млн тонн зерновых, – это колоссальный рынок. Это позволит иностранным сельхозмашиностроителям найти новых покупателей и расширить сбыт. Украина, в свою очередь, может настаивать на определенном уровне локализации и поощрять иностранные компании переносить отдельные производственные операции и технологии. Стимулом для этого может стать получение двадцатипроцентной компенсации и прочих преференций как для отечественного производителя. Нацкомитет должен разработать рекомендации по улучшению инвестиционного климата и внедрения механизмов привлечения серьезных западных инвесторов для создания на территории Украины СП по производству сельхозтехники и реализации проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн».

     

    - По тракторам ставка делается не на ХТЗ?

    - Этот завод производит машины, которые занимают определенную нишу и подходят не для всех хозяйств и не для всех полевых работ. А стране тракторов нужно, как поэтов Маяковскому – много и разных. Это касается и комбайнов. К слову, в свое время Украина производила больше 70% комплектации для многих комбайнов. Например, двигатели создавались на заводе «Серп и молот». Из-за преступной бездеятельности и непрофессионализма чиновников Украина потеряла дизелестроение – производство, которое по крупицам создавалось на протяжении нескольких десятков лет. Сегодня только 10 стран мира могут гордиться собственной отраслью двигателестроения. Мы потеряли, а Минский завод наоборот на этом фоне развился.

    Эта история должна войти в кейсы: именно на заводе «Серп и молот» был освоен выпуск самых массовых дизельных двигателей семейства СМД для сельскохозяйственной техники - зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, для тракторов, а также для различной дорожно-строительной техники. Инвестиции в завод в 1980-е гг. составляли более 200 млн дол., а производственные мощности завода были доведены до 200 тысяч двигателей в год, что по сегодняшнему исчислению составляет более 1 млрд дол. товарной продукции. Для выпуска комбайна «Дон» на «Ростсельмаше» завод «Серп и молот» создал шестицилиндровый двигатель СНД-31, который прошел сертификацию в Англии и под который японцы провели полную реконструкцию завода. По тем временам это был один из самых современных заводов Европы по производству дизельных двигателей.

    Для комбайнов Украина поставляла трансмиссии, приводы, компоненты, листовой металл. Когда в 90-е годы возникла идея украинского комбайна, у меня, тогда начинающего бизнесмена, спросили мнение, и я ответил: «Давайте для начала сохраним кооперацию». Тогда можно было создать сборочное предприятие, где использовались бы отечественные и импортные комплектующие в рамках межгосударственной кооперации. Мы бы сейчас имели прекрасный комбайн.

    Я эту идею потом воплотил, если помните, в комбайне «Енисей». Это был успешный проект с Красноярским комбайновым заводом, который позволил выпускать около 300 комбайнов в год. В силу ряда обстоятельств Украина из этого проекта вышла. А «Енисей» стал примером успешного комбайна, где локализация достигла 50%.

     

    - То есть вы считаете, что потенциал у нас есть и теперь главное - желание?

    - Главное сегодня - сохранить культуру машиностроения в стране. Место Украины в системе машиностроения СНГ и бывшего СССР - производитель компонентов. А именно компоненты определяют экономический и технический уровень изделия. Поэтому, если мы сохраним потенциал машиностроительных заводов, есть шанс, что инвестор, который придет к нам, сможет получить эти 40% локализации для создания продукта на территории Украины.

     

    - Уже были неоднократные попытки создания в Украине СП. К примеру, по выпуску финского комбайна «Сампо»…

    - Я не хочу быть экспертом, какая фирма лучше - Claas, John Deere, Massey Ferguson, Sampo и т.д. Sampo – уважаемая компания, выпускающая нишевый комбайн. И я даже предложил Херсонскому машиностроительному заводу подать документы для рассмотрения в Нацкомитет, если они хотят совместно с финнами делать комбайн. Но я не вспомню ни одного компонента, который можно сделать в Украине по их стандарту. Поэтому возникает много вопросов.

     

    - Каковы перспективы проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн»? Сколько лет нужно от идеи до реализации?

    - Здесь может быть два варианта развития событий. Приходит, скажем, John Deere или Sampo в Украину, строит свой сборочный завод с нуля и начинает сертифицировать компоненты, сделанные в других странах. Начинает строительство в Украине новых предприятий по производству комплектующих, обучает их персонал, помогает сертифицировать продукцию. Второй вариант – создание СП. Тогда Украине понадобятся средства на модернизацию своего производства, чтобы соответствовать зарубежным стандартам. Для этого необходима государственная программа поддержки. Даже если мы говорим о частном предприятии. И тогда, с одной стороны, лизинг должен гарантировать покупку, а госбанк – средства на модернизацию. Поэтому задача Национального комитета - предложить систему для комплексного решения проблемы производства агротехники в стране.

     

    - В этой системе что комфортнее аграрию - лизинг техники, компенсация стоимости, что-то еще?

    - У агрария должен быть выбор инструмента покупки техники. Захотел – купил трактор или комбайн и получил компенсацию. Не хочет этот инструмент, может взять технику в лизинг. Аграрий должен быть знаком с перечнем украинской техники, которая подлежит компенсации. Еще нужно понимать, что наш сельхозпроизводитель ни за что плохой продукт не купит. Если отечественная техника будет хуже импортной по качеству, никакие 20% компенсации завод не спасут. И это поднимает очень высоко планку для украинских машиностроителей. Они просто обречены выпускать технику по высочайшим стандартам, иначе в эту нишу не попадут. А сейчас многие заводы считают, что они «сядут в этот поезд» и все будет хорошо. Ничего подобного! Если ваши машины плохого качества, их никто не купит.

    Я был и остаюсь приверженцем того, что рынок все расставит на свои места, и аграрий выберет именно ту технику, которая позволит ему прибыльно работать. Поэтому и компенсацию от государства получит аграрий, а не завод.

     

    - Не подменяет ли Комитет задачи несуществующего пока Министерства промышленности?

    - Национальный комитет создан как площадка для диалога по болезненным вопросам украинской промышленности, в том числе сельхозмашиностроения, и поиска путей их решения. Это совещательно-консультативный орган, который не уполномочен выполнять функции органа власти и не стремится к этому. Мы понимаем, что эффективная промышленная политика возможна при наличии политической воли первых лиц и вертикали управления. В идеале – создание нового Министерства промышленности и инноваций, но возможен вариант существенного реформирования Минэкономразвития. Это позволило бы ускорить реализацию наработок Нацкомитета. А пока мы тесно сотрудничаем с Минэкономразвития и КМУ, привлекаем лучших экспертов, имеющих практический опыт и обладающих стратегическим мышлением, искренне заинтересованных вернуть Украину в орбиту промышленно развитых стран мира.


    Прощаясь с Анатолием Гиршфельдом, мы договорились услышать и ваше мнение, уважаемый читатель: удобен ли вам механизм предложенной компенсации? Кто и как у вас принимает документы? С какими трудностями вы столкнулись?.. Оставляйте свои комментарии на сайте нашего журнала или просто звоните в редакцию. Ну очень интересно знать!

     






    Схожі новини
  • Как получить компенсацию за приобретенную технику?
  • Новые правила для сельхозтехники
  • Украина будет производить свою сельхозтехнику, - Гройсман
  • В Украине должны выпускать свою технику — депутат
  • Павел Штутман озвучил проблемы сельхозмашиностроения для главы правительства

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Анатолий Гиршфельд о том какую технику выбирает аграрий


Скептики пусть отойдут в сторонку: несмотря на многие проблемы, в Украине последние 4-5 лет активно развивается отечественное сельхозмашиностроение. Подтверждение этому не только цифры, но и масштабные агровыставки, где практически на одной площадке можно и увидеть украинскую технику, и, как говорят, пощупать.

 

А совсем недавно Правительство создало новый механизм ее покупки. Идею предложил Национальный комитет промышленного развития Украины, возглавляемый Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Мы попытались расставить некоторые «точки над і» и обратились с разъяснениями к исполнительному директору Комитета  Анатолию Гиршфельду.   


Правительство внедрило новый механизм поддержки сельхозмашиностроителей. Для этого были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины,- начал разговор с нами Анатолий Гиршфельд. – Премьер-министр определил источник финансирования этой инициативы – на государственную поддержку агропроизводителей в 2017-2021 годах будет выделено из госбюджета средства в размере не менее 1% от производимой в сельскохозяйственной отрасли продукции.

На приобретение отечественной техники и оборудования будет использоваться не менее 10% этой суммы в 2017 году; 15% - в 2018 году; 20% - в 2019-2021 годах. Таким образом, в 2017 г. эта сумма составит 550 млн грн бюджетных ассигнований, на 2018 г. планируется увеличение до 900 млн грн, а в 2019-2021 г. – до 1,5 млрд грн. Разумеется, для получения эффекта от этой инициативы, необходимо было предложить грамотное освоение ресурсов. Национальный комитет разработал некоррупционный механизм, кардинально отличающийся от прежних «практик».

- В чем это проявилось?

- Есть ряд принципиальных отличий. Во-первых, компенсацию будут получать не промышленники, а аграрии, как бонус за сознательный выбор в пользу национальных производителей. Во-вторых, формула расчета уровня локализации отвечает мировым подходам, а пороговые значения – реалистичны и исходят из нынешнего технологического уровня сельхозмаша в Украине. Напомню, прошлым порядком уровеньлокализации для тракторов, например, был установлен в размере 20%. В результате поддержка в размере 40% содействовала налаживанию «отвёрточных» производств иностранной техники. Импортируя промежуточные товары для сельхозмашиностроения, Украина из госбюджета фактически инвестировала в развитие промышленности других стран. Те, кто был задействован, – чиновники и коммерсанты – неплохо на этом заработали. Да и областные комиссии, которые формировались на местах и принимали решения о предоставлении компенсации, оставались «не в обиде». Поскольку выплаты приходились на последний квартал, претенденты на её получение вынуждены были «делиться».

Третья новация – помимо основного критерия – уровня локализации – были предложены дополнительные, которые позволяют подтвердить статус «отечественного производителя». В частности, предприятие, чья техника и оборудование претендует на компенсацию, должно быть резидентом Украины не менее 2-х лет, осуществлять на территории Украины ключевые технологические операции, которые обеспечивают требуемый уровень локализации (перечень этих операций в зависимости от вида техники предложен экспертами Нацкомитета), иметь удельный вес расходов на оплату труда (с учетом начислений на заработную плату) в составе себестоимости продукции не менее 8 процентов, иметь конструкторско-технологическую документацию на технику, а также систему гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Четвертое отличие нового подхода – это создание коллегиального органа при Минэкономразвития – Комиссии по формированию перечня отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, стоимость которых частично компенсируется за счет средств государственного бюджета.

В неё вошли ответственные, компетентные специалисты МЕРТ, Минагрополитики, Нацкомитета, руководители отраслевых научных учреждений, предприятий отечественного сельхозмашиностроения. Возглавляет комиссию – первый вице-премьер-министр Украины - министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

 

- А по какому принципу отбирались предприятия?

- Нужно отдать должное Минэкономразвития. Времени для сбора и обработки заявок было немного. Но в тесном сотрудничестве с Нацкомитетом информация была обработана и вовремя вынесена на комиссию. Разумеется, для принятия решения комиссия руководствовалась действующей законодательно-нормативной базой. Так, согласно Закону Украины «Про стимулирование развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса», отечественной считается та техника, у которой локализация превышает 60%. Что касается сложной техники, Постановление КМУ №147 от 16.03.2017 определяет, что уровень локализации производства тракторов должен быть на уровне 35% в 2017 году, 45% - в 2018 году, 55% - в 2019 году и 60 % - в 2020 году.

Хочу заметить, что критерий использования местного компонента (локализация) - это проверенный во многих странах механизм с двумя простыми, но важными условиями: создавать рабочие места на территории страны и стимулировать развитие отечественной промышленности с максимальным использованием местных ресурсов и минимальным импортом исходных товаров. Именно поэтому он является краеугольным камнем в решении о предоставлении государственных преференций. Это показатель отслеживался тщательно и на этапе подготовки, и в процессе обсуждений на заседании.

 

- Объективно, сколько предприятий подало заявки?

- Из 44 претендентов 40 заявок – удовлетворены. В процессе анализа данных и предложений со стороны предприятий и членов комиссии стала очевидной необходимость доработки нормативной базы. Нацкомитет уже вышел с предложениями о продлении срока подачи заявок до 1 ноября и усовершенствовании отдельных положений Постановлений КМУ №130 и 147 и Приказа Минэкономразвития №566. Эти изменения позволят учесть особенности малых предприятий, а также тех предприятий, которые непосредственно не выполняют необходимые технологические операции, но задействуют отечественные комплектующие, произведенные с их использованием на территории Украины. Сельхозмашиностроители, не вошедшие в перечень, уже могут готовить документы для подачи в комиссию.

- Это крупные, средние или мелкие заводы?

- При принятии решения это не имело значения. Те предприятия, которые на 100% соответствовали критериям, и к которым не было вопросов у членов комиссии, были проголосованы списком. Дальше каждый конкретный случай разбирался отдельно. Представители сельхозмашинстроительных предприятий, подавших заявку, имели возможность ответить на проблемные вопросы членов комисси. Поскольку задача заключалась не в том, чтобы «отбросить» предприятия, а наоборот поощрить их к производственной деятельности в Украине, ряду заявителей рекомендовали довести уровень зарплаты в себестоимости до указанных 8% и отчитаться по результатам 3 квартала 2017 года. Отдельные предприятия взяли на себя обязательства предоставить гарантийные письма относительно налаживания производства ведомых осей, ступиц колес или использования отечественных товаров. Они фактически «авансом» вошли в перечень, однако до 1 декабря 2017 г. должны предоставить комиссии информацию о результатах выполнения взятых на себя обязательств.

 

- Учитывается ли качество техники, которую предлагают заводы?

- Мы убрали этот фактор, потому что он коррупционный. Это не входит в компетенцию комиссии. Важно не просто качество, а соотношение «цена-качество». Государство самоустранилось от решения этой задачи и отдало её на откуп покупателям-аграриям. Теперь это их выбор. Согласно Постановлению КМУ №130 от 01.03.2017 для получения частичной компенсации сельскохозяйственные товаропроизводители должны подать в государственный банк всего три документа: копию платежного поручения; акт приема-передачи техники и оборудования и свидетельство о государственной регистрации техники (в случае, если техника подлежит обязательной государственной регистрации). Единственное ограничение – аграрий должен использовать купленную технику по назначению и на протяжении трех лет не может её отчуждать.

 

- Теперь и аграриям, и производителям техники все более-менее понятно…

- Согласен. Только не все знают про эту инициативу. Другие просто не верят в её успешную реализацию. По информации Госстатслужбы, в Украине в прошлом году 118 хозяйствующих субъектов производили машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства. То есть 40 «счастливчиков», которые вошли в перечень, – это не предел. Значительная часть производителей не вошли в перечень из-за ограниченного срока подачи заявки, который завершился 1 мая, а также слабой информированности об этой инициативе. Теперь нужно активно популяризировать этот механизм. Ведь многие привыкли, что их пригласят в управление и растолкуют, что и как. Нацкомитет, Минэкономразвития, Минагрополитики и вы – журналисты - должны в этом помочь аграриям и машиностроителям.

 

- Это первый шаг в продвижении отечественного продукта на рынок. По крайней мере, на внутренний. Что нужно дальше сделать для развития нашего сельхозмашиностроения?

- Я сторонник системного подхода. Пройден только первый этап реформы господдержки сельхозмашиностроения. Для синергии нужно ещё включить механизмы компенсации аграриям процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам. Также необходимо укреплять кооперационные связи с Республикой Беларусь и увеличивать поставки компонентной базы из Украины для изделий, которые импортируют национальные производители сельскохозяйственной техники. Кроме того, необходимо поощрять мировых лидеров отрасли присоединиться к процессу развития отечественного сельхозмашиностроения, в частности реализации проектов национального масштаба – например «Украинский трактор» и «Украинский комбайн». Для их реализации есть все основания. В условиях международного разделения труда ТНК переносят часть операций и технологий в страны, имеющие необходимый производственный и кадровый потенциал. Украина обладает всем этим. Реализация Постановлений КМУ №130 и 147 позволит привлечь инвестиции и оживить отрасль.


- Это будет сугубо украинское производство или все же совместное?

- Предприятия, которые вошли в перечень, уже достигли определенного уровня локализации. В случае реализации проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн» не должно быть двойных стандартов. В процессе рассмотрения заявок комиссия уже столкнулась с ситуацией, когда компания, специализирующаяся на сборке и реализации импортной техники, продемонстрировала уровень локализации 27% при необходимом 35%. Казалось, можно было пойти навстречу и взять гарантийные письма о налаживании в будущем необходимых технологических операций. Но на вопрос о планах компании на ближайшие 4 года в части достижения уровня локализации в 60% члены комиссии не услышали убедительного ответа. Напротив, нас пытались убедить в том, что подобного в Украине не сможет сделать ни один завод. Как результат: предприятию рекомендовали работать над этим вопросом. Компенсация должна даваться тем, кто хочет наращивать свой технологический и производственный потенциал в Украине.

Западные компании, имеющие «длинные деньги», стремятся освоить новые рынки, в том числе - украинский. Страна, собирающаяся производить почти 100 млн тонн зерновых, – это колоссальный рынок. Это позволит иностранным сельхозмашиностроителям найти новых покупателей и расширить сбыт. Украина, в свою очередь, может настаивать на определенном уровне локализации и поощрять иностранные компании переносить отдельные производственные операции и технологии. Стимулом для этого может стать получение двадцатипроцентной компенсации и прочих преференций как для отечественного производителя. Нацкомитет должен разработать рекомендации по улучшению инвестиционного климата и внедрения механизмов привлечения серьезных западных инвесторов для создания на территории Украины СП по производству сельхозтехники и реализации проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн».

 

- По тракторам ставка делается не на ХТЗ?

- Этот завод производит машины, которые занимают определенную нишу и подходят не для всех хозяйств и не для всех полевых работ. А стране тракторов нужно, как поэтов Маяковскому – много и разных. Это касается и комбайнов. К слову, в свое время Украина производила больше 70% комплектации для многих комбайнов. Например, двигатели создавались на заводе «Серп и молот». Из-за преступной бездеятельности и непрофессионализма чиновников Украина потеряла дизелестроение – производство, которое по крупицам создавалось на протяжении нескольких десятков лет. Сегодня только 10 стран мира могут гордиться собственной отраслью двигателестроения. Мы потеряли, а Минский завод наоборот на этом фоне развился.

Эта история должна войти в кейсы: именно на заводе «Серп и молот» был освоен выпуск самых массовых дизельных двигателей семейства СМД для сельскохозяйственной техники - зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, для тракторов, а также для различной дорожно-строительной техники. Инвестиции в завод в 1980-е гг. составляли более 200 млн дол., а производственные мощности завода были доведены до 200 тысяч двигателей в год, что по сегодняшнему исчислению составляет более 1 млрд дол. товарной продукции. Для выпуска комбайна «Дон» на «Ростсельмаше» завод «Серп и молот» создал шестицилиндровый двигатель СНД-31, который прошел сертификацию в Англии и под который японцы провели полную реконструкцию завода. По тем временам это был один из самых современных заводов Европы по производству дизельных двигателей.

Для комбайнов Украина поставляла трансмиссии, приводы, компоненты, листовой металл. Когда в 90-е годы возникла идея украинского комбайна, у меня, тогда начинающего бизнесмена, спросили мнение, и я ответил: «Давайте для начала сохраним кооперацию». Тогда можно было создать сборочное предприятие, где использовались бы отечественные и импортные комплектующие в рамках межгосударственной кооперации. Мы бы сейчас имели прекрасный комбайн.

Я эту идею потом воплотил, если помните, в комбайне «Енисей». Это был успешный проект с Красноярским комбайновым заводом, который позволил выпускать около 300 комбайнов в год. В силу ряда обстоятельств Украина из этого проекта вышла. А «Енисей» стал примером успешного комбайна, где локализация достигла 50%.

 

- То есть вы считаете, что потенциал у нас есть и теперь главное - желание?

- Главное сегодня - сохранить культуру машиностроения в стране. Место Украины в системе машиностроения СНГ и бывшего СССР - производитель компонентов. А именно компоненты определяют экономический и технический уровень изделия. Поэтому, если мы сохраним потенциал машиностроительных заводов, есть шанс, что инвестор, который придет к нам, сможет получить эти 40% локализации для создания продукта на территории Украины.

 

- Уже были неоднократные попытки создания в Украине СП. К примеру, по выпуску финского комбайна «Сампо»…

- Я не хочу быть экспертом, какая фирма лучше - Claas, John Deere, Massey Ferguson, Sampo и т.д. Sampo – уважаемая компания, выпускающая нишевый комбайн. И я даже предложил Херсонскому машиностроительному заводу подать документы для рассмотрения в Нацкомитет, если они хотят совместно с финнами делать комбайн. Но я не вспомню ни одного компонента, который можно сделать в Украине по их стандарту. Поэтому возникает много вопросов.

 

- Каковы перспективы проектов «Украинский трактор» и «Украинский комбайн»? Сколько лет нужно от идеи до реализации?

- Здесь может быть два варианта развития событий. Приходит, скажем, John Deere или Sampo в Украину, строит свой сборочный завод с нуля и начинает сертифицировать компоненты, сделанные в других странах. Начинает строительство в Украине новых предприятий по производству комплектующих, обучает их персонал, помогает сертифицировать продукцию. Второй вариант – создание СП. Тогда Украине понадобятся средства на модернизацию своего производства, чтобы соответствовать зарубежным стандартам. Для этого необходима государственная программа поддержки. Даже если мы говорим о частном предприятии. И тогда, с одной стороны, лизинг должен гарантировать покупку, а госбанк – средства на модернизацию. Поэтому задача Национального комитета - предложить систему для комплексного решения проблемы производства агротехники в стране.

 

- В этой системе что комфортнее аграрию - лизинг техники, компенсация стоимости, что-то еще?

- У агрария должен быть выбор инструмента покупки техники. Захотел – купил трактор или комбайн и получил компенсацию. Не хочет этот инструмент, может взять технику в лизинг. Аграрий должен быть знаком с перечнем украинской техники, которая подлежит компенсации. Еще нужно понимать, что наш сельхозпроизводитель ни за что плохой продукт не купит. Если отечественная техника будет хуже импортной по качеству, никакие 20% компенсации завод не спасут. И это поднимает очень высоко планку для украинских машиностроителей. Они просто обречены выпускать технику по высочайшим стандартам, иначе в эту нишу не попадут. А сейчас многие заводы считают, что они «сядут в этот поезд» и все будет хорошо. Ничего подобного! Если ваши машины плохого качества, их никто не купит.

Я был и остаюсь приверженцем того, что рынок все расставит на свои места, и аграрий выберет именно ту технику, которая позволит ему прибыльно работать. Поэтому и компенсацию от государства получит аграрий, а не завод.

 

- Не подменяет ли Комитет задачи несуществующего пока Министерства промышленности?

- Национальный комитет создан как площадка для диалога по болезненным вопросам украинской промышленности, в том числе сельхозмашиностроения, и поиска путей их решения. Это совещательно-консультативный орган, который не уполномочен выполнять функции органа власти и не стремится к этому. Мы понимаем, что эффективная промышленная политика возможна при наличии политической воли первых лиц и вертикали управления. В идеале – создание нового Министерства промышленности и инноваций, но возможен вариант существенного реформирования Минэкономразвития. Это позволило бы ускорить реализацию наработок Нацкомитета. А пока мы тесно сотрудничаем с Минэкономразвития и КМУ, привлекаем лучших экспертов, имеющих практический опыт и обладающих стратегическим мышлением, искренне заинтересованных вернуть Украину в орбиту промышленно развитых стран мира.


Прощаясь с Анатолием Гиршфельдом, мы договорились услышать и ваше мнение, уважаемый читатель: удобен ли вам механизм предложенной компенсации? Кто и как у вас принимает документы? С какими трудностями вы столкнулись?.. Оставляйте свои комментарии на сайте нашего журнала или просто звоните в редакцию. Ну очень интересно знать!

 






Схожі новини
  • Как получить компенсацию за приобретенную технику?
  • Новые правила для сельхозтехники
  • Украина будет производить свою сельхозтехнику, - Гройсман
  • В Украине должны выпускать свою технику — депутат
  • Павел Штутман озвучил проблемы сельхозмашиностроения для главы правительства

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.