Аграрний тиждень. Україна
» » Украина не готова к рынку земли - Жан-Жак Эрве
» » Украина не готова к рынку земли - Жан-Жак Эрве

    Украина не готова к рынку земли - Жан-Жак Эрве


    - Почему вы считаете, что Украине пока рано отменять запрет на продажу земли?..
    - Украина не готова организовать рынок земли, так как сегодня в стране дикие условия. Земельный рынок интересует большинство людей только из-за наличия возможности для спекуляций. Разве мораторий мешает инвестировать? Надо думать не об отмене моратория, а о развитии схемы аренды.
    В законах стоит предусмотреть минимальный срок аренды - не меньше десяти лет. Почему? Если я знаю, что имею стабильное право на использование земель, я буду строить элеваторы и создавать инфраструктуру.
    Если мы говорим о цивилизованных отношениях между партнерами, то для этого нужны благоприятные условия, нужен кадастр, а его сейчас нет. Это бардак. Есть проблема разделения градостроительного и земельного кадастров. Я считаю, что для аграрных земель нужен отдельный документ.
    В России была такая же ситуация: мораторий, нет рынка, каждый год рождается куча проектов. В конце концов, господин Хлыстун (екс-міністр сільського господарства РФ. - "ЕП") согласился с тем, чтобы кадастры разделили.
    Земли сельского хозяйства надо отделить от городских земель. Где большие деньги? В последнем случае. Решение этого вопроса может быть для Украины источником спокойствия. Так принято почти в каждой стране мира.
    - Разве законопроект "О земельном кадастре" не решает этих проблем?
    - Я не понимаю, почему существуют такие масштабные проекты. По-моему, для сельского хозяйства достаточно даже тех графических документов и карт, которые существуют в региональных отделениях Комитета по земельным ресурсам.
    Как же тогда работают люди, чтобы оформлять договора аренды земли? Они же не ждут, пока примут закон. Здесь нужен простой подход. Некоторые говорят, что нужны сертификаты и акты. На базе чего готовятся эти документы? Многие люди уже 20 лет имеют право собственности, они знают, что им принадлежит.
    Есть другие проблемы в законодательстве. Например, как работать предприятию, если один собственник земельного пая, который находится где-то в центре поля, не хочет отдавать его в аренду? Нужно решать эти конкретные ситуации. Это несложно решить, но никто не хочет этим заниматься.
    - Какими могут быть последствия, если при отмене моратория иностранцам не разрешат покупать землю?
    - Надо понимать, что Украина хочет. Если нужны инвестиции в АПК, то надо открывать рынок для иностранных инвесторов. Как можно этого хотеть и не создавать соответствующие условия?
    Если рынок открыть только для внутренних инвесторов, чтобы они не выводили средства, например, на оффшоры, то никто не согласится. Россия уже пыталась это делать и после кризиса 1998 года с Ельциным, и в 2003 году - с Путиным. Желающих вкладывать капиталы в землю все равно было мало.
    (Мораторій на продаж землі у Росії було скасовано 2001 року. - "ЕП".)
    - Есть опасения, что если иностранцам разрешат покупать землю, то Украина потеряет один из самых ценных ресурсов.
    - Как? (Возмущенно). Неужели вы думаете, что за пределами Украины только и ждут, когда появится возможность покупать здесь землю?
    - То есть ажиотажного спроса со стороны иностранных инвесторов не будет?
    - Конечно, нет. Интерес будет, но в разумных пределах. К тому же, иностранные компании всегда могут создать украинскую "дочку".
    - Законопроект Держкомзема запрещает покупать землю юридическим лицам.
    - Что же тогда сможет сделать один человек со 100 тысячами гектаров? Еще говорят, что надо отдавать землю в собственность, это источник доверия. Это не так. Если я не могу доверять институту аренды, то я также не буду верить гарантиям относительно права собственности. Это же бумажка, в конце концов.
    - Украинской землей интересуются арабские инвесторы и даже готовы дорого за нее заплатить.
    - Вполне может быть. Моя точка зрения: инвестор должен постоянно находиться в стране, в которой он покупает землю. Я не думаю, что арабские бизнесмены готовы жить в Украине.
    - Тем не менее, интерес с их стороны может повлиять на цены.
    - Все рассматривают богатство страны как лотерею. Однако если я гражданин этой страны, то я не буду играть национальным ресурсом.
    Потенциал Украины нужно использовать с умом - не для того, чтобы выращивать продукцию из пестицидов. Надо понимать, что мы живем на таком маленьком "шаре", где важно понимать, какое наследие мы оставляем своим детям.
    - Как вы думаете, мораторий на продажу следует отменить в 2012 году?
    - Думаю, что нет. Если им это удастся, то только путем тяжких трудов. Все говорят о том, что важно отменить мораторий, но стоит напомнить о продаже зерна. Прежде чем продавать землю, надо знать, как выращивать продукцию, как ее экспортировать, стабильно работать и инвестировать в этот бизнес.
    А как это делать, если предприятию "Нибулон" сегодня приходится отказываться от проектов, под которые оно брало кредиты у ЕБРР? Это не очень положительный пример для потенциального инвестора или того же учредителя ЕБРР. Почему так? Об этом, наверное, стоит узнать в министерстве.
    - Вы еще консультируете правительство по аграрным вопросам?
    - Уже нет. Я сосредоточен на сельскохозяйственных проектах в "Креди Агриколь". Мы стараемся финансировать аграрные компании.
    - Глава представительства BNP Paribas говорил, что инвестировать в наш агросектор - это большой риск, так как там мало профессионалов.
    - С этим стоит согласиться, но у "Креди Агриколя" больший опыт. Во Франции это кооперативный сельский банк, который финансирует 80-90% агропредприятий.
    - Как с аналогичными показателями обстоят дела в Украине?
    - Тут мы пока маленький банк. Почти 50% нашего кредитного портфеля - это займы селу. Такими результатами не может похвастаться ни один украинский банк. Мы гордимся этим, хотя рассчитывали на более благоприятные условия.
    - Что вы под этим подразумеваете?
    - Я говорю о том, что происходит в последнее время. Одним предприятиям не удалось экспортировать свой товар, другим - не выплатили НДС. К тому же, не решен вопрос с дотациями производителям молока. Все эти элементы - результат нестабильной государственной политики в АПК.
    - То есть к компаниям у вас претензий нет?
    - В своих отчетах комиссары ЕС после посещения украинских предприятий по производству молока и мяса отмечали, что некоторые из них сделали значительные шаги вперед. А вот доверия к государственным службам нет.
    Мы понимаем руководителей предприятий и знаем их бизнес, но условия, которые должно создавать государство, оставляют желать лучшего.
    - Ваш банк сотрудничает только с большими и средними компаниями?
    - Как правило, малые фермеры к нам не обращаются. К нам приходят компании, у которых в обороте не меньше 500 гектаров земли. Может быть и меньше, если это производитель какого-то специфического продукта или фруктов.
    - Можете ли вы назвать кого-нибудь из ваших больших клиентов?
    - Нет. Есть клиенты, работающие не в "тени", но они хотят работать спокойно.
    - Что вы думаете по поводу регулирования рынков АПК государством? Нужны ли здесь административные методы?
    - Обязательно. У каждого государства есть свои специфические проблемы. При этом есть и общие мировые аграрные проблемы. Регулирование рынка необходимо для их решения. Надо увеличивать резервы, так как все работают с минимальным уровнем запасов, и сегодня это опасно.
    Думаю, в агросекторе нельзя быть на 100% либеральным. Все-таки нужно немножко административного вмешательства, так как рыночного саморегулирования иногда может быть недостаточно.
    В сельском хозяйстве мы имеем дело с непрогнозируемым фактором - погодой. Чтобы избежать негативных последствий и продовольственного кризиса, нужно наращивать запасы. Этим должен заниматься государственный или международный регулятор. Для его эффективной работы нужны точные данные.
    В Украине с этим дела плохи. Государственной статистике невозможно доверять - ни НБУ, ни Минагрополитики. Это делается недостаточно профессионально. Человек, который публикует статистику, должен быть независимым и объективным. Между статистикой и государством должна быть стена.
    Економічна правда





    Схожі новини
  • Парламент в этом году сможет принять законопроект об обращении земли - Л.Козаченко
  • Парламент в этом году сможет принять законопроект об обращении земли - Л.Козаченко
  • "Регионал": "Последнее, что осталось и имеет инвестиционную привлекательность - это земля"
  • 20% украинских земель может достаться иностранцам
  • Литвин признал наличие теневого рынка земли

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Украина не готова к рынку земли - Жан-Жак Эрве


- Почему вы считаете, что Украине пока рано отменять запрет на продажу земли?..
- Украина не готова организовать рынок земли, так как сегодня в стране дикие условия. Земельный рынок интересует большинство людей только из-за наличия возможности для спекуляций. Разве мораторий мешает инвестировать? Надо думать не об отмене моратория, а о развитии схемы аренды.
В законах стоит предусмотреть минимальный срок аренды - не меньше десяти лет. Почему? Если я знаю, что имею стабильное право на использование земель, я буду строить элеваторы и создавать инфраструктуру.
Если мы говорим о цивилизованных отношениях между партнерами, то для этого нужны благоприятные условия, нужен кадастр, а его сейчас нет. Это бардак. Есть проблема разделения градостроительного и земельного кадастров. Я считаю, что для аграрных земель нужен отдельный документ.
В России была такая же ситуация: мораторий, нет рынка, каждый год рождается куча проектов. В конце концов, господин Хлыстун (екс-міністр сільського господарства РФ. - "ЕП") согласился с тем, чтобы кадастры разделили.
Земли сельского хозяйства надо отделить от городских земель. Где большие деньги? В последнем случае. Решение этого вопроса может быть для Украины источником спокойствия. Так принято почти в каждой стране мира.
- Разве законопроект "О земельном кадастре" не решает этих проблем?
- Я не понимаю, почему существуют такие масштабные проекты. По-моему, для сельского хозяйства достаточно даже тех графических документов и карт, которые существуют в региональных отделениях Комитета по земельным ресурсам.
Как же тогда работают люди, чтобы оформлять договора аренды земли? Они же не ждут, пока примут закон. Здесь нужен простой подход. Некоторые говорят, что нужны сертификаты и акты. На базе чего готовятся эти документы? Многие люди уже 20 лет имеют право собственности, они знают, что им принадлежит.
Есть другие проблемы в законодательстве. Например, как работать предприятию, если один собственник земельного пая, который находится где-то в центре поля, не хочет отдавать его в аренду? Нужно решать эти конкретные ситуации. Это несложно решить, но никто не хочет этим заниматься.
- Какими могут быть последствия, если при отмене моратория иностранцам не разрешат покупать землю?
- Надо понимать, что Украина хочет. Если нужны инвестиции в АПК, то надо открывать рынок для иностранных инвесторов. Как можно этого хотеть и не создавать соответствующие условия?
Если рынок открыть только для внутренних инвесторов, чтобы они не выводили средства, например, на оффшоры, то никто не согласится. Россия уже пыталась это делать и после кризиса 1998 года с Ельциным, и в 2003 году - с Путиным. Желающих вкладывать капиталы в землю все равно было мало.
(Мораторій на продаж землі у Росії було скасовано 2001 року. - "ЕП".)
- Есть опасения, что если иностранцам разрешат покупать землю, то Украина потеряет один из самых ценных ресурсов.
- Как? (Возмущенно). Неужели вы думаете, что за пределами Украины только и ждут, когда появится возможность покупать здесь землю?
- То есть ажиотажного спроса со стороны иностранных инвесторов не будет?
- Конечно, нет. Интерес будет, но в разумных пределах. К тому же, иностранные компании всегда могут создать украинскую "дочку".
- Законопроект Держкомзема запрещает покупать землю юридическим лицам.
- Что же тогда сможет сделать один человек со 100 тысячами гектаров? Еще говорят, что надо отдавать землю в собственность, это источник доверия. Это не так. Если я не могу доверять институту аренды, то я также не буду верить гарантиям относительно права собственности. Это же бумажка, в конце концов.
- Украинской землей интересуются арабские инвесторы и даже готовы дорого за нее заплатить.
- Вполне может быть. Моя точка зрения: инвестор должен постоянно находиться в стране, в которой он покупает землю. Я не думаю, что арабские бизнесмены готовы жить в Украине.
- Тем не менее, интерес с их стороны может повлиять на цены.
- Все рассматривают богатство страны как лотерею. Однако если я гражданин этой страны, то я не буду играть национальным ресурсом.
Потенциал Украины нужно использовать с умом - не для того, чтобы выращивать продукцию из пестицидов. Надо понимать, что мы живем на таком маленьком "шаре", где важно понимать, какое наследие мы оставляем своим детям.
- Как вы думаете, мораторий на продажу следует отменить в 2012 году?
- Думаю, что нет. Если им это удастся, то только путем тяжких трудов. Все говорят о том, что важно отменить мораторий, но стоит напомнить о продаже зерна. Прежде чем продавать землю, надо знать, как выращивать продукцию, как ее экспортировать, стабильно работать и инвестировать в этот бизнес.
А как это делать, если предприятию "Нибулон" сегодня приходится отказываться от проектов, под которые оно брало кредиты у ЕБРР? Это не очень положительный пример для потенциального инвестора или того же учредителя ЕБРР. Почему так? Об этом, наверное, стоит узнать в министерстве.
- Вы еще консультируете правительство по аграрным вопросам?
- Уже нет. Я сосредоточен на сельскохозяйственных проектах в "Креди Агриколь". Мы стараемся финансировать аграрные компании.
- Глава представительства BNP Paribas говорил, что инвестировать в наш агросектор - это большой риск, так как там мало профессионалов.
- С этим стоит согласиться, но у "Креди Агриколя" больший опыт. Во Франции это кооперативный сельский банк, который финансирует 80-90% агропредприятий.
- Как с аналогичными показателями обстоят дела в Украине?
- Тут мы пока маленький банк. Почти 50% нашего кредитного портфеля - это займы селу. Такими результатами не может похвастаться ни один украинский банк. Мы гордимся этим, хотя рассчитывали на более благоприятные условия.
- Что вы под этим подразумеваете?
- Я говорю о том, что происходит в последнее время. Одним предприятиям не удалось экспортировать свой товар, другим - не выплатили НДС. К тому же, не решен вопрос с дотациями производителям молока. Все эти элементы - результат нестабильной государственной политики в АПК.
- То есть к компаниям у вас претензий нет?
- В своих отчетах комиссары ЕС после посещения украинских предприятий по производству молока и мяса отмечали, что некоторые из них сделали значительные шаги вперед. А вот доверия к государственным службам нет.
Мы понимаем руководителей предприятий и знаем их бизнес, но условия, которые должно создавать государство, оставляют желать лучшего.
- Ваш банк сотрудничает только с большими и средними компаниями?
- Как правило, малые фермеры к нам не обращаются. К нам приходят компании, у которых в обороте не меньше 500 гектаров земли. Может быть и меньше, если это производитель какого-то специфического продукта или фруктов.
- Можете ли вы назвать кого-нибудь из ваших больших клиентов?
- Нет. Есть клиенты, работающие не в "тени", но они хотят работать спокойно.
- Что вы думаете по поводу регулирования рынков АПК государством? Нужны ли здесь административные методы?
- Обязательно. У каждого государства есть свои специфические проблемы. При этом есть и общие мировые аграрные проблемы. Регулирование рынка необходимо для их решения. Надо увеличивать резервы, так как все работают с минимальным уровнем запасов, и сегодня это опасно.
Думаю, в агросекторе нельзя быть на 100% либеральным. Все-таки нужно немножко административного вмешательства, так как рыночного саморегулирования иногда может быть недостаточно.
В сельском хозяйстве мы имеем дело с непрогнозируемым фактором - погодой. Чтобы избежать негативных последствий и продовольственного кризиса, нужно наращивать запасы. Этим должен заниматься государственный или международный регулятор. Для его эффективной работы нужны точные данные.
В Украине с этим дела плохи. Государственной статистике невозможно доверять - ни НБУ, ни Минагрополитики. Это делается недостаточно профессионально. Человек, который публикует статистику, должен быть независимым и объективным. Между статистикой и государством должна быть стена.
Економічна правда





Схожі новини
  • Парламент в этом году сможет принять законопроект об обращении земли - Л.Козаченко
  • Парламент в этом году сможет принять законопроект об обращении земли - Л.Козаченко
  • "Регионал": "Последнее, что осталось и имеет инвестиционную привлекательность - это земля"
  • 20% украинских земель может достаться иностранцам
  • Литвин признал наличие теневого рынка земли

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.