Не дешевле 100 грн. за бутылку
Еще один удар по крымскому винно-водочному сектору наносит дорогое сырье. Министр АПК и продовольствия Крыма Валерий Кравец приводит любопытную статистику: оказывается, в Украине продается в 3 раза больше крымского вина, чем производится виноматериалов. Спасибо за это нужно сказать отнюдь не виноградарям, а дешевому порошковому вину и беспошлинному ввозу виноматериалов из-за рубежа.
Но если истинно крымское вино еще осталось на прилавках магазинов, то коньяк уже большая редкость. "Люди просто не знают, что уже давно не пьют крымский коньяк, - говорит директор симферопольского винно-коньячного завода Валерий Ермаков. - Он остался только в дорогом сегменте, стоимостью более 100 грн. за бутылку. Но эта группа составляет всего 5% от общего объема выпуска коньяка".
Из чего производится остальной "крымский" коньяк? Все из тех же импортных материалов. "Для того чтобы произвести 1 л спирта в Крыму, нужно купить 12 л виноматериала по 2,5 грн. (в прошлом году цена его была около 4 грн.). В результате себестоимость 1 л спирта - 37 - 38 грн. И я должен этот литр заложить в бочку на 3 года и на это время забыть о вложенных деньгах, - рассказывает он. - Готовый же выдержанный трехлетний спирт из Испании стоит $1,95, и они сами его доставляют. Естественно, производителям выгоднее запасаться импортным, завозимым из Испании, а чаще Грузии и Азербайджана. Но азербайджанский спирт гонят из чего придется, хоть из дыни: везут из Ирана сусло, которое уже прошло термическую обработку, снова сбраживают и перегоняют. При этом документы выдают, что трехмесячному спирту 3 года или 5 лет - сколько надо, столько и напишут". Так закупают за рубежом спирт большинство производителей, разве только кто-то лучшего качества, кто-то худшего. Коньяк из него получается не фальсифицированный, а просто не лучшего качества, но точно не крымский.
Во Францию со своим шампанским не ездят
Впрочем, стоит ли вспоминать былые времена, если они никогда не вернутся, а ситуация в обозримом будущем грозит только усугубиться. ЕС, в который Украина все еще стремится, намерен оставить крымских производителей без привычных названий спиртных напитков, потому что для него они - географические. "Если это произойдет, мы забудем крымские хересы, как и шардоне, каберне, мерло, портвейны, - говорит директор предприятия "Дионис" Сергей Маликов. - Запрет производить вина под названиями, используемыми в ЕС, грозит огромными убытками, потому что нужно будет разрабатывать новые бренды и продвигать их на рынок". Только "Массандра", по словам Любови Корчинской, произвела за 5 лет портвейна 2,5 млн. декалитров, мадеры - 400 тыс. декалитров. То есть запрет на них приведет к многомиллионным потерям предприятия. А ведь речь идет не только о запрете использования названий на экспортных товарах, но и запрете использовать их на внутреннем рынке. "Нам сказали, что это политический момент: чтобы стране давали кредиты, нужно чем-то поступиться, - говорит она. - Мы понимаем, но дайте нам переходный период хотя бы 10 лет, а не полтора года".
Впрочем, как выяснилось, ситуация еще сложнее. "Две недели назад было совещание в Киеве, где виноделам рассказали, что предварительные протоколы с ЕС уже кем-то из украинских чиновников подписаны и в них речь идет о запрете не только географических названий, но и технологии производства вин", - говорит Валерий Ермаков. На что крымская власть в лице Кравца лишь пожимает плечами: если в Киеве вопрос решен, то поднимать его вновь - "марна праця".
Но ведь за кого-кого, а за отечественных производителей, которые в Украине стремительно вымирают, стоило бы бороться, потому что их деятельность - бюджетообразующая, по крайней мере, для Крыма. По словам Николая Качалова, "Крымская водочная компания", евпаторийский и симферопольский винзаводы, "Дионис", "Новый Свет", "Солнечная долина", "Крымский винный дом", "Массандра" и "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" в 2010 году уплатили 695 млн. грн. акцизного сбора, что вдвое больше, чем в 2009-м, когда отчисления составили 349 млн. грн. Положительная динамика наблюдается и в 2011 году: если за 2 месяца 2011 г. было собрано 42 млн. акциза, то в 2011-м уже 86 млн. грн. А кто будет наполнять казну, если уничтожить подакцизников?!
Президент. Ком