Аграрний тиждень. Україна
» » Местный сбор или дополнительный налог на землю?
» » Местный сбор или дополнительный налог на землю?

    Местный сбор или дополнительный налог на землю?


    В Верховной Раде Украины зарегистрирован новый законопроект №2059а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно сбора за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения)».

     

    Законопроектом предусматривается внести изменения в ст. 10 НКУ и дополнить Раздел ХII «Местные налоги и сборы» новой статьей 268-1. Предложенные изменения дополняют систему местных налогов и сборов новым сбором за пользование земельными участками сельхозназначения.

    Плательщиками сбора станут собственники такой земли (пашни), если она не передана в аренду, а также арендаторы данной земли, кроме земель приусадебного фонда. Основанием для начисления сбора будут данные государственного земельного кадастра и госреестра прав на недвижимое имущество.

    Авторы этой законодательной инициативы мотивируют ее тем, что с каждым годом сельская местность все больше приходит в упадок, что в целом влияет на развитие агросектора экономики и состояние продовольственной безопасности страны. После принятия данного законопроекта доходная часть местных бюджетов может увеличиться на 3,5-4,5 млрд. грн., которые и будут направлены на развитие сельской местности.

    Но придаст ли развитие аграрному сектору дополнительный сбор с арендаторов и собственников земли сельхозназначения (т.е. фактически сельхозпроизводителей) - вопрос спорный. Поэтому давайте рассмотрим, соответствуют ли нормам Налогового кодекса предлагаемые изменения.

    Как известно, в Украине уже существует такой общегосударственный налог как плата за землю. Его платят собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи. Законопроектом предлагается ввести дополнительный местный сбор, который будет называться «сбор на развитие инфраструктуры территорий населенных пунктов сельских (поселковых) советов».

    Анализ существующих норм Налогового кодекса, а также содержания предлагаемых изменений, позволяет сделать вывод, что это фактически двойной налог на землю.

    Так, ст. 6 НКУ определяет понятие налога и сбора и устанавливает разницу между ними. Налог – это обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет (государственный или местный). Сбор (плата, взнос) – это обязательный платеж в соответствующий бюджет, который взимается с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в т.ч. вследствие совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

    Предлагаемый законопроектом сбор только называется сбором, но по содержанию – это налог. Даже формулировки ст. 268-1, которая вводится в НКУ и будет регулировать этот новый сбор, выписаны как для налога, а не для сбора. Например, пункт 268-1.3 – «объекты налогообложения», пункт 268-1.4 – «база налогообложения», пункт 268-1.6 – «налоговый период», пункт 268-1.8.3 – «налоговое обязательство» и т.п.

    В частности, базовым налоговым (отчетным) периодом для уплаты сбора будет календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. Для вновь созданных предприятий, а также тех, кто приобрел права собственности, пользования, в т.ч. аренды, на земельные участки в течение года, налоговый (отчетный) период может быть менее 12 месяцев.

    Собственники земли и арендаторы будут платить сбор со дня получения права собственности или аренды земельного участка.

    В случае перехода права собственности или аренды на земельный участок сельхозназначения (пашни) от одного владельца или арендатора к другому в течение календарного года, сбор будет уплачиваться предыдущим собственником или арендатором за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности или аренды на указанный земельный участок, а новым собственником или арендатором – начиная с месяца, с которого новым владельцем или арендатором получено право собственности, аренды земельного участка.

    Органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу органа, который обеспечивает формирование и реализацию единой государственной налоговой политики по местонахождению земельного участка, будут подавать информацию, необходимую для исчисления и взимания сбора.

    Плательщики сбора (кроме физических лиц) будут самостоятельно исчислять сумму сбора ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подавать органу, который обеспечивает формирование и реализацию единой государственной налоговой политики по местонахождению земельного участка, налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

    При подаче первой налоговой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика сбора) вместе с ней должна подаваться справка (выписка) об общей площади земель сельхозназначения (пашни), которая находится в собственности или аренде.

    Начисление сбора физическим лицам будет производиться органами, обеспечивающими формирование и реализацию единой государственной налоговой политики, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении сбора.

    Налоговое обязательство по уплате сбора, определенное в налоговой декларации на текущий год, должно уплачиваться равными долями собственниками, арендаторами земельных участков сельхозназначения (пашни) по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

    Следует отметить, что в данном случае налогоплательщик не получает никакой специальной выгоды, а государственные органы и органы местного самоуправления не совершают в пользу налогоплательщика никаких юридически значимых действий.

    Поэтому содержание предлагаемых изменений не соответствует понятию сбора, а может быть отнесено к налогу.

    Поскольку авторы законопроекта не могли ввести двойную плату за землю, они завуалированно назвали новый двойной налог «сбором на развитие инфраструктуры территорий населенных пунктов сельских (поселковых) советов».

     

                                                                                          Наталия МАРТЫНЮК,

                                                                                        адвокат АО Arzinger

     





    Схожі новини
  • №7-8(261)
  • №4 (259)
  • №2 (257)
  • №42 (254)
  • Молока стало меньше

  • Додати комментар
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Местный сбор или дополнительный налог на землю?


В Верховной Раде Украины зарегистрирован новый законопроект №2059а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно сбора за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения)».

 

Законопроектом предусматривается внести изменения в ст. 10 НКУ и дополнить Раздел ХII «Местные налоги и сборы» новой статьей 268-1. Предложенные изменения дополняют систему местных налогов и сборов новым сбором за пользование земельными участками сельхозназначения.

Плательщиками сбора станут собственники такой земли (пашни), если она не передана в аренду, а также арендаторы данной земли, кроме земель приусадебного фонда. Основанием для начисления сбора будут данные государственного земельного кадастра и госреестра прав на недвижимое имущество.

Авторы этой законодательной инициативы мотивируют ее тем, что с каждым годом сельская местность все больше приходит в упадок, что в целом влияет на развитие агросектора экономики и состояние продовольственной безопасности страны. После принятия данного законопроекта доходная часть местных бюджетов может увеличиться на 3,5-4,5 млрд. грн., которые и будут направлены на развитие сельской местности.

Но придаст ли развитие аграрному сектору дополнительный сбор с арендаторов и собственников земли сельхозназначения (т.е. фактически сельхозпроизводителей) - вопрос спорный. Поэтому давайте рассмотрим, соответствуют ли нормам Налогового кодекса предлагаемые изменения.

Как известно, в Украине уже существует такой общегосударственный налог как плата за землю. Его платят собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи. Законопроектом предлагается ввести дополнительный местный сбор, который будет называться «сбор на развитие инфраструктуры территорий населенных пунктов сельских (поселковых) советов».

Анализ существующих норм Налогового кодекса, а также содержания предлагаемых изменений, позволяет сделать вывод, что это фактически двойной налог на землю.

Так, ст. 6 НКУ определяет понятие налога и сбора и устанавливает разницу между ними. Налог – это обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет (государственный или местный). Сбор (плата, взнос) – это обязательный платеж в соответствующий бюджет, который взимается с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в т.ч. вследствие совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Предлагаемый законопроектом сбор только называется сбором, но по содержанию – это налог. Даже формулировки ст. 268-1, которая вводится в НКУ и будет регулировать этот новый сбор, выписаны как для налога, а не для сбора. Например, пункт 268-1.3 – «объекты налогообложения», пункт 268-1.4 – «база налогообложения», пункт 268-1.6 – «налоговый период», пункт 268-1.8.3 – «налоговое обязательство» и т.п.

В частности, базовым налоговым (отчетным) периодом для уплаты сбора будет календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. Для вновь созданных предприятий, а также тех, кто приобрел права собственности, пользования, в т.ч. аренды, на земельные участки в течение года, налоговый (отчетный) период может быть менее 12 месяцев.

Собственники земли и арендаторы будут платить сбор со дня получения права собственности или аренды земельного участка.

В случае перехода права собственности или аренды на земельный участок сельхозназначения (пашни) от одного владельца или арендатора к другому в течение календарного года, сбор будет уплачиваться предыдущим собственником или арендатором за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности или аренды на указанный земельный участок, а новым собственником или арендатором – начиная с месяца, с которого новым владельцем или арендатором получено право собственности, аренды земельного участка.

Органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу органа, который обеспечивает формирование и реализацию единой государственной налоговой политики по местонахождению земельного участка, будут подавать информацию, необходимую для исчисления и взимания сбора.

Плательщики сбора (кроме физических лиц) будут самостоятельно исчислять сумму сбора ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подавать органу, который обеспечивает формирование и реализацию единой государственной налоговой политики по местонахождению земельного участка, налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

При подаче первой налоговой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика сбора) вместе с ней должна подаваться справка (выписка) об общей площади земель сельхозназначения (пашни), которая находится в собственности или аренде.

Начисление сбора физическим лицам будет производиться органами, обеспечивающими формирование и реализацию единой государственной налоговой политики, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении сбора.

Налоговое обязательство по уплате сбора, определенное в налоговой декларации на текущий год, должно уплачиваться равными долями собственниками, арендаторами земельных участков сельхозназначения (пашни) по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Следует отметить, что в данном случае налогоплательщик не получает никакой специальной выгоды, а государственные органы и органы местного самоуправления не совершают в пользу налогоплательщика никаких юридически значимых действий.

Поэтому содержание предлагаемых изменений не соответствует понятию сбора, а может быть отнесено к налогу.

Поскольку авторы законопроекта не могли ввести двойную плату за землю, они завуалированно назвали новый двойной налог «сбором на развитие инфраструктуры территорий населенных пунктов сельских (поселковых) советов».

 

                                                                                      Наталия МАРТЫНЮК,

                                                                                    адвокат АО Arzinger

 





Схожі новини
  • №7-8(261)
  • №4 (259)
  • №2 (257)
  • №42 (254)
  • Молока стало меньше

  • Додати комментар
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.