Времена, когда дары полей и садов реализовывались в овощных магазинах, канули в Лету. Долгое время у аграриев не было другой альтернативы сбыта фруктово-овощной продукции, кроме базаров и перекупщиков. Сегодня, наконец-то, эта альтернатива появилась. В ближайшие годы в Украине будет построено несколько крупных оптовых рынков сельхозпродукции.
Один из них будет на Донетчине. В декабре тут дан старт строительству современного торгового комплекса агропродукции. Новый оптовый сельскохозяйственный рынок «Донбасс» обещает стать самым большим рынком Юго-Восточной Украины.
Подобные сельхозрынки площадью в 30-50 футбольных полей в Европе - давно реальность, а в Украине - пока экзотика.
Новое - это хорошо работающее старое
Типичный оптовый сельхозрынок является крупным региональным аграрно-маркетинговым проектом, на который поступает как отечественная, так и импортная продукция. Он позволяет повысить эффективность товаропотока и качество продукции, а также обеспечивает свободное и прозрачное ценообразование за счет внутренней конкуренции. Площадь оптовых агрорынков может составлять от 20 до 100 гектаров. На них располагаются торговые павильоны, парковочные места для крупнотоннажных автомобилей, с которых ведется продажа, и, конечно, элементы инфраструктуры - от хранилищ для овощей и фруктов до гостиниц, ресторанов и отделений банков.
В Западной Европе такие рынки успешно функционируют более шестидесяти лет. Многие из них - это самодостаточный бренд: Marche de gros Rungis во Франции, Spaanse Polder в Нидерландах и Mercamadrid - в Испании. В течение последних пятнадцати лет подобные проекты активно развиваются в Центральной Европе. Польское правительство, начиная с середины 90-х, потратило около 300 млн. евро на формирование сети оптовых рынков. Одним из самых успешных считается Bronisze, открывшийся в 1999 году. Сегодняшний его товарооборот - 1 млн. тонн агропродукции в год.
В Украине необходимость создания централизованной организации оптовых агрорынков зрела много лет. В первую очередь, из-за целого ряда проблем, скопившихся в аграрной отрасли, и которые можно решить благодаря реализации таких проектов. Как известно, львиную долю овощной продукции поставляет население. Так, мелкие хозяйства обеспечивают около 97% общего урожая картофеля и 87% овощей и фруктов. Из-за отсутствия системных каналов сбыта и возможности хранить продукцию, существенная часть урожая пропадает или, в лучшем случае, скармливается скоту. В то же время теневой рынок плодовоовощной продукции на сегодня составляет приблизительно $14 млрд. или 60% общего рынка.
«Донбасс» - оптовый
До недавнего времени идея создания оптовых агрорынков оставалась лишь на бумаге. Исключением из правила стали лишь львовский "Шувар" и жашковский рынок живого скота "Чародей" (Черкасская область). И вот еще одна «ласточка» - строительство оптового сельхозрынка на Донетчине.
Как отмечают в Донецкой областной госадминистрации, строительство "Донбасса" осуществляется в рамках реализации государственной целевой программы создания оптовых рынков сельхозпродукции. Главная задача проекта, с одной стороны, - обеспечение региона продуктами питания по стабильным ценам, а с другой - помощь аграриям в эффективном сбыте своей продукции. Одной из составляющих успеха проекта является, безусловно, его выгодное месторасположение на землях Ясиноватского района между горловской и константиновской трассами.
Как отмечает председатель Ясиноватской райгосадминистрации Эдуард Москаленко, оптовый сельхозрынок «Донбасс» даст 1,5 тыс. новых рабочих мест, его работа положительно скажется на поступлении денежных средств в местный бюджет. «Если же взглянуть шире на те процессы, которые происходят у нас, то Ясиноватский район - один из хороших примеров, где реализуется программа экономических реформ президента Украины Виктора Януковича. Не так давно он лично открывал у нас участок объездной автодороги, сейчас мы закладываем первый камень строительства современного оптового рынка», - делится впечатлениями руководитель района.
По мнению экспертов, формат оптового рынка обеспечивает аграриям доступ к большому количеству покупателей, возможность продавать продукцию в больших объемах, а также оптимизировать транспортные и логистические затраты благодаря заключению постоянных контрактов. А вот продажи с поля, наоборот, дают двукратную потерю в цене. Основные покупатели на оптовых рынках - представители розничной торговли, отелей, ресторанов, кафе и переработчики, - приобретая товар на таком рынке, экономят около 20-25% своих расходов.
По словам директора Департамента развития аграрного рынка Минагрополитики Анатолия Розгона, программа создания оптовых рынков предусматривает создание завершенной инфраструктуры. Это строительство специализированных терминалов для торговли овощами, фруктами, мясом и мясопродуктами, молокопродуктами, рыбой и цветами; складских помещений и логистической платформы; выставочных и офисных площадей, создание овощехранилищ, приближенных к товаропроизводителю; сооружение пункта утилизации мусора; налаживание работы лаборатории контроля и безопасности продукции; внедрение энергосберегающих технологий, создание информационной системы. Для реализации проекта в течение 2010-2014 гг. необходимо в целом 388 млн. грн. инвестиционных средств. Срок окупаемости проекта - около 7,5 лет.
В соответствии с графиком строительства, «Донбасс» начнет свою работу уже с урожаем 2011 года. Строительство первой очереди планируется закончить к июлю будущего года.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Донецк