Украинские власти, общественные организации и четыре крупных производителя молочной продукции запустили информационно-образовательный проект, целью которого является увеличение производства и потребления молочных продуктов. Успех проекта зависит от условий ценообразования и готовности торговых сетей пойти навстречу. Иначе проект останется лишь дорогой пиар-кампанией лидеров рынка. Как утверждают участники проекта, «Три молочных продукта в день» — первый в Украине пример частно-государственного партнерства, реализуемый в таком масштабе. Инициатива родилась в стенах Европейской бизнеса-ассоциации (ЕБА) и объединила 11 организаций. Партнерами проекта выступили четыре ведущих молочные компании, чьи производственные мощности объединяют 19 заводов по всей стране — «Милкиленд», «Лакталис», «Вимм-Билль-Данн Украина» (PepsiCo) и «Данон», а также Ассоциация диетологов, Минагропрод, МОЗ, комитет Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, Ассоциация производителей молока и Украинский клуб аграрного бизнеса. Стратегической целью проекта является повышение потребления молочной продукции с 22 до 26 кг в год на человека до 2016 г., что эквивалентно повышению потребления — а следовательно, и производства — на 5% в год. По данным Ассоциации диетологов Украины, годовое потребление пакетированных молочных продуктов в Украине составляет около 22 кг на человека в год. При этом аналогичный показатель в России достигает 45 кг, в Польше — 72. Стартовая сумма инвестиций в проект от каждого производителя составит 2-4 млн грн. «Но общая стоимость проекта будет в 3-4 раза больше», — отметил генеральный директор компании «Данон-Украина» Дарио Маркетти. Чтобы сэкономить самим, участники программы ведут переговоры с другими компаниями, работающими на рынке молокопродуктов, об участии в проекте.
Между тем, в прошлом году молочная отрасль наконец-то вышла на позитивную динамику. Так, производства молока в 2012 г. выросло 2,7% до 11,4 млн. тонн по сравнению с 2011 г. (в том году было падение на 1,5%). По данным Госстата, производство обработанного молока в 2012 г. на 6% до 909 тыс. тонн, производство жирных сыров выросло на 7,6% до 166 тыс. тонн, свежих неферментированных и кисломолочных сыров — на 4,4% до 78,6 тыс. тонн.
При этом, как заявил депутат ВР от фракции Партии регионов, председатель комитета по аграрной политике и земельным отношениям Григорий Калетник, в течении последних нескольких лет каждый день в хозяйствах населения вырезается 200-220 коров в день.
Главными составляющими информационной кампании проекта станут телевизионная и наружная реклама, освещение экспертных мнений в СМИ, широкомасштабные образовательные программы, сотрудничество с экспертами и журналистами, образовательные проекты в школах и магазинах. Призывы употреблять молочные продукты трижды в день будут адаптированы для каждой группы потребителей.
Профильный комитет парламента уже рассматривает возможность введения госпрограммы обеспечения школьников бесплатным молоком в школах в рамках данного проекта. Как сообщил Григорий Калетник, подобные программы уже 40 лет успешно реализуются в большинстве стран мира. Он также отметил, что программа предусматривает выделение бюджетных средств на бесплатное обеспечение всех школьников страны с 1 по 8 класс 200 мл молока в день.
Большое влияние на возможный успех программы имеет стоимость молокопродуктов, которые на сегодня часто не по карману незащищенным слоям населения. А доступность — один из важнейших факторов для роста потребления украинцами молокопродуктов. Сами производители-участники проекта идти на снижение цены для доступности молокопродуктов населения не готовы.
Стоимость планируется снижать за счет других участников. В частности, как отметил Григорий Калетник, снизить цену продуктов можно будет путем сокращение количества участников в цепочке от производителя молока до продукта на полке.
«Есть посредники, которые только оформляют документы. Там добавляется как минимум лишняя гривна в стоимости», — отмечает он. И добавляяет, что еще 2-3 гривны в цене уходит на стоимость размещения на полке торговых сетей. «Для снижения цены можно регулировать рентабельность и наценки в торговых сетях», — говорит глава комитета.
Между тем, как отмечает гендиректор компании «Вимм-Билль-Данн» в Украине Андрей Наумов, в целом около 67% всех молочных продуктов реализуется именно через организованную розницу. А вот кто из сетей готов идти на сотрудничество и уступки, пока неясно. Сейчас еще только ведутся переговоры с разными участниками программы, которые могут помочь в развитии проекта.
А вот увенчается ли проект успехом, станет известно уже через полгода. Как отмечает Андрей Наумов, именно на этот период рассчитаны стартовые суммы. «А уже после этого мы будем оценивать, насколько эта программа оправдала те ожидания и достигла тех целей которые мы перед собой ставили, и будем принимать решение, продолжать программу или нет», — заявил он.