Агропродукция европейского производства на полках украинских магазинов может подешеветь примерно на 10%. Это возможно после создания зоны свободной торговли с ЕС благодаря снижению пошлин.
Олег Нивьевский, руководитель центра исследований АПК ИЭИ: «Нужно ожидать уменьшения импортных тарифов на 95%. То есть это очень хорошая вещь для потребителей. Мы в принципе будем платить меньше за импортную продукцию из Европейского Союза».
К таким выводам пришли специалисты, оценив опыт вступления Украины во Всемирную торговую организацию, после присоединения к которой импортные товары подешевели для украинского потребителя в среднем на 8%. Впрочем, почувствовать это на семейном бюджете мешает постоянное подорожание продовольствия и введение государством других сборов по импорту или его чрезмерное регулирование.
Олег Нивьевский, руководитель центра исследований АПК ИЭИ: «Тот самый пармезан, глядя на ставки импортные, то он должен стоить на 20% дороже в той же Германии или в Италии. Он действительно стоит в три раза дороже. То есть, это означает, что вот эта разница, в ней, во-первых, сидит импортная пошлина. Там сидят все какие-то побочные, скажем так, платежи. Плюс не тарифные ограничения, за которые, в принципе, платит обычный потребитель».
Вместе с тем, высокие цены на европейские продукты в Украине объясняют еще и низким спросом на них, поэтому поставляют их небольшими партиями.
Владимир Лапа, генеральный директор УКАБ: «Ясно, если магазин его продает по килограмму в неделю, то там ставят накрутку не на 10-15%, а 50-70, а то и более процентов. Какой-то здоровый элемент протекционизма по отношению к собственным производителям должен быть».
От экспансии европейских продуктов могут пострадать прежде украинские сельхозпроизводители. Ведь дешевые импортные продукты будут давить на внутренний рынок. Тогда как для завоевания рынков ЕС отечественным производителям еще предстоит достичь тамошних стандартов.
Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации: «Может быть тяжелым для нас период где-то 5-6 лет. Но насколько тяжелым, будет зависеть от того, насколько Таможенный союз от нас сразу оградится. Если это не будет какое-то такое политизированное отграничение, то какой-то большой проблемы я не вижу. Если будет политизированное отграничение, действительно, мы можем потерять».