Аграрний тиждень. Україна
» » Основной источник девальвации
» » Основной источник девальвации

    Основной источник девальвации


    Что лучше – бюджетный кризис или девальвация? Что менее болезненно – задерживать зарплаты бюджетникам или допустить скачок цен на импортные товары? Такой нелегкий выбор будет остро стоять осенью перед руководством страны.
    Год назад оно решило «законсервировать» девальвационный потенциал. Расчет был на то, чтобы, отбив валютную атаку, которая угрожала всего-то 5%-м снижением курса, укрепить веру населения в гривну и получить политические дивиденды. Задача была решена, но проблема не исчезла. Обезболив на время гнилой зуб, правительство заработало куда более серьезную проблему.
    Обменный курс – это не индикатор политического успеха и не гарантия победы на президентских выборах. Это т.н. «индикатор», который в режиме реального времени помогает балансировать взаимосвязям и на ранних этапах очищает систему от накапливающихся проблем. Зажав «индикатор», мы соглашаемся с тем, что дисбалансы будут вылезать в самых неожиданных формах в самый неподходящий момент.
    Ожидание девальвации в придачу к проблемам прав собственности отпугивает от Украины качественных инвесторов. Достаточно взглянуть на приток прямых иностранных инвестиций, исключив из них деньги с Кипра: $470 млн в 2012-м году против $3,4 млрд в 2010-м. Чтобы понять, что означает фиксированность курса для неконкурентоспособной экспортно-ориентированной экономики, достаточно посмотреть на динамику промышленного производства (–9,3% г/г в мае 2013 года). Но вот что, возможно, не совсем очевидно, так это связь фиксированного курса и надвигающегося фискального кризиса.
    Что же делает правительство Николая Азарова, когда нужно держать гривну, а доходы от экспорта не растут? Правильно, он начинает бороться с импортом! Он вводит новые пошлины или сокращает закупку импортных энергоресурсов. В первые месяцы такой политики Госстат бодро рапортует об успехах с платежным балансом. Но вслед за ним еще «бодрее» начинает рапортовать Госказначейство, поскольку почти 40% доходов бюджета зависит от потребления импортных товаров.
    Что же делает Нацбанк Игоря Соркина, чтобы отбить охоту у спекулянтов «валить гривну»? Правильно, он зажимает ликвидность, парализует деловую активность и стимулирует дефляцию. Что толку, что остатки на корсчетах банков достигли почти 30 млрд гривен, – основная часть этой ликвидности сконцентрирована у госбанков, а даже то, что накопилось у независимых игроков, связано повышенным резервированием. Госказначейство опять говорит спасибо, поскольку на фоне падающей неконкурентоспособной экономики (см. выше) кроме инфляции наполнять бюджет некому.
    Что же делает Миндоходов Александра Клименко, когда сокращается приток бюджетных доходов (–8,2% во II квартале 2013 года)? Правильно, увеличивают фискальное давление – и теперь экономика вносит в бюджет больше, чем зарабатывает, а внутреннее потребление, которое генерирует почти 60% всех бюджетных доходов, начинает остывать. В I квартале 2013 года рост частного потребления замедлился до 4,4% после 6,7% в IV квартале 2012-го – хуже ситуация с потреблением была только в 2009-м и начале 2000-х, в обоих случаях после сильного валютного шока.
    Круг замыкается. С одной стороны, просматривается рекордный фискальный разрыв (около 75 млрд гривен, или 5% ВВП, без НАК «Нафтогаз Украины»), который без внешних заимствований можно покрыть только масштабной эмиссией. С другой – шаткость фиксированного курса, который перестанет быть таковым, как только начнется эмиссия. Спасти ситуацию могли бы внешние займы или МВФ, но МВФ требует ослабление контроля за валютой (читай – девальвацию), а доступ на внешние рынки усложнился.
    Валютные риски возвращаются. Только теперь они идут в паре с фискальными проблемами, и поэтому совсем другого качества. Возникает закономерный вопрос: чего ждать этой осенью? И ответ на него совсем нетривиальный. Правительство загнало себя в угол политикой «зажатых поплавков», и потребуются крайне нестандартные решения, чтобы из этой ситуации выйти. Логичным шагом был бы секвестр бюджета, но, к сожалению, в 2013-м году чувствительные расходы (зарплаты, социальное обеспечение, обслуживание долга и прочее) превышают 95% всех бюджетных выплат. В шахматах такая комбинация называется «вилка», а здесь мы имеем следующие риски: 1) при удовлетворении бюджетников – получить девальвацию; 2) при контроле гривны - фискальный кризис.
    По материалам: Uainfo.org








    Схожі новини
  • Может означать самые негативные последствия
  • Кто бы мог подумать, что у нас так резко вырастет количество овец и коз.
  • Кризис-2013: что ждет Украину
  • Сокращении объемов золотовалютных запасов
  • Что будет с экономикой в 2012 году. Прогнозы экспертов

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Основной источник девальвации


Что лучше – бюджетный кризис или девальвация? Что менее болезненно – задерживать зарплаты бюджетникам или допустить скачок цен на импортные товары? Такой нелегкий выбор будет остро стоять осенью перед руководством страны.
Год назад оно решило «законсервировать» девальвационный потенциал. Расчет был на то, чтобы, отбив валютную атаку, которая угрожала всего-то 5%-м снижением курса, укрепить веру населения в гривну и получить политические дивиденды. Задача была решена, но проблема не исчезла. Обезболив на время гнилой зуб, правительство заработало куда более серьезную проблему.
Обменный курс – это не индикатор политического успеха и не гарантия победы на президентских выборах. Это т.н. «индикатор», который в режиме реального времени помогает балансировать взаимосвязям и на ранних этапах очищает систему от накапливающихся проблем. Зажав «индикатор», мы соглашаемся с тем, что дисбалансы будут вылезать в самых неожиданных формах в самый неподходящий момент.
Ожидание девальвации в придачу к проблемам прав собственности отпугивает от Украины качественных инвесторов. Достаточно взглянуть на приток прямых иностранных инвестиций, исключив из них деньги с Кипра: $470 млн в 2012-м году против $3,4 млрд в 2010-м. Чтобы понять, что означает фиксированность курса для неконкурентоспособной экспортно-ориентированной экономики, достаточно посмотреть на динамику промышленного производства (–9,3% г/г в мае 2013 года). Но вот что, возможно, не совсем очевидно, так это связь фиксированного курса и надвигающегося фискального кризиса.
Что же делает правительство Николая Азарова, когда нужно держать гривну, а доходы от экспорта не растут? Правильно, он начинает бороться с импортом! Он вводит новые пошлины или сокращает закупку импортных энергоресурсов. В первые месяцы такой политики Госстат бодро рапортует об успехах с платежным балансом. Но вслед за ним еще «бодрее» начинает рапортовать Госказначейство, поскольку почти 40% доходов бюджета зависит от потребления импортных товаров.
Что же делает Нацбанк Игоря Соркина, чтобы отбить охоту у спекулянтов «валить гривну»? Правильно, он зажимает ликвидность, парализует деловую активность и стимулирует дефляцию. Что толку, что остатки на корсчетах банков достигли почти 30 млрд гривен, – основная часть этой ликвидности сконцентрирована у госбанков, а даже то, что накопилось у независимых игроков, связано повышенным резервированием. Госказначейство опять говорит спасибо, поскольку на фоне падающей неконкурентоспособной экономики (см. выше) кроме инфляции наполнять бюджет некому.
Что же делает Миндоходов Александра Клименко, когда сокращается приток бюджетных доходов (–8,2% во II квартале 2013 года)? Правильно, увеличивают фискальное давление – и теперь экономика вносит в бюджет больше, чем зарабатывает, а внутреннее потребление, которое генерирует почти 60% всех бюджетных доходов, начинает остывать. В I квартале 2013 года рост частного потребления замедлился до 4,4% после 6,7% в IV квартале 2012-го – хуже ситуация с потреблением была только в 2009-м и начале 2000-х, в обоих случаях после сильного валютного шока.
Круг замыкается. С одной стороны, просматривается рекордный фискальный разрыв (около 75 млрд гривен, или 5% ВВП, без НАК «Нафтогаз Украины»), который без внешних заимствований можно покрыть только масштабной эмиссией. С другой – шаткость фиксированного курса, который перестанет быть таковым, как только начнется эмиссия. Спасти ситуацию могли бы внешние займы или МВФ, но МВФ требует ослабление контроля за валютой (читай – девальвацию), а доступ на внешние рынки усложнился.
Валютные риски возвращаются. Только теперь они идут в паре с фискальными проблемами, и поэтому совсем другого качества. Возникает закономерный вопрос: чего ждать этой осенью? И ответ на него совсем нетривиальный. Правительство загнало себя в угол политикой «зажатых поплавков», и потребуются крайне нестандартные решения, чтобы из этой ситуации выйти. Логичным шагом был бы секвестр бюджета, но, к сожалению, в 2013-м году чувствительные расходы (зарплаты, социальное обеспечение, обслуживание долга и прочее) превышают 95% всех бюджетных выплат. В шахматах такая комбинация называется «вилка», а здесь мы имеем следующие риски: 1) при удовлетворении бюджетников – получить девальвацию; 2) при контроле гривны - фискальный кризис.
По материалам: Uainfo.org








Схожі новини
  • Может означать самые негативные последствия
  • Кто бы мог подумать, что у нас так резко вырастет количество овец и коз.
  • Кризис-2013: что ждет Украину
  • Сокращении объемов золотовалютных запасов
  • Что будет с экономикой в 2012 году. Прогнозы экспертов

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.