Антимонопольный комитет Украины обвинил крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре. По мнению Комитета, ритейлеры договорились об антиконкурентных согласованных действиях, результатом чего стало повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах, пишет Forbes.
"Мы выявили и разоблачили картель", – заявил замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин в пятницу, 13 сентября.
Согласно предварительным выводам расследования, более чем 200-страничный документ – был разослан компаниям в начале прошлой недели. Ритейлеры подтверждают факт получения документов.
Ведомство намерено оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий, что может обойтись сетям в максимальные 20% от оборота за предыдущий год. Это около 20 млрд гривен в целом.
Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.
Черный список: "Фоззи-Фуд", "Фора", "Фуршет" (и ряд дочерних предприятий) "Ашан Украина", "Фудмаркет", "АТБ-Маркет", "Эко", "Адвентис", "Билла-Украина", "Край-2", "Новус Украина", "Икс 5 Ритейл Групп", "Спар-Центр", "Бимаркет", "Метро Кеш энд Керри Украина и "АС Нильсен Украина"
Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато АМКУ в мае 2012 года. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты – на 50-70%.
В Комитете заподозрили, что причина – в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара.
По мнению специалистов ведомства, большие торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних. "По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара", – подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко.
Вторая претензия АМКУ – 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится исследовательская компания AC Nielsen.
Рафаэль Кузьмин поясняет: "Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого – к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров". "Nielsen – якобы коммуникатор нашего сговора. Вы считаете это нормальным?" – удивляется основной владелец компании "Фуршет" Игорь Баленко.
"Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение", – констатирует Алексеенко.
Nielsen, в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят, по крайней мере, на текущем этапе. Ее АМКУ лишь планирует обязать "прекратить сбор и распространение информации, которая приводит к ограничению конкуренции на рынках Украины".
С учетом всех этих факторов ритейлеры, каждому из которых грозит штраф от нескольких десятков миллионов до двух миллиардов гривен, настроены более чем пессимистично.
Высказываться официально большинство из них пока не хотят. В Fozzy Group отказались от комментариев. Жерар Галле, генеральный директор "Auchan-Украина", сказал Forbes, что не получал никаких предварительных выводов. Начальник отдела по связям с общественностью компании "АТБ" Анна Личман лишь уточнила, что компания осведомлена о существовании расследования, и готова предоставить АМКУ запрашиваемые данные.
Но неофициально несколько собеседников в различных ритейлерах не сдерживают эмоций. "По Украине едет трактор, и сейчас ему под колеса попала наша отрасль. Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день все попавшие под удар торговые сети будут банкротами", – говорит на условиях анонимности топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.
Доводы комитета убедительными ритейлерам не кажутся. Торговцы признают, что цены на продукты в 2010-2011 годах росли, и довольно заметно, но отрицают свою причастность к их удорожанию.
Еще один существенный повод для беспокойства компаний – "рассылка" АМКУ. Отправив ритейлерам общие предварительные выводы расследования, Комитет попутно "засветил" перед конкурентами ряд конфиденциальных финансовых данных, касающихся маркетинговой политики, расчетов с поставщиками и др.