Об этом сообщили «Вестям» в НТЦ «Психея».
«Дешевое топливо низкого качества, которое как раз подходит для нужд аграрного сектора, раньше поставлялось из России. Сейчас поставок нет и проблема с дефицитом уже обозначилась», — рассказал нам директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Альтернативного варианта поставок дешевого и низкокачественного топлива нет — его попросту не производят. Украина экспортирует дизель из Литвы, Белоруссии, Польши, но это дорогое топливо более высокого качества. С ним и придется работать нашим аграриям.
В принципе, подходящее топливо по вменяемой цене мы могли бы производить сами, но отечественные мощности по переработке простаивают. «Наш единственный функционирующий завод в Кременчуге способен обеспечить только 15% рынка (завод перерабатывает около 3 млн нефти в год, это — 120-150 тыс. тонн топлива). Еще есть Шебелинский газоперерабатывающий завод, но он в нерабочем состоянии», — отметил Сапегин.
Впрочем, по словам экспертов, существует резерв в виде десятка мини-МПЗ. Они находятся в частных руках и производят топливо очень плохого качества, но для посевной оно сгодилось бы. Эти предприятия бездействуют, но большинство готовы приступить к работе хоть сегодня. Единственная проблема — обеспечение сырьем. «Действительно, есть производственный резерв из частных мини-МПЗ. Но им где-то надо будет закупать конденсат: на каких-то аукционах, по вменяемой цене. Это проблема, и она не решается мгновенно», — объяснил «Вестям» ситуацию директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. Введение этих мощностей покроет еще 10% рынка.
Ранее Россия заявила о невозможности создания Причерноморского зернового пула без Украины
Так что, по расчетам НТЦ «Психея», посевная обойдется аграрием дороже на 40 копеек за каждый литр израсходованного дизтоплива — примерно на уровне 11,25 грн — только из-за срыва топливных поставок из РФ.
Еще один фактор, подкосивший отрасль — рост курса доллара. В совокупности это привело к росту цены горючего на 2 грн/л. В результате аграрии не вписываются в бюджеты, выделенные для весеннего сева. «В этом году проблема с топливом действительно есть. Точнее не с топливом, а с деньгами на его покупку, — подтвердил «Вестям» президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич. — Если в прошлом году мы топливо покупали по 9-9,50 грн. и весь сезон цена была стабильной, то в этом году она достигает 11-11,50 грн. Есть отдельные компании, которые закупили топливо на сезон заранее, но это единичные случаи. В целом по отрасли на сегодняшний день дефицит денежных средств на покупку топлива составляет 15-20%».
Как писали «Вести», подорожание топлива и рост цен на удобрения приведет в этом году к снижению урожайности и сокращению площадей под зерновыми.