В странах еврозоны вновь начинают поговаривать о сценарии масштабного кризиса. Вызывающие беспокойство исследования представили уже не только ЕЦБ и Еврокомиссия, но и рейтинговые агентства. Последнее из них выпустили в Moody’s.
В чем причина? В намеченном на пятницу вердикте по бюджету на 2015 год или волнении по поводу визита папы в Страсбург? В любом случае, разобраться в сценариях кризиса, намеченного на весну 2015 года, пока весьма непросто. Гипотез существует несколько, но все они придерживаются одного принципа работы и накопления цепочки сбоев.
Акт 1
Экономический рост наблюдается по всему миру, за исключением Европы. Да, на самом деле везде: в США, развивающихся странах во главе с Китаем, в Южной Америке и даже в Африке.
Акт 2
Экономический рост отсутствует в Европе и, в частности, во Франции. Европа не может рассчитывать на рост внутреннего и рыночного спроса. Он насыщен. В то же время мы можем рассчитывать на часть мирового спроса, если сумеем доказать нашу конкурентоспособность.
Акт 3
Европейские страны, в том числе Франция, смогут стать конкурентоспособными только в случае сокращения социальных расходов. У нас на социальный расходы приходится 32% ВВП, тогда как средний показатель в странах Северной Европы составляет 27%. Сокращение этой статьи бюджета автоматически повлечет за собой расширение инвестиций рыночного сектора. Уменьшение социальных расходов нужно для повышения конкурентоспособности. И раз большая часть дефицита социального бюджета приходится на пенсионную систему, для решения проблемы пенсионный возраст придется поднять до 65 лет.
Акт 4
Проект о заморозке зарплат на два года или послаблениях в системе 35-часовой рабочей недели настолько глуп, что, как кажется, может послужить политическим подспорьем для менее болезненных реформ вроде пенсионной. Франция — одна из немногих стран в Европе, которые до сих пор не приняли во внимание изменения в демографии. Сейчас все думают о пенсионной реформе, но никто не решается перейти к конкретным действиям.
Акт 5
Рейтинговые агентства во главе с Moody’s утверждают, что шоковая ситуация является для Франции единственным способом подойти к столь масштабной структурной реформе. Специалисты говорят о трех типах кризисов по степени вероятности:
Самый вероятный — кризис облигаций. Возникшие на рынках страхи приведут к повышению процентных ставок, что создаст препятствия для нормальной работы стран с высокой задолженностью. Отметим, что появлению этого кризиса будет способствовать и изменение валютной политики Федеральной резервной системы. Увеличение американских ставок будет притягивать капиталы и вызовет рост ставок в Европе.
Кризис евро между Германией и Францией. Разногласия Парижа и Берлина, усталость немецких налогоплательщиков, нежелание Франции проводить реформы — все это может привести к настоящему разводу. С технической точки зрения осуществить его будет непросто. Однако в любом случае сильная валюта все равно останется у Германии.
Политический кризис в связи с подъемом популизма и ультраправых. В первую очередь это относится к Франции. Усиление движений Земмура и Ле Пен может повлечь за собой реакцию ответственного и прагматичного большинства. Однако это вряд ли что-то даст в плане государственного руководства в обозримой перспективе.
График реализации всех сценариев один и тот же: март-апрель. Как ни удивительно, но на этот самый период с особым вниманием смотрят и политики. И левые, и правые.