Аграрний тиждень. Україна
» » 2015 год: возможные изменения в законодательном поле АПК
» » 2015 год: возможные изменения в законодательном поле АПК

    2015 год: возможные изменения в законодательном поле АПК


    В новоизбранной Верховной Раде Украины может быть сформировано мощное аграрное лобби, которое будет готово продвигать законопроекты, позволяющие снимать административные барьеры на пути развития АПК Украины, а также смежных отраслей. Так, 26 ноября народный депутат Украины Иван Мирошниченко провел первое заседание с участниками аграрного рынка, а также профильными ассоциациями, на котором было рассмотрено более 40 законопроектов, направленных на правовое урегулирование проблем агросектора. Была также определена первоочередность внесения и принятия Верховной Радой Украины рассмотренных документов. Активное участие в обсуждении документов приняли Владимир Клименко (Украинская зерновая ассоциация), Сергей Стоянов (Украинская аграрная конфедерация), Николай Горбачев (Европейская бизнес-ассоциация), Александр Калиберда (USAID), Денис Соболев (Американская торговая палата), Михаил Соколов («Кесарев Консалтинг»), Марьян Заблоцкий (Украинская аграрная ассоциация) и др. В данном материале представлены те проекты законов, которые были определены участниками совещания как первоочередные, а также наиболее спорные законодательные инициативы, вызвавшие дискуссию среди экспертов.

    Пакет евроинтеграционных законопроектов

    В процессе имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС перед Верховной Радой Украины восьмого созыва стоит задача гармонизации украинской нормативной и правовой базы с европейской. Все законопроекты, которые направлены на достижение этой цели, объединены в евроинтеграционный пакет. Если говорить об АПК, законопроекты евроинтеграционного пакета, в первую очередь, касаются качества и безопасности пищевой продукции, а также ее маркировки. По мере принятия законов в евроинтеграционном пакете Украина сможет постепенно отменять секторальные законы, такие как о молоке, мясе и пр. Таким образом, стратегия принятия этих документов заключается в том, чтобы перейти на построение законодательства по аналогии с европейским. То есть, если есть закон о маркировке, он регулирует условия и принципы маркировки всех продуктов. Если есть закон, который обеспечивает безопасность пищевых, продуктов, он касается всех пищевых продуктов, а не отдельно молока или мяса и т.д. Кроме того, профильные вертикальные законы о каждом виде продукции создают разнообразное избыточное регулирование, которое отличается от базового регулирования безопасности пищевой продукции.

    Однако среди законопроектов евроинтеграционного пакета есть и такой, который, по мнению участников заседания, может тяжело проходить процедуру принятия. Это законопроект о новейших пищевых продуктах (рег. №5199-VI). Сложность его принятия может быть обусловлена тем, что в самой Европе вопрос оборота новейших пищевых продуктов регулируется противоречиво. Суть в том, что в действующем пищевом законодательстве производитель сам отвечает за качество своего продукта. Поэтому в случае если украинский производитель выпускает на рынок продукт, который является абсолютно новым, т.е. его никто ранее не производил и никакого опыта по нормированию его качества и безопасности нет, есть дополнительное регулирование в виде регистрации.

    Кроме того, была отмечена важность принятия законопроекта о внесении изменении в закон об обязательной идентификации животных. В ходе принятия документа были внесены поправки, согласно которым граждане или юридические лица не могут сами оплачивать покупку бирок для проведения идентификации, вследствие чего этот процесс остановился. Предлагаемые изменения позволят предоставить право оплаты бирки.

    Ликвидация ликвидированного

    В законодательстве Украины создалась несколько противоречивая ситуация. Кабинет министров постановлением ликвидировал Государственную сельскохозяйственную инспекцию, делегировав часть полномочий другим органам, однако до сих пор в законах Украины сохранены положения, касающиеся полномочий этого органа исполнительной власти. Поэтому предлагается внести и как можно в более краткие сроки рассмотреть и принять Верховной Радой Украины законопроект о ликвидации полномочий Госсельхозинспекции. Это не только устранит коллизии в украинском законодательстве, но и позволит убрать предпосылки для возрождения этого органа исполнительной власти, а также передачи этих полномочий другим органам исполнительной власти.

    Агрорасписки: быть или не быть?

    В Украине закон об аграрных расписках был принят более 2 лет назад, однако на практике этот механизм не использовался до последнего времени. С сентября т.г. в Полтавской области запущен пилотный проект по использованию аграрных расписок как механизма финансирования аграриев. Однако трейдеры отмечают, что прописанная в действующем законодательстве норма о первоочередном расчете окажет негативное влияние на торговую деятельность как самих экспортеров, так и сельхозпроизводителей. Кроме того, намерение Государственной фискальной службы Украины ввести акциз на агрорасписки, который, по сути, будет являться еще одним налогом, приблизит привлекательность использования этого механизма к нулю.

    В целом же, участники заседания приняли решение после результатов эксперимента в Полтавской области разработать необходимые изменения в действующий закон с учетом интересов всех участников рынка, которые могут использовать агрорасписки. Кроме того, разработать пути недопущения введения акцизов на расписки.

    ГМО: запретить нельзя использовать

    Активную дискуссию среди участников совещания вызвал также законопроект о регулировании оборота ГМ продукции на территории Украины. Ни для кого не секрет, что в Украине около 90% выращиваемой сои является генно-модифицированной, не лучше ситуация и в секторе кукурузы. Однако за использование ГМО в Украине, согласно действующему законодательству, предусмотрена ответственность. Законопроектом предлагается ввести переходной период, в течение которого будет отменена ответственность за выращивание ГМ культур и подготовлено чистое законодательное поле. Однако для начала нужно будет все-таки определить, будет ли разрешен оборот ГМ культур в Украине, и какие сорта ГМО будут допущены для выращивания. Следует отметить, что в рамках прошедшего совещания не было достигнуто консенсуса по вопросу, следует ли разрешать оборот ГМО в Украине или нет. В целом же, было решено провести отдельное совещание по вопросам выращивания ГМ культур в Украине.

    Земельные вопросы: на острие ножа

    Был также рассмотрен пакет законопроектов о рынке земли. В частности, о передаче права собственности государственными сельхозземлями на места, упрощении договора аренды земли, сам договор становится примерным, из него убирается также большая часть условий, вводится исключительно денежная форма расчетов, вводится полностью публичный земельный кадастр. Кроме того, в законопроекте прописывается минимальный срок аренды сельхозземель, который составляет 10 лет. Однако это положение вызвало дискуссию среди участников совещания, поскольку нет механизма, согласно которому можно заинтересовать арендодателя предоставить земли именно на такой срок. Тем более, по мнению некоторых участников совещания, это является нарушением конституционных прав владельцев земель. В связи с этим было принято решение провести отдельное совещание по этому вопросу, чтобы прийти к единому мнению по нему без ущемления прав как арендатора, так и арендодателя.

    Также одним из проблемных вопросов является определение методологии оценки земли, от чего будет зависеть, в частности, и стоимость аренды.

    Не было принято решение и о том, должен ли быть открыт рынок земли в Украине. Было отмечено, что запрет на продажу сельхозземель является нарушением прав их собственников. Были приведены примеры европейских государств, которые уже давно живут в условиях открытого рынка земли, а также напомнено, что до 1 января 2016 г. парламенту необходимо будет принять решение о продлении моратория на продажу земли. В то же время, было отмечено, что в текущей экономической и политической ситуации не стоит снимать мораторий.

    Земельные вопросы являются наиболее обсуждаемыми, в связи с чем было принято решение провести отдельное совещание по рынку земли, результатами которого должны быть конкретные наработки по решению тех или иных проблем.

    Нет регулированию ценообразования на продукты питания!

    Длительное время участники и эксперты рынка пытаются добиться отмены государственного ценового регулирования, чтобы производители могли устанавливать рыночные цены на свою продукцию. В связи с этим был разработан законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О ценах и ценообразовании» относительно отмены регулирования ценообразования на продукты питания. Кроме того, разработана Концепция реформирования государственного контроля за ценообразованием относительно продуктов питания, а также проект постановления Кабинета министров Украины для внесения изменений в законодательство с целью отмены государственного ценового регулирования на продукты питания. При этом участники отметили, что вследствие принятия этого проекта закона могут быть повышены цены на хлеб социальных сортов. В связи с этим необходимо будет разработать механизм адресных дотаций для незащищенных слоев населения. Однако для этого необходимо будет провести отдельное заседание экспертного совета.

    Стоит отметить, что описанные законодательные инициативы – это всего лишь незначительная часть рассмотренных на совещании законопроектов. Всего было представлено свыше 40 проектов законов, в разработке которых принимали участие специалисты как отечественных, так и международных профильных организаций. В частности, значительное количество законопроектов было разработано специалистами Американской торговой палаты, Международной финансовой корпорации, «Кесарев Консалтинг», Украинской зерновой ассоциации, Украинской аграрной ассоциации, Лиги производителей пищевых продуктов и др.

    В целом, по многим вопросам был достигнут консенсус и составлен план внесения на рассмотрение Верховной Радой Украины законопроектов, направленных на развитие АПК. Кроме того, было принято решение продолжать работу экспертного совета по разработке законодательной базы развития отрасли на постоянной основе с привлечением к работе представителей госорганов.





    Схожі новини
  • Швайка пообещал быстрее двигаться в ЕС
  • Госветфитослужба начала реформы в системе безопасности продуктов
  • Профильный комитет ВР Украины рекомендует парламенту принять закон об изменении правил маркировки продукции, содержащей ГМО
  • Профильный комитет парламента рекомендует принять за основу Закон Украины «О новейших пищевых продуктах»
  • БЮТ хочет продлить мораторий на продажу земли до 2013 года

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

2015 год: возможные изменения в законодательном поле АПК


В новоизбранной Верховной Раде Украины может быть сформировано мощное аграрное лобби, которое будет готово продвигать законопроекты, позволяющие снимать административные барьеры на пути развития АПК Украины, а также смежных отраслей. Так, 26 ноября народный депутат Украины Иван Мирошниченко провел первое заседание с участниками аграрного рынка, а также профильными ассоциациями, на котором было рассмотрено более 40 законопроектов, направленных на правовое урегулирование проблем агросектора. Была также определена первоочередность внесения и принятия Верховной Радой Украины рассмотренных документов. Активное участие в обсуждении документов приняли Владимир Клименко (Украинская зерновая ассоциация), Сергей Стоянов (Украинская аграрная конфедерация), Николай Горбачев (Европейская бизнес-ассоциация), Александр Калиберда (USAID), Денис Соболев (Американская торговая палата), Михаил Соколов («Кесарев Консалтинг»), Марьян Заблоцкий (Украинская аграрная ассоциация) и др. В данном материале представлены те проекты законов, которые были определены участниками совещания как первоочередные, а также наиболее спорные законодательные инициативы, вызвавшие дискуссию среди экспертов.

Пакет евроинтеграционных законопроектов

В процессе имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС перед Верховной Радой Украины восьмого созыва стоит задача гармонизации украинской нормативной и правовой базы с европейской. Все законопроекты, которые направлены на достижение этой цели, объединены в евроинтеграционный пакет. Если говорить об АПК, законопроекты евроинтеграционного пакета, в первую очередь, касаются качества и безопасности пищевой продукции, а также ее маркировки. По мере принятия законов в евроинтеграционном пакете Украина сможет постепенно отменять секторальные законы, такие как о молоке, мясе и пр. Таким образом, стратегия принятия этих документов заключается в том, чтобы перейти на построение законодательства по аналогии с европейским. То есть, если есть закон о маркировке, он регулирует условия и принципы маркировки всех продуктов. Если есть закон, который обеспечивает безопасность пищевых, продуктов, он касается всех пищевых продуктов, а не отдельно молока или мяса и т.д. Кроме того, профильные вертикальные законы о каждом виде продукции создают разнообразное избыточное регулирование, которое отличается от базового регулирования безопасности пищевой продукции.

Однако среди законопроектов евроинтеграционного пакета есть и такой, который, по мнению участников заседания, может тяжело проходить процедуру принятия. Это законопроект о новейших пищевых продуктах (рег. №5199-VI). Сложность его принятия может быть обусловлена тем, что в самой Европе вопрос оборота новейших пищевых продуктов регулируется противоречиво. Суть в том, что в действующем пищевом законодательстве производитель сам отвечает за качество своего продукта. Поэтому в случае если украинский производитель выпускает на рынок продукт, который является абсолютно новым, т.е. его никто ранее не производил и никакого опыта по нормированию его качества и безопасности нет, есть дополнительное регулирование в виде регистрации.

Кроме того, была отмечена важность принятия законопроекта о внесении изменении в закон об обязательной идентификации животных. В ходе принятия документа были внесены поправки, согласно которым граждане или юридические лица не могут сами оплачивать покупку бирок для проведения идентификации, вследствие чего этот процесс остановился. Предлагаемые изменения позволят предоставить право оплаты бирки.

Ликвидация ликвидированного

В законодательстве Украины создалась несколько противоречивая ситуация. Кабинет министров постановлением ликвидировал Государственную сельскохозяйственную инспекцию, делегировав часть полномочий другим органам, однако до сих пор в законах Украины сохранены положения, касающиеся полномочий этого органа исполнительной власти. Поэтому предлагается внести и как можно в более краткие сроки рассмотреть и принять Верховной Радой Украины законопроект о ликвидации полномочий Госсельхозинспекции. Это не только устранит коллизии в украинском законодательстве, но и позволит убрать предпосылки для возрождения этого органа исполнительной власти, а также передачи этих полномочий другим органам исполнительной власти.

Агрорасписки: быть или не быть?

В Украине закон об аграрных расписках был принят более 2 лет назад, однако на практике этот механизм не использовался до последнего времени. С сентября т.г. в Полтавской области запущен пилотный проект по использованию аграрных расписок как механизма финансирования аграриев. Однако трейдеры отмечают, что прописанная в действующем законодательстве норма о первоочередном расчете окажет негативное влияние на торговую деятельность как самих экспортеров, так и сельхозпроизводителей. Кроме того, намерение Государственной фискальной службы Украины ввести акциз на агрорасписки, который, по сути, будет являться еще одним налогом, приблизит привлекательность использования этого механизма к нулю.

В целом же, участники заседания приняли решение после результатов эксперимента в Полтавской области разработать необходимые изменения в действующий закон с учетом интересов всех участников рынка, которые могут использовать агрорасписки. Кроме того, разработать пути недопущения введения акцизов на расписки.

ГМО: запретить нельзя использовать

Активную дискуссию среди участников совещания вызвал также законопроект о регулировании оборота ГМ продукции на территории Украины. Ни для кого не секрет, что в Украине около 90% выращиваемой сои является генно-модифицированной, не лучше ситуация и в секторе кукурузы. Однако за использование ГМО в Украине, согласно действующему законодательству, предусмотрена ответственность. Законопроектом предлагается ввести переходной период, в течение которого будет отменена ответственность за выращивание ГМ культур и подготовлено чистое законодательное поле. Однако для начала нужно будет все-таки определить, будет ли разрешен оборот ГМ культур в Украине, и какие сорта ГМО будут допущены для выращивания. Следует отметить, что в рамках прошедшего совещания не было достигнуто консенсуса по вопросу, следует ли разрешать оборот ГМО в Украине или нет. В целом же, было решено провести отдельное совещание по вопросам выращивания ГМ культур в Украине.

Земельные вопросы: на острие ножа

Был также рассмотрен пакет законопроектов о рынке земли. В частности, о передаче права собственности государственными сельхозземлями на места, упрощении договора аренды земли, сам договор становится примерным, из него убирается также большая часть условий, вводится исключительно денежная форма расчетов, вводится полностью публичный земельный кадастр. Кроме того, в законопроекте прописывается минимальный срок аренды сельхозземель, который составляет 10 лет. Однако это положение вызвало дискуссию среди участников совещания, поскольку нет механизма, согласно которому можно заинтересовать арендодателя предоставить земли именно на такой срок. Тем более, по мнению некоторых участников совещания, это является нарушением конституционных прав владельцев земель. В связи с этим было принято решение провести отдельное совещание по этому вопросу, чтобы прийти к единому мнению по нему без ущемления прав как арендатора, так и арендодателя.

Также одним из проблемных вопросов является определение методологии оценки земли, от чего будет зависеть, в частности, и стоимость аренды.

Не было принято решение и о том, должен ли быть открыт рынок земли в Украине. Было отмечено, что запрет на продажу сельхозземель является нарушением прав их собственников. Были приведены примеры европейских государств, которые уже давно живут в условиях открытого рынка земли, а также напомнено, что до 1 января 2016 г. парламенту необходимо будет принять решение о продлении моратория на продажу земли. В то же время, было отмечено, что в текущей экономической и политической ситуации не стоит снимать мораторий.

Земельные вопросы являются наиболее обсуждаемыми, в связи с чем было принято решение провести отдельное совещание по рынку земли, результатами которого должны быть конкретные наработки по решению тех или иных проблем.

Нет регулированию ценообразования на продукты питания!

Длительное время участники и эксперты рынка пытаются добиться отмены государственного ценового регулирования, чтобы производители могли устанавливать рыночные цены на свою продукцию. В связи с этим был разработан законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О ценах и ценообразовании» относительно отмены регулирования ценообразования на продукты питания. Кроме того, разработана Концепция реформирования государственного контроля за ценообразованием относительно продуктов питания, а также проект постановления Кабинета министров Украины для внесения изменений в законодательство с целью отмены государственного ценового регулирования на продукты питания. При этом участники отметили, что вследствие принятия этого проекта закона могут быть повышены цены на хлеб социальных сортов. В связи с этим необходимо будет разработать механизм адресных дотаций для незащищенных слоев населения. Однако для этого необходимо будет провести отдельное заседание экспертного совета.

Стоит отметить, что описанные законодательные инициативы – это всего лишь незначительная часть рассмотренных на совещании законопроектов. Всего было представлено свыше 40 проектов законов, в разработке которых принимали участие специалисты как отечественных, так и международных профильных организаций. В частности, значительное количество законопроектов было разработано специалистами Американской торговой палаты, Международной финансовой корпорации, «Кесарев Консалтинг», Украинской зерновой ассоциации, Украинской аграрной ассоциации, Лиги производителей пищевых продуктов и др.

В целом, по многим вопросам был достигнут консенсус и составлен план внесения на рассмотрение Верховной Радой Украины законопроектов, направленных на развитие АПК. Кроме того, было принято решение продолжать работу экспертного совета по разработке законодательной базы развития отрасли на постоянной основе с привлечением к работе представителей госорганов.





Схожі новини
  • Швайка пообещал быстрее двигаться в ЕС
  • Госветфитослужба начала реформы в системе безопасности продуктов
  • Профильный комитет ВР Украины рекомендует парламенту принять закон об изменении правил маркировки продукции, содержащей ГМО
  • Профильный комитет парламента рекомендует принять за основу Закон Украины «О новейших пищевых продуктах»
  • БЮТ хочет продлить мораторий на продажу земли до 2013 года

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.