Проект Госбюджета на 2015 год, а также "налоговый" пакет - это более 40 законопроектов на свыше тысяче страниц (!), предусматривающих изменение налогообложения, дерегуляцию бизнеса и ряд других новаций, без которых бюджет-2015 не заработает. О том, что заложено для аграриев в главной смете страны и как проходило обсуждение этих документов на профильном комитете рассказал народный депутат Иван Мирошниченко.
Latifundist.com: Иван Владимирович, каким будет Госбюджет-2015 для аграриев?
Иван Мирошниченко: Прежде, чем перейти к цифрам, хочется отметить, что последние несколько дней представители фракций очень активно работали в группах по обсуждению законопроекта о Госбюджете на 2015 год в рамках коалиционного соглашения. Мы ежедневно, а то и по несколько раз на день встречались, чтобы обсудить те или иные предложения по формированию стратегии бюджета, его доходной и расходной частей, приоритетов по отраслям.
Но когда увидели вариант, поданный в парламент правительством, были неприятно удивлены. Очень многие предложения фракций, в том числе и нашей («Самопомич»), не были учтены. Поэтому в зале состоялась столь горячая дискуссия. В результате проект не был принят за основу и даже не выносился на голосование. Думаю, это было правильное решение. И за время, отведенное для рассмотрения бюджета на комитетах, нам таки удастся достичь компромисса.
Latifundist.com: Какие ключевые предложения вашей фракции не были учтены?
Иван Мирошниченко: В первую очередь, это предложения по доходной части бюджета, за счет кого и чего его наполнять. Мы настаивали на том, чтобы основная нагрузка ложилась на крупный бизнес, а не средний и малый.
Latifundist.com: Вы намекаете на то, что Госбюджет-2015 станет «холодным душем» для аграриев?
Иван Мирошниченко: Поданный правительством проект документа отображает ситуацию, существующую в стране, с переходом на режим максимальной экономии расходной части бюджета. Думаю, не ошибусь, если скажу, что аграрный бюджет на 2015 год будет самым мизерным за последние годы. По сравнению с прошлым годом, он сократился более чем вдвое. На сельское хозяйство вместе с Государственным агентством лесных ресурсов и Государственным агентством рыбного хозяйства Украины в последней версии бюджета предусмотрено 3,092 млрд грн. Непосредственно на Министерство аграрной политики и продовольствия – 1,748 млрд грн. Это против 7,780 и 4,871 млрд грн соответственно, заложенных в бюджете 2014 года. Понятно, из-за дефицита финансов в этом году до аграриев дошли значительно меньшие суммы.
Latifundist.com: Во время обсуждения проекта в парламенте из зала пару раз звучало, что это бюджет «проедания, а не развития». Вы разделяете такое мнение?
Иван Мирошниченко: В определенной мере да. К сожалению, в бюджете не заложено никаких средств и программ для поддержки АПК, ряда экономически важных инфраструктурных проектов.
Фактически аграрный бюджет – это финансирование аппарата Минагропрода. Это 348 млн грн. А также формирование Аграрным фондом государственного интервенционного фонда и закупка материально-технических ресурсов для нужд аграриев на 1,4 млрд грн. Не исключено, что и они могут исчезнуть из проекта. Такое положение дел с финансированием агросектора, по мнению профильного министерства и комитета, надо исправлять.
Мы будем просить включить в бюджет ряд программ для поддержки АПК, работающих ранее и положительно зарекомендовавших себя. А также бюджетирование ряда инфраструктурных проектов с высоким уровнем локализации, таких как строительство крупномагистральних дорог, проектов по энергосбережению в ЖКХ и т.д, которые активизируют развитие других отраслей экономики.
Latifundist.com: Вы сказали, что будете просить включить в бюджет ряд программ для поддержки АПК. О каких программах идёт речь?
Иван Мирошниченко: Это программа компенсации процентных ставок по банковским кредитам и страховым платежам для сельхозпроизводителей. Под неё будем просить 1,8 млрд грн.
Также рассматривается возможность переноса и использования в 2015 году 2,1 млрд грн переходящих остатков по спецфонду по садоводству и животноводству, которые не были использованы в 2014 году. Сейчас идут острые дискуссии по этому поводу. Могу сказать, что это было бы солидным подспорьем для агробизнеса в кризисный 2015 год.
Latifundist.com: Правительство обещало бизнесу радикальную дерегуляцию. Это отображено в базовом пакете реформ? Парламент поддерживает такие инициативы?
Иван Мирошниченко: Вопрос дерегуляции не раз поднимался бизнесом в 2014 году. Судя по всему, правительство услышало запрос бизнеса на 2015 год. Радикальная дерегуляция в 2015 году должна охватить все сферы, не только АПК. Это было прописано в коалиционном соглашении, поэтому такие инициативы парламент, безусловно, поддерживает.
Latifundist.com: По Вашим прогнозам, когда будет принят бюджет?
Иван Мирошниченко: В ближайшие дни все фракции и комитеты будут изучать документ для понимания концепции и нахождения консолидированного решения. Не исключаю, что по определенным моментам мы не сможем достичь консенсуса.
Только что закончилось заседание аграрного комитета, где присутствовал профильный министр. Я считаю, что встреча была полезной, особенно в день, когда был внесен бюджет. Могу сказать, что все говорили на одном языке. Было общее понимание, в какие сроки, в какой способ действовать в сфере АПК. Так что будем надеяться на лучшее. Со своей стороны работаем в очень интенсивном режиме. Считаю, что принятие бюджета будет хорошим испытанием и проверкой для коалиции.
Latifundist.com: Бюджет, как Вы уже отметили, урезали. Надеюсь, льготы по налогообложению сохранили?
Иван Мирошниченко: Сохранение льготного налогообложения для АПК до 2017 года мы предусмотрели в рамках коалиционного соглашения. Это отображено и в Госбюджете-2015. Речь идёт о едином фиксированном налоге и спецрежиме налогообложения и возмещения НДС, что являются ключевыми для наших товаропроизводителей в нынешних условиях.
Сейчас в бюджете заложен возврат НДС при экспорте зерновых. Но ещё не достигнуто финальное соглашение в вопросе, кому возмещать НДС при экспорте – только товаропроизводителям, или ещё и первым посредникам.
Исходя из того, что у нас большая часть экспорта осуществляется не товаропроизводителями, а эффект от возврата НДС от экспорта зерновых всё равно будет иметь место с точки зрения помощи товаропроизводителям, будем настаивать на возврате и тем, и другим.
Latifundist.com: Если посредникам откажут в возмещении, следует ли ожидать активизации кооперации мелких и средних производителей для самостоятельного получения возмещения НДС при экспорте?
Иван Мирошниченко: Не думаю. Наш рынок очень конкурентный. На нём присутствуют и мировые, и отечественные игроки, среди которых в том числе и производители. Это большое преимущество Украины. Я не думаю, что это будет значимым фактом для кооперации на зерновом рынке. Он и без того зрелый и хорошо развит. При этом осуществление внешнеэкономических операций требует определенного уровня экспертизы и опыта, которых не имеют подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей.
Latifundist.com: Сейчас есть два диаметрально противоположных видения того, что делать с такими предприятиями, как Укрспирт, ГПЗКУ, Аграрный фонд. Это приватизация, или аудит и ведение эффективных менеджеров, которые выведут их из тени и обрубают коррупционные схемы. Что, по Вашему мнению, целесообразней?
Иван Мирошниченко: Сразу стоит сказать, что все эти предприятия разные и требуют индивидуального подхода с точки зрения достижения конечной цели.
Latifundist.com: Как относитесь к открытию рынка земли. По нашей информации, МВФ выходил на правительство с тем, что «даём деньги в обмен на открытие рынка…»
Иван Мирошниченко: Вопрос непростой. В коалиции мнения диаметрально противоположные: от либерального до консервативного подхода. Поэтому в коалиционном соглашении записано компромиссное решение на данном этапе, в данное время.
Я либеральный человек, но считаю, что сейчас открывать рынок земли нельзя. Хотя в конечном итоге он должен быть открыт. Главная задача подвести и подготовить к нему собственников земли, наших граждан. Необходимо запустить механизм, который в среднесрочной перспективе даст возможность гражданам привлекать деньги под право собственности на землю, открыть бизнес (семейную ферму, создать кооперативы), передать его своим детям.
Сегодня же все собственники земли финансово слабые. Даже если мы будем вводить какие-то ограничения для защиты их интересов, сами понимаете, что может быть при нынешнем диспаритете цен в условиях войны. У нас земля на сером рынке минимум в 20-30 раз дешевле, чем в ЕС и США.
Важнейшей предпосылкой для открытия рынка земли является получение финансовой независимости гражданами, которая будет базироваться на собственном бизнесе нынешних владельцев земельных паев. Знаю и понимаю, что незначительная часть сельских жителей воспользуются такой возможностью, но тем, кто захочет, мы должны дать такое право. Также мы должны сделать рынок аренды земли более эффективным. Часть из этого уже содержится в коалиционном соглашении.
Latifundist.com: Вы много лет проработали в бизнесе, где сложнее работать?
Иван Мирошниченко: Лично мне в политике. Наверное, потому, что это новая сфера для меня. До этого я 20 лет работал в бизнесе, в прекрасных коллективах и с хорошими людьми, профессионалами своего дела. Занимался широким спектром вопросов, связанных с развитием проектов, трейдинга, инвестиций, внешнеэкономической деятельности, усовершенствования законодательства. Это было очень динамично и интересно. Сейчас надо перестраиваться. Думаю, справимся. Ведь если есть нормальные мысли и цели, то всё получится.
Latifundist.com: Спасибо за интересное общение и смелые законодательные идеи. Latifundist.com желает Вам побыстрее освоить тонкости работы на политическом ринге и стать «чемпионом» в отстаивании интересов аграриев в парламенте.
Галина Радионова, Национальный агропортал Latifundist.com