Аграрний тиждень. Україна
» » Бюджет Украины на 2014 год для АПК: в режиме сверхэкономии
» » Бюджет Украины на 2014 год для АПК: в режиме сверхэкономии

    Бюджет Украины на 2014 год для АПК: в режиме сверхэкономии


    Для Украины 2014-й запомнился как год потрясений и перемен, особенно на политической арене страны, год, наполненный историческими изменениями в жизни государства. Нестабильная политическая ситуация привела к ухудшению состояния украинской экономики, поэтому в декабре 2014 года особый интерес вызывал проект государственного бюджета на 2015 год, в частности заложенные в нем макроэкономические показатели.

    Однако принятый документ имеет отличия от внесенного на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта, особенно это касается расходов, предусмотренных для Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Об основных положениях госбюджета Украины на 2015 год пойдет речь в данном материале.

    Плохой и очень плохой сценарии

    В представленном на рассмотрение ВР Украины проекте закона по госбюджету было прописано 2 сценария макроэкономического прогноза для Украины: первый — оптимистичный, второй — пессимистичный. В итоге, за основу был принят пессимистичный, поскольку это позволит минимизировать экономические риски. Однако для сравнения мы приведем оба сценария макроэкономического прогноза на 2015 год.

    Первый сценарий в целом соответствует оценкам МВФ и предусматривает следующие показатели: падение реального ВВП составит 2%, номинальный ВВП увеличится до 1,751 трлн. грн., индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) прогнозируется на уровне 111,2%, индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) — 114,1%. Объем экспорта товаров и услуг сократиться на 4,8% и составит $61,8 млрд., объем импорта — на 7,7% и составит $64,2 млрд.

    В соответствии со вторым сценарием падение реального ВВП составит 4,3%, объем номинального ВВП — 1,72 трлн. грн., индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 113,1%, индекс цен производителей — 115,2%. Объем экспорта товаров и услуг сократиться на 8,9% и составит $59,1 млрд., объем импорта — на 12,8% и составит $60,7 млрд.

    Бюджет и АПК

    Что же касается расходов госбюджета, предусмотренных для АПК, то, как уже было отмечено выше, в принятом законе есть существенные отличия от законопроекта. Главное отличие — объем предусмотренных расходов. Следует отметить, что в проекте госбюджета на 2015 г., поданном Кабмином на рассмотрение парламента, расходы для Минагропрода предусматривались в объеме 3,092 млрд. грн., что почти в 2,5 раза меньше суммы, которая была предусмотрена законом о госбюджете на 2014 г. до внесения изменений в течение прошедшего года. Кроме того, было сокращено количество госпрограмм по поддержке отрасли. Как отметил министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко, их осталось 19 против 32 годом ранее. При этом в ходе рассмотрения проекта закона народными депутатами было принято решение не финансировать программу по предоставлению кредитов фермерским хозяйствам (25,6 млн. грн.), по финансированию поддержки мероприятий в АПК на условиях финансового лизинга (3,818 млн. грн.).

    Что касается Аграрного фонда, то в госбюджете Украины на 2015 год предусмотрены две программы его финансирования. Так, по программе «Расходы Аграрного фонда, связанные с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда» планируется выделить 100 млн. грн., а также 15,546 млн. грн. – на обеспечение проведения контрольно-инспекторских функций по реализации госполитики в сфере АПК и обеспечению деятельности Аграрного фонда.

    Также в 2015 году предусмотрены расходы по бюджетной программе «Увеличение уставного капитала НАК «Украгролизинг» для закупки технических средств для АПК с дальнейшей передачей их на условиях финансового лизинга» за счет специального фонда в сумме 54 млн. грн., которые планируется направить на повышение технического оснащения сельхозпредприятий и других субъектов предпринимательской деятельности АПК путем поставок им технических средств на условиях финансового лизинга.

    Следует отметить, что до 15 февраля планируется внести необходимые поправки к закону «О государственном бюджете Украины на 2015 год». Так, А.Павленко поручил подготовить предложения Минагропрода относительно изменений в данный документ в части увеличения расходов на АПК.

    Безусловно, принятие госбюджета — это вершина процесса подготовки данного документа. А тем более, если учитывать ситуацию, в которой оказалась Украина. Мы обратились к экспертам, чтобы они предоставили свою оценку госбюджета Украины на 2015 год.

     

    Владимир Клименко, президент Украинской зерновой ассоциации

     

    - О реалистичности принятого бюджета можно будет говорить в ходе внесения в него изменений. Принять же проект бюджета было необходимо, в частности потому, что работать в январе по 1/12 бюджета 2014 г. невозможно из-за разницы курсов валют. Так, в бюджет на 2015 г. заложен курс на уровне 17 грн/$, а не 8 грн/$, как годом ранее.

    Если говорить об АПК, то для улучшения условий ведения аграрного бизнеса необходимо внести изменения в законодательство в целом и в бюджет в частности. В этом году вследствие ряда причин (удорожание МТР, низкие цены на зерновые на мировом рынке и т.д.) производители зерна могут понести существенные убытки. Государство же может снизить риски путем, например, восстановления возмещения НДС для всех экспортеров зерна, независимо от формы организации производства, а также если в бюджете после уборки урожая в июле-августе будет предусмотрена «мягкая» девальвация гривни примерно на 10%, т.е. где-то до 18 грн/$, чтобы нашим аграриям было более выгодно продавать зерно. Кроме того, необходимо устранить все коррупционные платежи, в частности связанные с карантинными сертификатами. УЗА передала на рассмотрение министру аграрной политики и продовольствия А.Павленко полный пакет документов для отмены карантинной сертификации зерна. Также мы передали в комитет ВР по вопросам аграрной политики и главе Минагропрода соответствующее предложение о внесении изменений в закон о карантине.

    Также считаю принятый Верховной Радой Украины закон о поддержке малых и средних предприятий за счет компенсации 50% кредитной ставки государством абсолютно правильным. Кроме того, полагаю, что такая же программа компенсации процентных ставок должна быть введена для всех, кто строит элеваторы мощностью 300-1000 тонн. Также государство должно поддержать создание сети кооперативов. Полагаю, что нужно внести изменения в закон о кооперации и распространить льготы на строительство элеваторов на кооперативы для стимулирования развития инфраструктуры.

     

    Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации

     

    - Госбюджет не является реалистичным. Понятно, что многие налоги не будут уплачены и многие расходы будут недофинансированы.

    Во-первых, даже если бы он принимался своевременно и с соблюдением всех процедур, ситуация в Украине сегодня меняется с чрезвычайно большой скоростью, и точно спрогнозировать что-то невозможно. Понятно, что экономика еще не достигла дна, но где оно, это дно? Каким будет курс доллара завтра? Никто этого не знает. Во-вторых, даже в той сложной ситуации, в которой мы находимся, бюджет содержит миллиарды расходов, которые на самом деле никому не нужны, кроме чиновников, их распределяющих.

    Впрочем, бюджет, направленный на АПК, существенно уменьшен по сравнению с предыдущими годами, и в этом содержится определенный позитив. Если посмотреть на огромный бюджет 2013 года, когда на АПК закладывался почти миллиард долларов, и сегодняшний, существенно урезанный, мы видим, что для агрария на самом деле ничего не изменилось. Никто этих денег не видел, так зачем тратить лишнее? В идеале бюджетные расходы на АПК должны приближаться к нулю, по крайней мере, до тех пор, пока мы не поборем коррупцию.

    Другое дело, что кроме механического уменьшения расходов необходимо проводить кардинальное уменьшение контролирующих функций и количества контролеров. Ведь, имея старые полномочия и уменьшение и без того небольшой зарплаты, они с еще большим упорством будут требовать взятки и лоббировать создание новых коррупционных схем.

    Для этого Верховной Раде, Министерству АПК, Кабмину необходимо сконцентрироваться на введении изменений в наиболее чувствительных точках, которые будут иметь наибольший эффект на аграрный сектор экономики. Приведу лишь один пример – земельную сферу. Наиболее важными нормами, которые на сегодня уже готовы и ждут принятия, являются:

    - вопрос передачи права распоряжаться государственными землями от Госземагентства местным советам;

    - отмена ответственности за неразработку проектов эколого-экономического обоснования севооборота;

    - облегчение предоставления в аренду земель «для ведения личного сельского хозяйства»;

    - уменьшение количества основных условий договоров аренды земли, которое позволяетсократить затраты на оформление договоров.

    Мы видим огромное сопротивление со стороны Госземагентства каким-либо реформам, задевающим их полномочия, большое количество которых на самом деле лишь мешает бизнесу.Идет большая кулуарная борьба, но мы обязательно победим!

     

     Ангела Бочи, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований

     

    При подаче проекта бюджета правительство должно учитывать выполнение бюджета в текущем году, однако принятый закон «О Государственном бюджете на 2015 год» современных реалий относительно экономической ситуации не учитывает. План доходов в 2015 г. установлен на уровне 475,93 млрд. грн., что на 25% (или 98,12 млрд.) больше, чем было запланировано в 2014 г. Однако не стоит забывать, что это номинальный рост – в 2014 г. инфляция достигла 24,9%, а в 2015 г. запланирована бюджетом на уровне 13,1% (что также является несколько нереалистичным).

    Нереалистичность прогнозов относительно выполнения государственного бюджета подтверждают и результаты его выполнения в 2014 г. В частности, согласно оперативной информации Государственного казначейства, за январь-декабрь 2014 г. сбор в общий и специальный фонды Государственного бюджета составляет 406,9 млрд. грн., или 91,8% к плановым показателям на январь-декабрь с учетом внесенных изменений.

    Учитывая промышленный спад, военные действия, разрушенную инфраструктуру Донбасса, торговую войну с РФ, девальвацию и, как следствие – общее ухудшение социально-экономического положения страны, 2015 г. может стать годом незначительного роста и стабилизации, но никак не экономического роста, как планирует правительство. Даже в условиях проведения экономических реформ положительного эффекта от их реализации удастся достичь в среднесрочном периоде, но никак не в течение года.

    Бюджет на 2015 г. также предусматривает рост расходов на 19,4% по сравнению с 2014 г. При этом крупнейшими статьями расходов являются оборона, обслуживание долга и социальные расходы.

    Однако, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, не предусматривается увеличение расходов на модернизацию экономики, а поддержка отдельных секторов экономики вообще сокращается, что в условиях спада ВВП может иметь негативные последствия. Не является исключением и АПК, продукция которого обеспечивает значительную валютную выручку за счет высокой доли экспорта продукции, что является важным в условиях ухудшения состояния платежного баланса.

    Сокращение количества бюджетных программ, касающихся АПК и их финансирования, будет означать, что в будущем такая положительная динамика развития отрасли может ухудшиться. Кроме того следует помнить, что Украина взяла на себя ряд обязательств по совершенствованию стандартизации украинской продукции в контексте реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, что также требует дополнительного финансирования из государственного бюджета. В условиях дефицита финансирования вводить соответствующие изменения станет дополнительным бременем для производителей.

    Однако стоит также помнить, что в условиях рыночной экономики все же нужно сокращать государственную поддержку отраслей экономики. Другой вопрос – когда стоит это делать? По моему глубокому убеждению, - только после проведения налоговой, дерегуляционной и других экономических реформ, что создаст привлекательные условия для развития аграрного бизнеса.

    //www.apk-inform.com/





    Схожі новини
  • КМУ предлагает заложить в бюджет более 1,5 млрд. грн на обеспечение деятельности Аграрного фонда
  • Сколько денег "недополучат" аграрии в бюджете 2014 года
  • Аграрный фонд в следующем году может получить 2,2 млрд грн из госбюджета
  • Донецкий облсовет проголосует за бездефицитный бюджет
  • ВР отказалась увеличить расходы Минагрополитики на 4,9 млрд грн.

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Бюджет Украины на 2014 год для АПК: в режиме сверхэкономии


Для Украины 2014-й запомнился как год потрясений и перемен, особенно на политической арене страны, год, наполненный историческими изменениями в жизни государства. Нестабильная политическая ситуация привела к ухудшению состояния украинской экономики, поэтому в декабре 2014 года особый интерес вызывал проект государственного бюджета на 2015 год, в частности заложенные в нем макроэкономические показатели.

Однако принятый документ имеет отличия от внесенного на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта, особенно это касается расходов, предусмотренных для Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Об основных положениях госбюджета Украины на 2015 год пойдет речь в данном материале.

Плохой и очень плохой сценарии

В представленном на рассмотрение ВР Украины проекте закона по госбюджету было прописано 2 сценария макроэкономического прогноза для Украины: первый — оптимистичный, второй — пессимистичный. В итоге, за основу был принят пессимистичный, поскольку это позволит минимизировать экономические риски. Однако для сравнения мы приведем оба сценария макроэкономического прогноза на 2015 год.

Первый сценарий в целом соответствует оценкам МВФ и предусматривает следующие показатели: падение реального ВВП составит 2%, номинальный ВВП увеличится до 1,751 трлн. грн., индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) прогнозируется на уровне 111,2%, индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) — 114,1%. Объем экспорта товаров и услуг сократиться на 4,8% и составит $61,8 млрд., объем импорта — на 7,7% и составит $64,2 млрд.

В соответствии со вторым сценарием падение реального ВВП составит 4,3%, объем номинального ВВП — 1,72 трлн. грн., индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 113,1%, индекс цен производителей — 115,2%. Объем экспорта товаров и услуг сократиться на 8,9% и составит $59,1 млрд., объем импорта — на 12,8% и составит $60,7 млрд.

Бюджет и АПК

Что же касается расходов госбюджета, предусмотренных для АПК, то, как уже было отмечено выше, в принятом законе есть существенные отличия от законопроекта. Главное отличие — объем предусмотренных расходов. Следует отметить, что в проекте госбюджета на 2015 г., поданном Кабмином на рассмотрение парламента, расходы для Минагропрода предусматривались в объеме 3,092 млрд. грн., что почти в 2,5 раза меньше суммы, которая была предусмотрена законом о госбюджете на 2014 г. до внесения изменений в течение прошедшего года. Кроме того, было сокращено количество госпрограмм по поддержке отрасли. Как отметил министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко, их осталось 19 против 32 годом ранее. При этом в ходе рассмотрения проекта закона народными депутатами было принято решение не финансировать программу по предоставлению кредитов фермерским хозяйствам (25,6 млн. грн.), по финансированию поддержки мероприятий в АПК на условиях финансового лизинга (3,818 млн. грн.).

Что касается Аграрного фонда, то в госбюджете Украины на 2015 год предусмотрены две программы его финансирования. Так, по программе «Расходы Аграрного фонда, связанные с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда» планируется выделить 100 млн. грн., а также 15,546 млн. грн. – на обеспечение проведения контрольно-инспекторских функций по реализации госполитики в сфере АПК и обеспечению деятельности Аграрного фонда.

Также в 2015 году предусмотрены расходы по бюджетной программе «Увеличение уставного капитала НАК «Украгролизинг» для закупки технических средств для АПК с дальнейшей передачей их на условиях финансового лизинга» за счет специального фонда в сумме 54 млн. грн., которые планируется направить на повышение технического оснащения сельхозпредприятий и других субъектов предпринимательской деятельности АПК путем поставок им технических средств на условиях финансового лизинга.

Следует отметить, что до 15 февраля планируется внести необходимые поправки к закону «О государственном бюджете Украины на 2015 год». Так, А.Павленко поручил подготовить предложения Минагропрода относительно изменений в данный документ в части увеличения расходов на АПК.

Безусловно, принятие госбюджета — это вершина процесса подготовки данного документа. А тем более, если учитывать ситуацию, в которой оказалась Украина. Мы обратились к экспертам, чтобы они предоставили свою оценку госбюджета Украины на 2015 год.

 

Владимир Клименко, президент Украинской зерновой ассоциации

 

- О реалистичности принятого бюджета можно будет говорить в ходе внесения в него изменений. Принять же проект бюджета было необходимо, в частности потому, что работать в январе по 1/12 бюджета 2014 г. невозможно из-за разницы курсов валют. Так, в бюджет на 2015 г. заложен курс на уровне 17 грн/$, а не 8 грн/$, как годом ранее.

Если говорить об АПК, то для улучшения условий ведения аграрного бизнеса необходимо внести изменения в законодательство в целом и в бюджет в частности. В этом году вследствие ряда причин (удорожание МТР, низкие цены на зерновые на мировом рынке и т.д.) производители зерна могут понести существенные убытки. Государство же может снизить риски путем, например, восстановления возмещения НДС для всех экспортеров зерна, независимо от формы организации производства, а также если в бюджете после уборки урожая в июле-августе будет предусмотрена «мягкая» девальвация гривни примерно на 10%, т.е. где-то до 18 грн/$, чтобы нашим аграриям было более выгодно продавать зерно. Кроме того, необходимо устранить все коррупционные платежи, в частности связанные с карантинными сертификатами. УЗА передала на рассмотрение министру аграрной политики и продовольствия А.Павленко полный пакет документов для отмены карантинной сертификации зерна. Также мы передали в комитет ВР по вопросам аграрной политики и главе Минагропрода соответствующее предложение о внесении изменений в закон о карантине.

Также считаю принятый Верховной Радой Украины закон о поддержке малых и средних предприятий за счет компенсации 50% кредитной ставки государством абсолютно правильным. Кроме того, полагаю, что такая же программа компенсации процентных ставок должна быть введена для всех, кто строит элеваторы мощностью 300-1000 тонн. Также государство должно поддержать создание сети кооперативов. Полагаю, что нужно внести изменения в закон о кооперации и распространить льготы на строительство элеваторов на кооперативы для стимулирования развития инфраструктуры.

 

Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации

 

- Госбюджет не является реалистичным. Понятно, что многие налоги не будут уплачены и многие расходы будут недофинансированы.

Во-первых, даже если бы он принимался своевременно и с соблюдением всех процедур, ситуация в Украине сегодня меняется с чрезвычайно большой скоростью, и точно спрогнозировать что-то невозможно. Понятно, что экономика еще не достигла дна, но где оно, это дно? Каким будет курс доллара завтра? Никто этого не знает. Во-вторых, даже в той сложной ситуации, в которой мы находимся, бюджет содержит миллиарды расходов, которые на самом деле никому не нужны, кроме чиновников, их распределяющих.

Впрочем, бюджет, направленный на АПК, существенно уменьшен по сравнению с предыдущими годами, и в этом содержится определенный позитив. Если посмотреть на огромный бюджет 2013 года, когда на АПК закладывался почти миллиард долларов, и сегодняшний, существенно урезанный, мы видим, что для агрария на самом деле ничего не изменилось. Никто этих денег не видел, так зачем тратить лишнее? В идеале бюджетные расходы на АПК должны приближаться к нулю, по крайней мере, до тех пор, пока мы не поборем коррупцию.

Другое дело, что кроме механического уменьшения расходов необходимо проводить кардинальное уменьшение контролирующих функций и количества контролеров. Ведь, имея старые полномочия и уменьшение и без того небольшой зарплаты, они с еще большим упорством будут требовать взятки и лоббировать создание новых коррупционных схем.

Для этого Верховной Раде, Министерству АПК, Кабмину необходимо сконцентрироваться на введении изменений в наиболее чувствительных точках, которые будут иметь наибольший эффект на аграрный сектор экономики. Приведу лишь один пример – земельную сферу. Наиболее важными нормами, которые на сегодня уже готовы и ждут принятия, являются:

- вопрос передачи права распоряжаться государственными землями от Госземагентства местным советам;

- отмена ответственности за неразработку проектов эколого-экономического обоснования севооборота;

- облегчение предоставления в аренду земель «для ведения личного сельского хозяйства»;

- уменьшение количества основных условий договоров аренды земли, которое позволяетсократить затраты на оформление договоров.

Мы видим огромное сопротивление со стороны Госземагентства каким-либо реформам, задевающим их полномочия, большое количество которых на самом деле лишь мешает бизнесу.Идет большая кулуарная борьба, но мы обязательно победим!

 

 Ангела Бочи, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований

 

При подаче проекта бюджета правительство должно учитывать выполнение бюджета в текущем году, однако принятый закон «О Государственном бюджете на 2015 год» современных реалий относительно экономической ситуации не учитывает. План доходов в 2015 г. установлен на уровне 475,93 млрд. грн., что на 25% (или 98,12 млрд.) больше, чем было запланировано в 2014 г. Однако не стоит забывать, что это номинальный рост – в 2014 г. инфляция достигла 24,9%, а в 2015 г. запланирована бюджетом на уровне 13,1% (что также является несколько нереалистичным).

Нереалистичность прогнозов относительно выполнения государственного бюджета подтверждают и результаты его выполнения в 2014 г. В частности, согласно оперативной информации Государственного казначейства, за январь-декабрь 2014 г. сбор в общий и специальный фонды Государственного бюджета составляет 406,9 млрд. грн., или 91,8% к плановым показателям на январь-декабрь с учетом внесенных изменений.

Учитывая промышленный спад, военные действия, разрушенную инфраструктуру Донбасса, торговую войну с РФ, девальвацию и, как следствие – общее ухудшение социально-экономического положения страны, 2015 г. может стать годом незначительного роста и стабилизации, но никак не экономического роста, как планирует правительство. Даже в условиях проведения экономических реформ положительного эффекта от их реализации удастся достичь в среднесрочном периоде, но никак не в течение года.

Бюджет на 2015 г. также предусматривает рост расходов на 19,4% по сравнению с 2014 г. При этом крупнейшими статьями расходов являются оборона, обслуживание долга и социальные расходы.

Однако, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, не предусматривается увеличение расходов на модернизацию экономики, а поддержка отдельных секторов экономики вообще сокращается, что в условиях спада ВВП может иметь негативные последствия. Не является исключением и АПК, продукция которого обеспечивает значительную валютную выручку за счет высокой доли экспорта продукции, что является важным в условиях ухудшения состояния платежного баланса.

Сокращение количества бюджетных программ, касающихся АПК и их финансирования, будет означать, что в будущем такая положительная динамика развития отрасли может ухудшиться. Кроме того следует помнить, что Украина взяла на себя ряд обязательств по совершенствованию стандартизации украинской продукции в контексте реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, что также требует дополнительного финансирования из государственного бюджета. В условиях дефицита финансирования вводить соответствующие изменения станет дополнительным бременем для производителей.

Однако стоит также помнить, что в условиях рыночной экономики все же нужно сокращать государственную поддержку отраслей экономики. Другой вопрос – когда стоит это делать? По моему глубокому убеждению, - только после проведения налоговой, дерегуляционной и других экономических реформ, что создаст привлекательные условия для развития аграрного бизнеса.

//www.apk-inform.com/





Схожі новини
  • КМУ предлагает заложить в бюджет более 1,5 млрд. грн на обеспечение деятельности Аграрного фонда
  • Сколько денег "недополучат" аграрии в бюджете 2014 года
  • Аграрный фонд в следующем году может получить 2,2 млрд грн из госбюджета
  • Донецкий облсовет проголосует за бездефицитный бюджет
  • ВР отказалась увеличить расходы Минагрополитики на 4,9 млрд грн.

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.