Аграрний тиждень. Україна
» » Причина подорожания
» » Причина подорожания

    Причина подорожания


    Владислав Аверченко, генеральный директор компании «Хлебпром», рассказал почему дорожает хлеб и с какими вызовами приходится бороться крупным производителям.
    - Владислав, оцените текущее состояние хлебобулочной отрасли.
    - Начало этого года стало крайне сложным для хлебобулочной отрасли. Резко возросла стоимость сырья и услуг. Порядка 70% себестоимости продукции приходится на сырье, остальные 30% — зарплата, энергоресурсы, накладные расходы и логистика продукции.
    К сожалению, в Украине отсутствует реальная официальная статистика по производству хлеба. Те показатели, которые обнародует Госстат, являются откровенно заниженными: они охватывают только данные, полученные от промышленных производителей — хлебозаводов, но никак не отслеживают объемы производства небольших частных пекарен, а также пекарен, которые работают на базе супермаркетов.
    Для украинского рынка хлеба характерен высокий уровень тенизации и, как следствие, ужесточение конкуренции. Согласно официальной статистике, в Украине в год производится порядка 1,3 млн тонн. Согласно оценкам производителей, объемы производства гораздо выше — 3,4 млн тонн. Это порядка 240 г на человека, что соответствует общеевропейским и отечественным нормам потребления. Соответственно, в тени находится до 60% рынка хлебобулочных изделий. К примеру, если взять Львовскую область, то тут работают около 25 производителей хлебобулочной продукции, из которых лишь несколько относятся к крупным и средним промышленным производителям. Неравные условия налогообложения играют против крупных производителей. Мелкие компании не платят НДС, далеко не все трудоустраивают официально работников, официально закупают сырье и обеспечивают надлежащее качество. В итоге цены крупного производителя выше, чем мелкой пекарни. Что, в свою очередь, негативно влияет на объемы продаж.

    - Падает ли общее потребление хлеба в Украине?
    - Общее потребление хлеба по итогам 2014 года снизилось на 7%. Основные причины падения потребления — снижение численности населения, изменение культуры потребления, а также тенизация рынка. Хлеб давно перестал быть тем продуктом, который составляет основу рациона, особенно в городах.

    - Падают ли объемы производства «Хлебпрома»?
    - По итогам 2014 года компания сумела сохранить свою долю на рынке. Мы занимаем порядка 5,6% рынка Украины в натуральном выражении. Объемы производства снизились пропорционально общему падению рынка.

    - Что сейчас происходит с ценами на муку? Насколько они выросли?
    - По итогам 2014 года мука подорожала в среднем на 40%. Весь рост пришелся практически на четвертый квартал. Агарный фонд, который призван стабилизировать цены, за 2014 год также поднял их на 45-48%. Несмотря на рост цен, мука у Аграрного фонда была дешевле, чем на рынке.
    Из-за девальвации гривни и удорожания зерна на внутреннем рынке в начале 2015 года мука начала дорожать рекордными темпами. Если сравнивать цены на муку во второй половине января и в начале марта, то стоимость пшеничной муки возросла до 70%. Средний рост — 55%. К примеру, пшеничная мука второго сорта в средине января стоила 4,5-4,8 тыс. грн за тонну. Сейчас — 6,9-7,3 тыс.

    - У кого закупаете муку? Как минимизируете рост цен?
    - В структуру компании входят две мельницы: одна в Винницком регионе, вторая — во Львовском. Чтобы снизить себестоимость производства хлеба, мы стараемся производить муку самостоятельно, закупая на рынке зерно. Мы не можем обеспечить самостоятельно всю номенклатуру сырья. К примеру, пшеничную муку мы частично производим сами, ржаную муку — закупаем. Также мы сотрудничаем с Аграрным фондом.

    - В этом году Аграрный фонд продавал компании муку?
    - Сотрудничество с Аграрным фондом временно приостановлено по инициативе Аграрного фонда. В прошлом году мы активно взаимодействовали с Аграрным фондом, планировали сотрудничать и в этом, но пока безрезультатно. В прошлом году была следующая модель работы: мы декларировали необходимые нам объемы муки, согласовывали характеристики сырья, и через время закупали у фонда необходимые объемы.
    В этом году отгрузки муки из Аграрного фонда не осуществлялись. Мы задекларировали необходимые объемы, однако сырье нам не поступает.

    - Насколько подняли цены на продукцию в 2014 году? Что происходит в текущем году?
    - По итогам прошлого года мы подняли цены на 10-25% в зависимости от категории продукции. С начала этого года мы подняли цены на 24-30%. Основной фактор — рост цен на муку, удорожание газа, рост стоимости логистики. Дальнейший рост цен будет зависеть от стоимости сырья, в первую очередь муки, а также энергоносителей и горюче-смазочных материалов. Государство на данный момент никак не поддерживает хлебную отрасль, поэтому повышение цен является единственным инструментом компенсации роста себестоимости производства и затрат на логистику.

    - Насколько существенным может быть дальнейший рост цен с учетом снижения покупательской способности населения?
    - Давать какие-то прогнозы крайне сложно. За последние пару недель цена на муку взлетела в полтора раза. Мы ежедневно мониторим закупочные цены на сырье и материалы. Ситуация ненормальная и абсолютно непрогнозируемая.
    Тенизация рынка будет сдерживать резкий рост цен со стороны крупных производителей. У малых пекарен цены ниже. В результате крупные производители балансируют между экономически обоснованной ценой и той ценой, которую предлагают небольшие компании.

    - Какой на сегодняшний день должна быть экономически обоснованная цена на хлеб?
    - Средняя цена за килограмм хлеба на рынке сейчас составляет порядка 8 грн. Если килограмм муки стоит 7 грн, то меньше 10 грн за кг хлеб стоить просто не может.
    Хлеб в Украине недооценен. Даже если посмотреть на цены у наших ближайших соседей (Россия, Беларусь), то стоимость хлебобулочных изделий в этих странах на 40-50% выше, чем в Украине. Я говорю о массовых сортах. С Европой у нас разница — в разы. Цена на хлеб в Украине занижена, и это негативно влияет на развитие хлебной отрасли.
    Если бы условия работы для хлебопекарен были рыночными, без искусственного регулирования ценообразования со стороны государства, а конкуренция между промышленными производителями и частными пекарнями была добросовестная, то цена была бы выше где-то на 40-50%.

    - Какова сейчас рентабельность производства хлеба?
    - У нас есть обязательства по уровню рентабельности на социальные сорта хлеба. Это определенный объем, рентабельность тут нулевая или вообще минусовая. Норма по массовым сортам — 5%. Говорить о каком-то улучшении рентабельности, конечно же, не приходится. Задача — переждать этот период.

    - Какова доля социального хлеба в общей структуре производства?
    - Если посмотреть на структуру нашего производства, то массовые сорта хлеба (хлеб пшеничный, ржаной, батон), в том числе и социальный, занимают до 90% всего производства. 10% — хлеба улучшенных рецептур. Потребление дорогих сортов хлеба снижается.
    Группа социального хлеба от общего объема производства составляет порядка 14-15%. Согласно ранее подписанному с местными органами власти меморандуму, этот объем соизмерим с размером сегмента наименее обеспеченных потребителей.
    При этом есть проблема с перераспределением социального продукта. Государство не регулирует каналы его продажи. Купить социальный хлеб могут как самые бедные слои населения, так и обеспеченные потребители. Такая модель неэффективна. Мы неоднократно обращались в ведомства и министерства с предложением пересмотреть этот подход.

    - Какие ваши предложения?
    - Помощь наименее обеспеченным потребителям должна быть адресной. Рынок хлеба должен быть конкурентный, не нужно создавать искусственные ограничения. Условия работы должны быть равные как для крупных производителей, так и для небольших пекарен. Во-первых, должна быть единая система налогообложения для всех производителей. Во-вторых, единые требования к качеству продукции и процессу ее производства. Производители должны получать лицензии либо сертификаты на производство хлеба. Таким образом можно вывести рынок из тени и обеспечить безопасность массового продукта на рынке. А это дополнительные поступления в бюджет, которые как раз и можно направить на адресную помощь наименее обеспеченным потребителям. Куда тратить полученные от государства деньги, малообеспеченные граждане будут решать сами. Это европейская практика.

    - Вносили ли изменения в ассортимент из-за кризиса?
    - Он у нас изначально достаточно сбалансированный, поэтому каких-то существенных изменений не вносили. Немного снизили долю премиального сегмента.





    Схожі новини
  • В 2013 году хлеб в Украине подорожал на 3,2%
  • Какими будут цены на хлеб до конца года
  • Кабмин может снизить цены на муку из Аграрного фонда
  • Украина: Значительного роста цен на хлеб не ожидается, - Минагрополитики
  • Правительство намерено усилить конкуренцию среди хлебопеков

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Причина подорожания


Владислав Аверченко, генеральный директор компании «Хлебпром», рассказал почему дорожает хлеб и с какими вызовами приходится бороться крупным производителям.
- Владислав, оцените текущее состояние хлебобулочной отрасли.
- Начало этого года стало крайне сложным для хлебобулочной отрасли. Резко возросла стоимость сырья и услуг. Порядка 70% себестоимости продукции приходится на сырье, остальные 30% — зарплата, энергоресурсы, накладные расходы и логистика продукции.
К сожалению, в Украине отсутствует реальная официальная статистика по производству хлеба. Те показатели, которые обнародует Госстат, являются откровенно заниженными: они охватывают только данные, полученные от промышленных производителей — хлебозаводов, но никак не отслеживают объемы производства небольших частных пекарен, а также пекарен, которые работают на базе супермаркетов.
Для украинского рынка хлеба характерен высокий уровень тенизации и, как следствие, ужесточение конкуренции. Согласно официальной статистике, в Украине в год производится порядка 1,3 млн тонн. Согласно оценкам производителей, объемы производства гораздо выше — 3,4 млн тонн. Это порядка 240 г на человека, что соответствует общеевропейским и отечественным нормам потребления. Соответственно, в тени находится до 60% рынка хлебобулочных изделий. К примеру, если взять Львовскую область, то тут работают около 25 производителей хлебобулочной продукции, из которых лишь несколько относятся к крупным и средним промышленным производителям. Неравные условия налогообложения играют против крупных производителей. Мелкие компании не платят НДС, далеко не все трудоустраивают официально работников, официально закупают сырье и обеспечивают надлежащее качество. В итоге цены крупного производителя выше, чем мелкой пекарни. Что, в свою очередь, негативно влияет на объемы продаж.

- Падает ли общее потребление хлеба в Украине?
- Общее потребление хлеба по итогам 2014 года снизилось на 7%. Основные причины падения потребления — снижение численности населения, изменение культуры потребления, а также тенизация рынка. Хлеб давно перестал быть тем продуктом, который составляет основу рациона, особенно в городах.

- Падают ли объемы производства «Хлебпрома»?
- По итогам 2014 года компания сумела сохранить свою долю на рынке. Мы занимаем порядка 5,6% рынка Украины в натуральном выражении. Объемы производства снизились пропорционально общему падению рынка.

- Что сейчас происходит с ценами на муку? Насколько они выросли?
- По итогам 2014 года мука подорожала в среднем на 40%. Весь рост пришелся практически на четвертый квартал. Агарный фонд, который призван стабилизировать цены, за 2014 год также поднял их на 45-48%. Несмотря на рост цен, мука у Аграрного фонда была дешевле, чем на рынке.
Из-за девальвации гривни и удорожания зерна на внутреннем рынке в начале 2015 года мука начала дорожать рекордными темпами. Если сравнивать цены на муку во второй половине января и в начале марта, то стоимость пшеничной муки возросла до 70%. Средний рост — 55%. К примеру, пшеничная мука второго сорта в средине января стоила 4,5-4,8 тыс. грн за тонну. Сейчас — 6,9-7,3 тыс.

- У кого закупаете муку? Как минимизируете рост цен?
- В структуру компании входят две мельницы: одна в Винницком регионе, вторая — во Львовском. Чтобы снизить себестоимость производства хлеба, мы стараемся производить муку самостоятельно, закупая на рынке зерно. Мы не можем обеспечить самостоятельно всю номенклатуру сырья. К примеру, пшеничную муку мы частично производим сами, ржаную муку — закупаем. Также мы сотрудничаем с Аграрным фондом.

- В этом году Аграрный фонд продавал компании муку?
- Сотрудничество с Аграрным фондом временно приостановлено по инициативе Аграрного фонда. В прошлом году мы активно взаимодействовали с Аграрным фондом, планировали сотрудничать и в этом, но пока безрезультатно. В прошлом году была следующая модель работы: мы декларировали необходимые нам объемы муки, согласовывали характеристики сырья, и через время закупали у фонда необходимые объемы.
В этом году отгрузки муки из Аграрного фонда не осуществлялись. Мы задекларировали необходимые объемы, однако сырье нам не поступает.

- Насколько подняли цены на продукцию в 2014 году? Что происходит в текущем году?
- По итогам прошлого года мы подняли цены на 10-25% в зависимости от категории продукции. С начала этого года мы подняли цены на 24-30%. Основной фактор — рост цен на муку, удорожание газа, рост стоимости логистики. Дальнейший рост цен будет зависеть от стоимости сырья, в первую очередь муки, а также энергоносителей и горюче-смазочных материалов. Государство на данный момент никак не поддерживает хлебную отрасль, поэтому повышение цен является единственным инструментом компенсации роста себестоимости производства и затрат на логистику.

- Насколько существенным может быть дальнейший рост цен с учетом снижения покупательской способности населения?
- Давать какие-то прогнозы крайне сложно. За последние пару недель цена на муку взлетела в полтора раза. Мы ежедневно мониторим закупочные цены на сырье и материалы. Ситуация ненормальная и абсолютно непрогнозируемая.
Тенизация рынка будет сдерживать резкий рост цен со стороны крупных производителей. У малых пекарен цены ниже. В результате крупные производители балансируют между экономически обоснованной ценой и той ценой, которую предлагают небольшие компании.

- Какой на сегодняшний день должна быть экономически обоснованная цена на хлеб?
- Средняя цена за килограмм хлеба на рынке сейчас составляет порядка 8 грн. Если килограмм муки стоит 7 грн, то меньше 10 грн за кг хлеб стоить просто не может.
Хлеб в Украине недооценен. Даже если посмотреть на цены у наших ближайших соседей (Россия, Беларусь), то стоимость хлебобулочных изделий в этих странах на 40-50% выше, чем в Украине. Я говорю о массовых сортах. С Европой у нас разница — в разы. Цена на хлеб в Украине занижена, и это негативно влияет на развитие хлебной отрасли.
Если бы условия работы для хлебопекарен были рыночными, без искусственного регулирования ценообразования со стороны государства, а конкуренция между промышленными производителями и частными пекарнями была добросовестная, то цена была бы выше где-то на 40-50%.

- Какова сейчас рентабельность производства хлеба?
- У нас есть обязательства по уровню рентабельности на социальные сорта хлеба. Это определенный объем, рентабельность тут нулевая или вообще минусовая. Норма по массовым сортам — 5%. Говорить о каком-то улучшении рентабельности, конечно же, не приходится. Задача — переждать этот период.

- Какова доля социального хлеба в общей структуре производства?
- Если посмотреть на структуру нашего производства, то массовые сорта хлеба (хлеб пшеничный, ржаной, батон), в том числе и социальный, занимают до 90% всего производства. 10% — хлеба улучшенных рецептур. Потребление дорогих сортов хлеба снижается.
Группа социального хлеба от общего объема производства составляет порядка 14-15%. Согласно ранее подписанному с местными органами власти меморандуму, этот объем соизмерим с размером сегмента наименее обеспеченных потребителей.
При этом есть проблема с перераспределением социального продукта. Государство не регулирует каналы его продажи. Купить социальный хлеб могут как самые бедные слои населения, так и обеспеченные потребители. Такая модель неэффективна. Мы неоднократно обращались в ведомства и министерства с предложением пересмотреть этот подход.

- Какие ваши предложения?
- Помощь наименее обеспеченным потребителям должна быть адресной. Рынок хлеба должен быть конкурентный, не нужно создавать искусственные ограничения. Условия работы должны быть равные как для крупных производителей, так и для небольших пекарен. Во-первых, должна быть единая система налогообложения для всех производителей. Во-вторых, единые требования к качеству продукции и процессу ее производства. Производители должны получать лицензии либо сертификаты на производство хлеба. Таким образом можно вывести рынок из тени и обеспечить безопасность массового продукта на рынке. А это дополнительные поступления в бюджет, которые как раз и можно направить на адресную помощь наименее обеспеченным потребителям. Куда тратить полученные от государства деньги, малообеспеченные граждане будут решать сами. Это европейская практика.

- Вносили ли изменения в ассортимент из-за кризиса?
- Он у нас изначально достаточно сбалансированный, поэтому каких-то существенных изменений не вносили. Немного снизили долю премиального сегмента.





Схожі новини
  • В 2013 году хлеб в Украине подорожал на 3,2%
  • Какими будут цены на хлеб до конца года
  • Кабмин может снизить цены на муку из Аграрного фонда
  • Украина: Значительного роста цен на хлеб не ожидается, - Минагрополитики
  • Правительство намерено усилить конкуренцию среди хлебопеков

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.