Несмотря на радикальные крики политиков о "бесконтрольной" раздаче НБУ кредитов банкам, на самом деле 2014 году Национальный банк предоставил украинским банкам в 5 раз меньше рефинансирования, чем в мирном и стабильном 2009-м.
Сокращение ликвидности банковской системы - самый короткий путь к остановке кредитования экономики и разрушению экономической системы государства. Ведь в большинстве развитых стран мира практика рефинансирования активно используется именно для того, чтобы циклические экономические кризисы или паника среди вкладчиков не отразилась на возможностях банков кредитовать реальный бизнес.
И трудно представить ситуацию, чтобы в условиях экономического кризиса в том же Конгрессе США американские народные избранники вдруг подняли вопрос о "целесообразности" кредитной поддержки государством своих банков и отставке главы Федеральной резервной системы за выполнение своих прямых обязанностей.
Как сообщила в своем выступлении в Раде председатель Нацбанка Валерия Гонтарева, в военном и постреволюционном 2014 году Национальным банком Украины была предоставлена кредитная поддержка украинским банкам в виде рефинасирования на общую сумму 36,5 млрд грн, что по сегодняшнему курсу доллара составляет 1,6 млрд. долл. США.
Несмотря на заявления главного банкира страны о том, что центральный банк в полной мере поддерживает банки в условиях естественного для кризисного периода оттока вкладов физических лиц, объем господержки банковской системы оказался в несколько раз меньшим, чем реальные потери депозитов граждан.
За 2014 год оттоки депозитов по всей банковской системе составили около 126 млрд грн, при этом рефинансирование НБУ составило не более трети от суммы потерь.
Самое удивительное, что в общем шуме политического "негодования" по поводу рефинансирования банков самые крикливые радикалы и даже анализирующие ситуацию депутаты не услышали одну очень важную деталь.
В мирном 2009 году, когда естественный отток депозитов населения в банках составил 29,7 млрд. грн, банки получили от НБУ рефинансирования в объеме 77,7 млрд. грн, что при действовавшем на тот момент курсе гривни составляло порядка 10 млрд. долл. США. Таким образом, во времена Виктора Стельмаха украинские банки были обеспечены ликвидностью, горазде превышавшей "потери" вкладов граждан и смогли наращивать кредитование экономики и обеспечивать стране уверенный рост ВВП, стабильность курса и все другие прелести устойчивого развития.
Пока депутаты решают, насколько объемы рефинансирования в кризисный для экономики год соответствовали очень своеобразному пониманию справедливости и реальному "бегству" депозитов, еще одна важная тема - депозиты предприятий и компаний, вообще ушли из поля зрения власти и политиков. А эти "минусы" в балансах банков вообще ничем не компенсированы со стороны Нацбанка и государства.
То, что больше всего кредитной поддержки от государства получили банки, в которых больше всего депозитов клиентов, по логике, ни у кого не должно вызывать вопросов. Кроме тех, кто по роду своих обязанностей должен работать на развитие своей страны. С начала нынешнего года вместо подготовки важных проектов пакета реформ, в том, сколько каждый из банков получил рефинанса, ищут скрытые подвохи и независимые эксперты, и отдельные депутаты и целые фракции. Впрочем, как оказалось при детальном анализе данных НБУ, лидеры рынка, которые реально влияют на рынок и столкнулись, соответственно, с наибольшим в абсолютном значении оттоком вкладов, как раз получили рефинансирования в объемах около половины реальных потерь.
То есть, компенсировать нехватку вкладов в пассивах банка вынуждены были за счет собственных средств или средств акционеров. Или же путем сворачивания кредитных программ - забирая выданные ранее деньги у бизнеса. На фоне оттока депозитов, ограниченной ликвидности банков происходит сокращение кредитования реальной экономики. А нет кредитов - нет дальнейшего экономического развития страны, нет развития экономики - тогда нечем Украине будет отдавать кредиты МВФ.
Мировой опыт свидетельствует о совершенно обратной тенденции. В США во время мирового кризиса американский центробанк - ФРС обеспечила ликвидность банкам на основе специальной программы "количественного смягчения" QE, рассчитанной на пять лет. Данная программа была остановлена только 29 октября 2014 после аккумулирования ФРС $4.5 триллионов выкупленных банковских активов. Как результат, американская экономика демонстрирует сейчас хорошие темпы роста ВВП.
В настоящее время в Европе, Европейский Центробанк также начал подобную программу для оживления экономического развития. Программа рассчитана как минимум до сентября 2016 года и сумма может составить 1.1 триллион евро.
В Украине же, в результате политического давления на НБУ, ставка рефинансирования дошла до 30%, рефинансирование банков не покрывает дефицита ликвидности системы, кредитование фактически оставлено.
Впрочем, более точно, чем сказала глава НБУ Валерия Гонтарева, уже и не скажешь: "Выдумки о сотнях миллиардов гривен кредитов рефинансирования, бесконтрольно выданных за мою каденцию, выглядят не иначе, как бред. С начала 2015 года остатки по кредитам рефинансирования увеличились на 2 млрд. грн. Отток депозитов составил почти 18 млрд. грн. (в пиковый день паники, 23 февраля, дня отток депозитов из банков составил 2,2 млрд. грн.). Это сравнимые величины? Очевидно, что нет!"
Владимир Келебра, //censor.net.ua/r329208