В первом квартале 2015 года золотовалютные резервы Украины демонстрировали разнонаправленую динамику. В первые два месяца ЗВР продолжали свое снижение. Переломным стал март месяц в связи с получением средств от МВФ в рамках Механизма расширенного финансирования (EFF) в сумме 4,872 млн. долл. США, в том числе в пользу правительства в сумме 2,633 млн. долл. США.
Также увеличению объема резервов в марте способствовало поступление средств в пользу Правительства в сумме 200 млн. канадских долларов.
Кроме того, на уровень международных резервов оказали влияние интервенции Национального банка по покупке иностранной валюты на сумму 581,4 млн долл. США. Объем интервенций по продаже валюты составил 372,5 млн. долл. США, из которых 281,3 млн долл. США было продано по адресным интервенциям государственным предприятиям НАК «Нафтогаз Украины» и ГП НАЭК «Энергоатом». Таким образом, Нацбанку удалось достичь положительного сальдо в своих интервенциях.
В то же время платежи правительства и Национального банка Украины по погашению и обслуживанию государственного и гарантированного государством долга в иностранной валюте составили 906,9 млн. долл. США в эквиваленте, в том числе 221,9 млн. долл. США Международному валютному фонду.
ЗВР увеличился, но фундаментальные условия остаются негативными
Таким образом, несмотря на рост ЗВР необходимо признать сохранение высокого давления на ЗВР в связи с суверенными долговыми обязательствами, а также сохраняющимся негативным экономическим климатом вокруг Украины. Тем не менее, объем международных резервов Украины на сегодня является достаточным для выполнения обязательств и текущих операций правительства и Национального банка Украины.
По нашим оценкам, военные действия в зоне АТО, а также неблагоприятное состояние экономики Украины пока что не позволяет говорить о прекращении снижения уровня ЗВР без внешней помощи. Однако сохранение тренда давления на ЗВР, вероятно, будет компенсировано получением финансовой помощи, что нивелирует риски.
Беспокойство вызывают показатели поступления в страну валюты. Снижение показателей экспорта является свидетельством глобального падения конкурентоспособности украинской продукции на мировых рынках на фоне сдержанного мирового спроса. Такой сценарий развития прогнозировался в ноябре 2009 года1, отмечая высокую вероятность второй волны кризиса в связи с неготовностью крупного бизнеса к конкуренции на посткризисном мировом рынке. Это требует незамедлительных усилий правительства по стимулированию производителей к модернизации и снижению себестоимости с одной стороны, а с другой – к открытию новых рынков для украинских экспортеров.
Вновь подчеркнем, что события на востоке Украины лишь ускорили тенденции, которые в противном случае нашли бы свое проявление к 2017-2018 году. Динамика изменения ЗВР в 2000-2014 году отражала позиции украинского экспорта на мировых рынках. По одной лишь металлургии объемы зарубежных продаж с 2007 по 2013 снизились на 25%, а цены просели на 30%. Потребители из Европы и Азии сокращали объемы заказов, а страны MENA, кроме того, наращивали собственные мощности по производству.
В 2007 году за рубеж было продано 28,4 млн тонн металлопродукции по средней цене 750 долл. за 1 тонну. В 2013 году показатели снизились до 22,6 млн тонн. При этом цена за 1 тонну металла спустилась к средней отметке 550 долл. Таким образом, экспортные потери меткомбинатов составили 9 млрд. долл. в год. Эта сумма соответствовала размеру внешнего госдолга Украины на 2013 год. На этом фоне собственники предприятий игнорировали необходимость вложений в модернизацию предприятий, усовершенствование качества продукции.
Таким образом, нынешняя ситуация с поступлением валюты в страну – результат ошибок управления предприятиями, входящих в так называемые «локомотивы» экономики, а также последствия ошибочной геоэкономической модели и недостаточной диверсификации экспортных поставок.
По нашим оценкам, Украине потребуется достаточно длительный период для восстановления экономики и возобновления роста ЗВР. Это связано с необходимостью структурно перестроить рынок сбыта отечественного экспорта.
Кроме того, необходимо осуществить замену практически всему объему экспорта, который направлялся в Российскую Федерацию. Обращаем внимание на то, что торговая война с Украиной со стороны Российской Федерации началась задолго до начала политических трансформаций и событий на Майдане. В прогнозах Ukrainian Economic Trends Forecast за 2011-2013, а также оперативных докладах, посвященных перспективам Таможенного Союза, не однократно подчеркивалось, что официальная Москва заинтересована в максимальном схлопывании экономики Украины, которая фактически являлась прямым конкурентом РФ на внешних рынках, и оказывала негативное влияние на рынок Таможенного Союза в контексте сбыта российских товаров.
Динамика ЗВР Украины в 2014-2015 г.г., млрд.долл.США. Источник: НБУ. Данные на последний день месяца.
По нашим оценкам, возобновления естественного роста ЗВР можно ожидать лишь после существенной диверсификации экономики Украины, изменения географии экспорта, его структуры в сторону повышения качества, разнообразия, снижения себестоимости и роста количества конкурентоспособной продукции с большим уровнем добаленной стоимости. До этого динамика ЗВР будет полностью подчинена процессам взаимодействия Украины с международными финансовыми организациями.
Мы не разделяем оптимистических оценок НБУ относительно перспектив роста ЗВР к концу 2015 года до уровня 18,2 млрд. долл., а к концу 2016 года – до 25,4 млрд. долл. Объемы ожидаемой финансовой помощи на 2015 год (таблица) за вычетом объемов долговых обязательств никак не позволят выйти на ориентир регулятора. Таким образом, согласно оптимистическому сценарию, показатели международных резервов к концу текущего года вряд ли превысят 11-12,8 млрд. долл.
Объемы общей финансовой помощи, задекларированной донорами, и запланированной на 2015 год.
Относительная стабилизация ситуации вокруг международных резервов Украины в сочетании с административными мерами, предпринятыми Национальным банком Украины, позволили не только стабилизировать, но и незначительно укрепить позиции национальной валюты.
В случае продолжения действия административных ограничений на внутреннем рынке, а также борьбы со схемами вывода валюты через инструменты рефинансирования проблемных финучреждений, Украина в 2015 году может избежать критических сценариев. В то же время давление на национальную валюту будет сохраняться в связи с высоким уровнем долговых обязательств и сохраняющимся слабым притоком валюты в страну, что приведет к сохранению волатильности гривны. В случае оптимистического сценария, ее курс может ограничиться уровнем 25 грн./долл. к декабрю 2015 года. По нашим оценкам, это вполне сбалансированный и экономически обоснованный курс национальной валюты в текущих экономических условиях на конец года.
Однако, в связи с тем, что фундаментальный курс доллара в Украине по программе МВФ предполагается на уровне 22 грн/долл к концу 2015 года при среднегодовом показателе 21,7 грн/долл., а курс 21,7 грн/долл также заложен в госбюджет Украины на 2015 год, существует вероятность возникновения необходимости пересмотра программы МВФ или графика выплат по ней.
Нацбанк сегодня продолжает идти в фарватере временных административных мер и торможения негативных процессов в сфере курсообразования, однако он, по объективным причинам, не имеет рычагов влияния для исправления ситуации.
Следует признать, что до завершения боевых действий на Востоке страны, а также улучшения инвестиционного климата, позитивных изменений на валютном рынке ожидать не стоит. В то же время, социальная напряженность и риски социального взрыва вряд ли дадут возможность правительству пойти на оперативные решения по улучшению бизнес-климата, в частности, в налоговой сфере.
ВВП продолжит падение в 2015 году
Анализ ситуации свидетельствует о вероятном достижении экономикой «дна» уже в 2015 году. Это связано с началом активных антикризисных действий. Таким образом, по нашим оценкам, показатель ВВП по результатам 2015 года составит порядка от -7% до -12%.
Данный прогноз ниже данных, заложенных в программу расширенного финансирования EFF. Однако за прошедшее с момента ее разработки в феврале-первой половине марта время многие эксперты, включая Da Vinci AG, ухудшили свои ожидания в отношении украинской экономики. Наши оценки связаны в первую очередь с негативными ожиданиями во внешнеторговой деятельности – ухудшением показателей экспорта. Это означает вероятность пересмотра программы МВФ в сторону увеличения помощи или изменения графика ее предоставления.
В первом квартале текущего года из-за продолжения военного конфликта падение ВВП к предыдущему кварталу продолжилось, однако в отличие от НБУ, мы не ожидаем восстановления экономического роста во втором квартале 2015 года. Помимо военно-политического фактора, на негативную динамику ВВП оказывает влияние падение экспорта и сокращение внутреннего спроса.
По нашим оценкам, ожидается продолжение схлопывания экономики на подконтрольных территориях Донбасса. Так, в первом квартале продолжились факты остановки предприятий. Так, в январе 2015 года закрыты 2 цеха ПАО Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, в феврале остановлена работа ОАО Енакиевский металлургический завод и ЗАО Донецксталь - металлургический завод, кроме того, планируется прекращение работы одного из цехов на ОАО МК Азовсталь. Принимая во внимание такую динамику, ожидается, что в дальнейшем вклад Донецкой и Луганской областей в ВВП Украины существенно уменьшится с 16,4% (2012 год) до 5,6% (2015 год). Существенным фактором схлопывания ВВП региона стало сокращение доступа на отдельные внешние рынки через политику РФ, в том числе до 2014 года.
По состоянию на первый квартал 2015 года просадка экономики по Луганской области оказалась выше, в результате того, что в Донецкой области удалось сохранить под контролем государства большую часть промышленных районов, тогда как в Луганской большая часть индустриальных районов находится под оккупацией.
В целом по Украине падение промышленного производства в марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократилось на 21,5%. Это дает основания прогнозировать достижение «дна» по экономическому падению в текущем году и соответственно постепенное замедление падения экономики к концу года.
На подконтрольных Украине территориях Донецкой области отмечаются первые маркеры улучшения ситуации. Несмотря на то, что в базовых отраслях промышленности региона по-прежнему нарушены производственные цепочки «уголь-кокс-металл» и «уголь- электроэнергия», март 2015 года по сравнению с февралем того же года достигнут прирост добычи рядового угля на 7,5%, а производство кокса увеличилось на 26,7%. Возрос выпуск продукции на всех основных переделах металлургического цикла: чугуна
— на 33,3%, стали — на 15,0%, готового проката — на 7,8%. Мартовская выработка электроэнергии была больше, чем в феврале, на 26,9%. Частично динамика обусловлена сезонным различием количества дней в периоде и сравнительной базой, но, полагаем, минимальные признаки стабилизации могут появиться уже во втором полугодии текущего года. При этом показатели год к году остаются существенно ниже данных 2014 года: спад в машиностроении — на 38,5%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции — на 42,6%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — на 43,5%, в производстве кокса и продуктов нефтепереработки — в 2,5 раза, в добывающей промышленности и разработке карьеров — в 2,7 раза, в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — в 3 раза, в производстве химических веществ и химической продукции — в 5,7 раза, в легкой промышленности — в 6,2 раза.
Таким образом, по нашим оценкам, экономика Украины в 2015 году продолжит падение, которое связано с охлаждением экономики в Луганской и Донецкой областях и общей перестройкой экономики Украины в связи потерей Крыма и оккупированных территорий Донбасса.
Инфляция по итогам 2015 года составит 40%
В первые три месяца 2015 года индекс потребительских цен в Украине продемонстрировал резкий рост. Показатели превысили не только аналогичные показатели 2014 года, но и впервые за 1 лет вышли за пределы 10% в месячном выражении. Основной причиной роста инфляции стала девальвация национальной валюты, которая в большей или меньшей степени нашла свое отражение в росте цен на различные группы товаров и услуг.
Несмотря на рост тарифов на коммунальные услуги, инфляционное ускорение было задано импортными товарами, включая продовольственные товары (+27,9%), бытовую технику (+22,4%), а также транспортные услуги (+26,5%) и здравоохранение (+18,1%), в которых существенная доля импортных составляющих (ГСМ, лекарственные препараты). Таким образом, коренными причинами инфляции являлась ошибочная валютно-курсовая политика в период 2009-2013 года.
Ключевым драйвером цен на продовольственную и непродовольственную группу товаров отечественного и импортного производства так или иначе стала девальвация национальной валюты. Если для импортных товаров девальвация имела прямое влияние на ценообразование, то для большинства отечественных товаров повышение цен стало результатом импортной составляющей себестоимости товаров: горюче-смазочных материалов и энергоносителей, семенного материала, удобрений, комплектующих и т.д.
В конце первого квартала наблюдался рост цен на ряд продовольственных товаров, в частности, сахар, подсолнечном масло, хлеб и макаронные изделия. Повышению цен на подсолнечник способствует нехватка сырья для переработки. На рынке наблюдается значительная конкуренция переработчиков масличных, а фермеры придерживают семена, как наиболее ликвидный товар. Основными причинами повышения оптово-отпускных цен на хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия является повышение цен на муку и электроэнергию. Мука, как собственно и зерно выросла в цене из-за подорожания ГСМ и расходов на хранение (электроэнергия) на элеваторах. Кроме того, существует фактор ритейла, который в марте воспользовался ситуацией и стимулировал ажиотажный спрос на некоторые группы продовольственных товаров. На рост цен оказывало также влияние увеличение затрат производителей на хранение продукции.
Увеличением расходов на отопление и освещение теплиц, транспортировку оказали влияние на ценовую политику овощей. Снижение запасов фруктов в хранилищах, рост расходов на хранение и влияние девальвации на импортные продукты стали причиной роста цен на эту категорию товаров.
Доля импортной рыбы на отечественном рынке составляет порядка 80% и имеет тренд к увеличению. В связи с этим данный продукт зависим от курса национальной валюты, а низкая доля украинской рыбы на рынке не позволяет играть на понижение цены.
По нашим оценкам, рост цен, хотя и не в таких высоких темпах, продолжится. Ключевой вопрос: сохранение небольшой волатильности курса гривны. Производители и импортеры будут продолжать играть на повышение цен, пытаясь выходить на более-менее приемлемый уровень рентабельности и закладывать в конечную цену умеренные валютные риски. Рост цен на импортные товары будет в некоторой степени компенсироваться ростом потребления отечественных товаров, которые получат дополнительные конкурентные преимущества в связи с ценовой доступностью.
Однако снижение покупательского спроса населения будет работать на общее снижение потребления.
В отличие от прошлого года, когда наблюдался переход населения из сбережений в потребление, рост инфляции в 2015 году усилит давление на сбережения населения, что приведет к радикальному изменению структуры потребления и расходов. Все это приведет к сокращению «подушки» резервов у населения и повышению его уязвимости перед колебаниями рынка.
По нашим оценкам, снижение потребительского спроса в сочетании с переориентацией значительной части населения на потребление товаров отечественного производства позволит в определенной степени сдержать темпы роста инфляции на уровне 40% по итогам года. Таким образом мы вынуждены пересмотреть прогноз Ukrainian Economic Trends Forecast на 1 квартал 2015 года в связи с падением курса национальной валюты в первом квартале и прогнозами (оптимистическими) роста курса доллара до конца года до отметки 25 грн/долл.
Динамика изменения ИПЦ Украины в 2010-2015 г.г.
С полной версией отчета можно ознакомиться здесь - Ukrainian Economic Trends Forecast: 2Q 2015