Банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием.
Такое решение принял Верховный суд Украины (ВСУ), пишет Finmaidan.
Как отмечает издание, у владельцев платежных карт повысились шансы вернуть свои деньги в случае их кражи. Такую возможность дает правовая позиция ВСУ, сформулированная в ходе рассмотрения дела № 6-71цс15 в рамках разбирательства между Городским коммерческим банком (CityCommerce Bank; CCB) и его клиентом. В 2012 году с платежной карты клиента банка через банкомат в Бангкоке было списано $2,4 тыс. Владелец карты в это время находился в Украине. На следующий день он обратился в банк с заявлением о блокировке карты и возврате списанных денег. Однако банк отказал, и клиент обратился в суд. Первые три судебные инстанции поддержали банк, ссылаясь на то, что операции по снятию наличных денег были проведены после введения правильного ПИН-кода, а по условиям договора клиент был обязан не разглашать его.
После этого клиент обратился в ВСУ, который принял иск к рассмотрению. Суд напомнил о том, что, согласно п. 37.2 ст. 37 закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», пострадавшему клиенту банк обязан вернуть деньги за счет собственных средств плюс пеню. Кроме того, п.п. 6.7 и 6.8 положения № 223 определяют, что если клиент сразу же сообщил банку о неразрешенной операции, учреждение должно возместить ему сумму такой операции. Держатель карты не несет ответственности за проведение платежной операции, если карта была использована без его физического участия или электронной идентификации. Исключением являются случаи, когда было доказано, что действия или бездействие владельца карты, которыми он способствовал утрате или незаконному использованию карты, привели к списанию денег. В правовой позиции ВСУ указано, что если не было доказано обратное, мнение банка о вине держателя карты ошибочно.
Правовая позиция ВСУ может стать основанием для возврата украденных денег с карт клиентов платежеспособных банков. До сих пор банкиры часто отказывали клиентам в возврате денег, ссылаясь на то, что клиенты сообщили банку о сомнительных операциях уже после списания денег с их карт, а не до операции, чтобы банк успел заблокировать карту клиента.
Но во многих таких случаях карта клиента не украдена и не потеряна, поэтому он не знает об угрозе до момента кражи денег. Чаще всего это происходит при создании дубликатов карт на основе информации, считанной скимминговыми накладками на банкоматах. О списании денег клиент узнает уже из SMS, часто с опозданием. Сами банкиры в этих случаях делают акцент на ответственности владельца карты.
Учитывая позицию ВСУ, банкам придется чаще возвращать клиентам потерянные деньги, так как на практике им будет нелегко доказать, привели ли действия или бездействие держателя карты к краже денег. «Учитывая предусмотренные законом источники доказывания, банкам сложно будет доказать, что человек разглашал ПИН-код своей карты. В рамках гражданского процесса это можно сделать, например, с помощью свидетелей или видеозаписи, на которой зафиксирован факт передачи карты либо ПИН-кода. Но то, что банк сможет представить такие доказательства, выглядит очень маловероятным, – поясняет юрист юрфирмы FELIX Святослав Бартош. – Легче раздобыть доказательства разглашения ПИН-кода или неправомерной передачи карты третьему лицу в рамках уголовного производства. Для этого банку нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве. И если правоохранители сочтут его обоснованным и обстоятельства дела позволят (карта украдена или ПИН-код передан в Украине), то они проведут следственные действия и смогут установить обстоятельства кражи либо разглашения ПИН-кода»