Аграрний тиждень. Україна
» » Шесть греческих уроков для Украины
» » Шесть греческих уроков для Украины

    Шесть греческих уроков для Украины


    Две страны – Украина и Греция – не исчезают из заголовков ведущих СМИ в Европе. Обе они из-за своих долговых обязательств находятся на грани дефолта.

    Греция вот уже шесть лет находится в экономическом кризисе, провела широкомасштабную реструктуризацию государственного долга и получила чрезвычайно большой пакет денежной помощи от Международного валютного фонда и других кредиторов.

    Острая фаза кризиса в Украине длится "всего" 1,5 года, и нам есть чему поучиться на опыте Греции, чтобы избежать ее самых больших ошибок.

    В октябре 2009 года новоизбранное правительство Греции нашло "огромную дыру" в государственном бюджете. После коррекции соотношение дефицита государственного бюджета к ВВП увеличилось вдвое – с 6% до 12%, и это впечатляющие данные.

    В апреле 2010 года кредитный рейтинг Греции был понижен до преддефолтного уровня. В тот момент Греция быстро приближалась к банкротству.

    Для спасения страны МВФ, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская комиссия (ЕК) выделили Греции 240 млрд евро кредитной помощи (это примерно 80% ВВП Греции в 2007 году).

    Взамен кредиторы потребовали, чтобы Греция:

    - выплатила свои долговые обязательства международным организациям в полном объеме;

    - сократила государственные расходы и/или повысила налоги (жесткая экономия);

    - внесла изменения в трудовое законодательство и другие сферы, чтобы улучшить рост экономики в долгосрочной перспективе (структурные реформы).

    Однако эта программа не способствовала ни экономическому росту Греции, ни выплате ее долгов. До 2012 года уровень безработицы поднялся с 9% до 25%. До третьего квартала 2014 года ВВП ежеквартально сокращался, кумулятивно снизившись на 25% (!) с начала кризиса. Соотношение государственного долга к ВВП выросло с 112% в 2008 году до 177% в 2014 году.

    Греческая драма еще далека от завершения, но уже сейчас можно проанализировать, какие уроки может извлечь Украина из греческого кризиса.

    Жесткая экономия подрывает слабую экономику

    Многие люди ошибочно считают проблему суверенного долга похожей на проблему задолженности отдельного человека. Если человеку необходимо уменьшить долг, он должен меньше тратить.

    Но решение "меньше тратить" базируется на неявном предположении, что при снижении расходов доходы человека не изменятся. Такое предположение верно в отношении людей, но не работает на уровне страны.

    Когда правительство сокращает расходы, сокращается экономика. Когда сокращается экономика, падает уровень налоговых поступлений, а следовательно, правительству необходимо снова сокращать расходы.

    Этот цикл повторяется, и в конце концов экономика оказывается в глубокой яме. Именно это и произошло в Греции. Несмотря на многократное урезание государственных расходов и повышение налогов, спад экономики почти удвоил соотношение государственного долга Греции к ВВП.

    Так же огромное сокращение государственных расходов или существенное повышение налогов и дальше будут подрывать украинскую экономику. Именно поэтому украинскому правительству стоит сосредоточиться на более рациональном использовании государственных средств, а не на сокращении расходов.

    Если страна не в состоянии выплачивать свои долговые обязательства,
    долг необходимо как можно скорее реструктуризировать

    Большое долговое бремя ("долговой навес") может ограничить инвестиции и экономический рост.

    Теперь, зная историю, можно сказать, что те средства, которые Греция выплатила кредиторам как проценты за пользование кредитом, стоило бы использовать на реструктуризацию банков, снижение налогов или на инвестиции.

    Вместо этого Греция использовала большую часть новых кредитных средств на возврат предыдущих долгов, как было предусмотрено в соглашении с МВФ, ЕЦБ и ЕК.

    В Украине ситуация еще более ясная. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что на обслуживание долгов Украина тратит столько же, сколько и на оборону и безопасность страны. Это тот случай, когда страна несет необоснованное бремя, и дело здесь не в нежелании платить долги.

    У Украины, ставшей жертвой российской агрессии, есть более приоритетные расходы, чем погашение задолженности – она должна бороться за выживание.

    Необходимо существенно сократить задолженность

    Самая масштабная реструктуризация долга Греции была проведена в 2012 году: основная сумма долга была сокращен на 53,5%. Реструктуризация снизила уровень государственного долга на 106,5 млрд евро.

    Такая сумма казалась более чем достаточной на то время, но проблемы в Греции продолжали накапливаться, и сейчас возникла угроза новой существенной реструктуризации долга.

    Оценивая предыдущие события, первый этап реструктуризации должен был быть гораздо масштабнее: он принес лишь краткосрочное облегчение, но не решил фундаментальных проблем, связанных с долговыми обязательствами Греции.

    Украине не стоит повторять ошибки Греции, и если она примет решение о реструктуризации, это должна быть действительно масштабная реструктуризация, чтобы сделать ее раз и навсегда.

    Странам следует жить по своим доходам

    Так же, как и Украина, в Греции – большой государственный сектор, низкий пенсионный возраст и коррумпированная налоговая система с огромными объемами уклонения от уплаты налогов.

    С помощью определенных ухищрений и притока иностранного капитала, Греция могла позволить себе такую "роскошную" жизнь в течение определенного времени, но сейчас она расплачивается за это: пять лет рецессии и 25% уровень безработицы.

    Украина начала приводить в порядок свои государственные финансы, увеличив цены на газ для населения и бизнеса, ликвидировав специальные пенсии и т.д. Еще многое можно и необходимо сделать. Это не означает, что Украина должна устранить дефицит бюджета за один день, но она должна взять четкий курс на оздоровление государственных финансов.

    Фиксированный обменный курс – это неудачный выбор

    Греция осталась в еврозоне (то есть зафиксировала значение своей валюты относительно валют своих торговых партнеров в Европе) и очень дорого заплатила за это.

    Для восстановления конкурентоспособности Греции пришлось провести внутреннюю девальвацию – снизить зарплаты почти на 16%, что оказалось чрезвычайно болезненным испытанием и длилось довольно долго.

    Если бы Украина пыталась удерживать стоимость гривны на докризисном уровне, то масштабы экономического кризиса были бы гораздо большими. Проведя девальвацию гривны, Украина увернулась от "пули", которой не смогла избежать Греция. Уровень безработицы в Украине вырос до 25%.

    Украинскому народу стоит перестать мечтать о курсе 8 грн за доллар США или любом другом фиксированном обменном курсе.

    Структурные реформы не состоятся, если им будут противостоять политики

    Несмотря на то, что международные кредиторы настаивали на проведении структурных реформ, в обмен на предоставление кредитной помощи, коррумпированная политическая система Греции успешно противостояла многим необходимым реформам.

    Нынешняя экономика Греции напоминает украинскую: подавляющая часть ее контролируется несколькими богатыми людьми; коррупция является системной; уклонение от уплаты налогов - повсеместное.

    Кроме того, греки недавно избрали правительство, которое не слишком настроено на воплощение структурных реформ.

    В Украине и люди, и политики стали более открытыми для реформ. Впрочем, за первые 100 дней работы новое правительство Яценюка выполнило лишь около 5% запланированных и обещанных мер. Аналогично уровень выполнения Коалиционного соглашения составляет лишь 10%. Гражданское общество и СМИ должны оставаться бдительными и подталкивать политиков к реформированию экономики.

    Чтобы лучше понимать проблемы Греции, можно провести такую "медицинскую" аналогию.

    Представьте, что Греция – это очень больной пациент в отделении неотложной помощи, который вел нездоровый образ жизни (теневая экономика) и у которого сильное кровотечение (большие долги).

    Компетентный врач будет пытаться: (1) остановить кровотечение (уменьшить долги); (2) сделать переливание крови (избегать жесткой экономии и девальвировать валюту); (3) не просить пациента сразу прогуливаться по отделению (структурные реформы), даже если это обычно способствует выздоровлению; (4) осмотреть пациента после выздоровления и убедиться, что он принимает прописанные ему лекарства и выполняет необходимые упражнения (со временем завершить воплощение реформ и жить по своим доходам).

    Украина недалеко ушла от Греции в этой аналогии. Однако, в отличие от Греции, у "пациента" - не только "сильное кровотечение", он все еще продолжает "опасную схватку с бандитами".

    Когда мы писали эту статью, нам не были известны результаты внеочередного саммита руководства ЕС относительно греческого кризиса. Греция представила свое предложение в понедельник утром, почти перед окончанием саммита.

    Предложение не было обнародовано официально, но, судя по сообщениям и интервью чиновников в СМИ, Греция предложила:

    - существенно (на 1,4% ВВП) увеличить пенсионные сбережения, повысив отчисления с работников и работодателей;

    - ввести новый налог на бизнес;

    - ввести новый налог на богатство;

    - повысить налог на добавленную стоимость.

    Похоже, еще одно греческое правительство соглашается с требованиями кредиторов о жесткой экономии, обещая поднять налоги.

    Это одновременно и хорошо, и плохо.

    Хорошая новость заключается в том, что Греция не выходит из еврозоны, что имело бы плохие последствия для обеих сторон.

    А плохая новость – в том, что чиновники Евросоюза продолжают держать курс жесткой экономии, повторяя ошибки прошлого.

    За шесть лет греки пережили немало страданий, и, видимо, ситуация еще более осложнится. Без выплаты процентов по задолженности Греция уже имеет бюджетный профицит, но он все еще меньше, чем выплаты по процентам, поэтому долговая проблема остается нерешенной.

    Пришло время списать долги и начать все с новой страницы. Если не произойдет списание значительной части долга, мы, возможно, напишем подобную статью в следующем году.

    //www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2015/06/24/7035149/





    Схожі новини
  • Кредиторы предсказали Украине закрытие доступа к финансовым рынкам
  • Россия вводит ограничения на ввоз всей пищевой продукции из Греции
  • Россия хочет запретить поставки продуктов питания из Греции
  • ЕС требует от стран-участниц возврата аграрных субсидий в размере 426 млн. евро
  • Португалия близка к дефолту

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Шесть греческих уроков для Украины


Две страны – Украина и Греция – не исчезают из заголовков ведущих СМИ в Европе. Обе они из-за своих долговых обязательств находятся на грани дефолта.

Греция вот уже шесть лет находится в экономическом кризисе, провела широкомасштабную реструктуризацию государственного долга и получила чрезвычайно большой пакет денежной помощи от Международного валютного фонда и других кредиторов.

Острая фаза кризиса в Украине длится "всего" 1,5 года, и нам есть чему поучиться на опыте Греции, чтобы избежать ее самых больших ошибок.

В октябре 2009 года новоизбранное правительство Греции нашло "огромную дыру" в государственном бюджете. После коррекции соотношение дефицита государственного бюджета к ВВП увеличилось вдвое – с 6% до 12%, и это впечатляющие данные.

В апреле 2010 года кредитный рейтинг Греции был понижен до преддефолтного уровня. В тот момент Греция быстро приближалась к банкротству.

Для спасения страны МВФ, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская комиссия (ЕК) выделили Греции 240 млрд евро кредитной помощи (это примерно 80% ВВП Греции в 2007 году).

Взамен кредиторы потребовали, чтобы Греция:

- выплатила свои долговые обязательства международным организациям в полном объеме;

- сократила государственные расходы и/или повысила налоги (жесткая экономия);

- внесла изменения в трудовое законодательство и другие сферы, чтобы улучшить рост экономики в долгосрочной перспективе (структурные реформы).

Однако эта программа не способствовала ни экономическому росту Греции, ни выплате ее долгов. До 2012 года уровень безработицы поднялся с 9% до 25%. До третьего квартала 2014 года ВВП ежеквартально сокращался, кумулятивно снизившись на 25% (!) с начала кризиса. Соотношение государственного долга к ВВП выросло с 112% в 2008 году до 177% в 2014 году.

Греческая драма еще далека от завершения, но уже сейчас можно проанализировать, какие уроки может извлечь Украина из греческого кризиса.

Жесткая экономия подрывает слабую экономику

Многие люди ошибочно считают проблему суверенного долга похожей на проблему задолженности отдельного человека. Если человеку необходимо уменьшить долг, он должен меньше тратить.

Но решение "меньше тратить" базируется на неявном предположении, что при снижении расходов доходы человека не изменятся. Такое предположение верно в отношении людей, но не работает на уровне страны.

Когда правительство сокращает расходы, сокращается экономика. Когда сокращается экономика, падает уровень налоговых поступлений, а следовательно, правительству необходимо снова сокращать расходы.

Этот цикл повторяется, и в конце концов экономика оказывается в глубокой яме. Именно это и произошло в Греции. Несмотря на многократное урезание государственных расходов и повышение налогов, спад экономики почти удвоил соотношение государственного долга Греции к ВВП.

Так же огромное сокращение государственных расходов или существенное повышение налогов и дальше будут подрывать украинскую экономику. Именно поэтому украинскому правительству стоит сосредоточиться на более рациональном использовании государственных средств, а не на сокращении расходов.

Если страна не в состоянии выплачивать свои долговые обязательства,
долг необходимо как можно скорее реструктуризировать

Большое долговое бремя ("долговой навес") может ограничить инвестиции и экономический рост.

Теперь, зная историю, можно сказать, что те средства, которые Греция выплатила кредиторам как проценты за пользование кредитом, стоило бы использовать на реструктуризацию банков, снижение налогов или на инвестиции.

Вместо этого Греция использовала большую часть новых кредитных средств на возврат предыдущих долгов, как было предусмотрено в соглашении с МВФ, ЕЦБ и ЕК.

В Украине ситуация еще более ясная. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что на обслуживание долгов Украина тратит столько же, сколько и на оборону и безопасность страны. Это тот случай, когда страна несет необоснованное бремя, и дело здесь не в нежелании платить долги.

У Украины, ставшей жертвой российской агрессии, есть более приоритетные расходы, чем погашение задолженности – она должна бороться за выживание.

Необходимо существенно сократить задолженность

Самая масштабная реструктуризация долга Греции была проведена в 2012 году: основная сумма долга была сокращен на 53,5%. Реструктуризация снизила уровень государственного долга на 106,5 млрд евро.

Такая сумма казалась более чем достаточной на то время, но проблемы в Греции продолжали накапливаться, и сейчас возникла угроза новой существенной реструктуризации долга.

Оценивая предыдущие события, первый этап реструктуризации должен был быть гораздо масштабнее: он принес лишь краткосрочное облегчение, но не решил фундаментальных проблем, связанных с долговыми обязательствами Греции.

Украине не стоит повторять ошибки Греции, и если она примет решение о реструктуризации, это должна быть действительно масштабная реструктуризация, чтобы сделать ее раз и навсегда.

Странам следует жить по своим доходам

Так же, как и Украина, в Греции – большой государственный сектор, низкий пенсионный возраст и коррумпированная налоговая система с огромными объемами уклонения от уплаты налогов.

С помощью определенных ухищрений и притока иностранного капитала, Греция могла позволить себе такую "роскошную" жизнь в течение определенного времени, но сейчас она расплачивается за это: пять лет рецессии и 25% уровень безработицы.

Украина начала приводить в порядок свои государственные финансы, увеличив цены на газ для населения и бизнеса, ликвидировав специальные пенсии и т.д. Еще многое можно и необходимо сделать. Это не означает, что Украина должна устранить дефицит бюджета за один день, но она должна взять четкий курс на оздоровление государственных финансов.

Фиксированный обменный курс – это неудачный выбор

Греция осталась в еврозоне (то есть зафиксировала значение своей валюты относительно валют своих торговых партнеров в Европе) и очень дорого заплатила за это.

Для восстановления конкурентоспособности Греции пришлось провести внутреннюю девальвацию – снизить зарплаты почти на 16%, что оказалось чрезвычайно болезненным испытанием и длилось довольно долго.

Если бы Украина пыталась удерживать стоимость гривны на докризисном уровне, то масштабы экономического кризиса были бы гораздо большими. Проведя девальвацию гривны, Украина увернулась от "пули", которой не смогла избежать Греция. Уровень безработицы в Украине вырос до 25%.

Украинскому народу стоит перестать мечтать о курсе 8 грн за доллар США или любом другом фиксированном обменном курсе.

Структурные реформы не состоятся, если им будут противостоять политики

Несмотря на то, что международные кредиторы настаивали на проведении структурных реформ, в обмен на предоставление кредитной помощи, коррумпированная политическая система Греции успешно противостояла многим необходимым реформам.

Нынешняя экономика Греции напоминает украинскую: подавляющая часть ее контролируется несколькими богатыми людьми; коррупция является системной; уклонение от уплаты налогов - повсеместное.

Кроме того, греки недавно избрали правительство, которое не слишком настроено на воплощение структурных реформ.

В Украине и люди, и политики стали более открытыми для реформ. Впрочем, за первые 100 дней работы новое правительство Яценюка выполнило лишь около 5% запланированных и обещанных мер. Аналогично уровень выполнения Коалиционного соглашения составляет лишь 10%. Гражданское общество и СМИ должны оставаться бдительными и подталкивать политиков к реформированию экономики.

Чтобы лучше понимать проблемы Греции, можно провести такую "медицинскую" аналогию.

Представьте, что Греция – это очень больной пациент в отделении неотложной помощи, который вел нездоровый образ жизни (теневая экономика) и у которого сильное кровотечение (большие долги).

Компетентный врач будет пытаться: (1) остановить кровотечение (уменьшить долги); (2) сделать переливание крови (избегать жесткой экономии и девальвировать валюту); (3) не просить пациента сразу прогуливаться по отделению (структурные реформы), даже если это обычно способствует выздоровлению; (4) осмотреть пациента после выздоровления и убедиться, что он принимает прописанные ему лекарства и выполняет необходимые упражнения (со временем завершить воплощение реформ и жить по своим доходам).

Украина недалеко ушла от Греции в этой аналогии. Однако, в отличие от Греции, у "пациента" - не только "сильное кровотечение", он все еще продолжает "опасную схватку с бандитами".

Когда мы писали эту статью, нам не были известны результаты внеочередного саммита руководства ЕС относительно греческого кризиса. Греция представила свое предложение в понедельник утром, почти перед окончанием саммита.

Предложение не было обнародовано официально, но, судя по сообщениям и интервью чиновников в СМИ, Греция предложила:

- существенно (на 1,4% ВВП) увеличить пенсионные сбережения, повысив отчисления с работников и работодателей;

- ввести новый налог на бизнес;

- ввести новый налог на богатство;

- повысить налог на добавленную стоимость.

Похоже, еще одно греческое правительство соглашается с требованиями кредиторов о жесткой экономии, обещая поднять налоги.

Это одновременно и хорошо, и плохо.

Хорошая новость заключается в том, что Греция не выходит из еврозоны, что имело бы плохие последствия для обеих сторон.

А плохая новость – в том, что чиновники Евросоюза продолжают держать курс жесткой экономии, повторяя ошибки прошлого.

За шесть лет греки пережили немало страданий, и, видимо, ситуация еще более осложнится. Без выплаты процентов по задолженности Греция уже имеет бюджетный профицит, но он все еще меньше, чем выплаты по процентам, поэтому долговая проблема остается нерешенной.

Пришло время списать долги и начать все с новой страницы. Если не произойдет списание значительной части долга, мы, возможно, напишем подобную статью в следующем году.

//www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2015/06/24/7035149/





Схожі новини
  • Кредиторы предсказали Украине закрытие доступа к финансовым рынкам
  • Россия вводит ограничения на ввоз всей пищевой продукции из Греции
  • Россия хочет запретить поставки продуктов питания из Греции
  • ЕС требует от стран-участниц возврата аграрных субсидий в размере 426 млн. евро
  • Португалия близка к дефолту

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.