«Житница Европы» рискует запятнаться на борьбе с голодом
Украинские чиновники используют мировой продовольственный кризис для усиления контроля над аграриями и распродажи земли
Пока на минувшей неделе украинцы отходили от продолжительного застолья, связанного с Новогодними и Рождественскими праздниками, ведущие мировые СМИ заговорили о приближающемся продовольственном кризисе. Как это произошло со «страшилкой» 2009 года, – «Свиным гриппом», – о голоде в планетарном масштабе первыми заговорили эксперты международной профильной структуры. Так, по данным ежемесячного доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), цены на продовольствие в мире в декабре минувшего года побили исторический рекорд.
Как написала на прошлой неделе британская The Times, индекс цен на продовольствие FAO, который отслеживает оптовые цены на основные продукты, вырос в декабре почти на 4,2% – до 214,7 пунктов. Это стало самой высокой отметкой с момента начала отсчетов в 1990 году, даже выше достигнутого в июне 2008 года пика в 213,5 пунктов.
Издание отмечает ряд факторов, приведших, по мнению автора статьи, к рекордно высоким отметкам цен на продовольствие. Это и серия природных катаклизмов, погубивших урожаи в России и Австралии; и увеличение площади земель, выделяемых для выращивания биотопливных культур; и рост цен на нефть, влияющих на транспортные расходы.
Французская Les Echos публикует материал, в котором указывается на китайский след, а в частности огромный неудовлетворенный спрос Поднебесной, что и повлияло на рекордный рост продовольственных цен.
Британская The Independent более категорична относительно причин, благодаря которым мир стоит на пороге продовольственного шока. Причина эта – беспрецедентные для мирного времени долги, накопленные целым рядом государств в попытках восстановить экономический рост. «Внезапное снижение стоимости активов, дефолт по государственному долгу или резкие перепады курса валюты чреваты катастрофическими последствиями», – цитирует издание доклад «Глобальные риски-2011», подготовленный Всемирным экономическим форумом. Документ прямо указывает на высокую вероятность дефицита продовольствия, воды и энергоносителей в ближайшей перспективе.
По словам старшего стратега инвестиционного банка Nomura Оуэн Джоба, которого цитирует The Times, весь указанный букет неблагоприятных для продовольственной сферы обстоятельств можно сравнить с «идеальным штормом».
К слову, «погодные условия» уже ухудшились в ряде стран так называемого третьего мира. Как пишет британское издание, растущие цены на основные продукты питания уже вызвали беспорядки в Алжире, богатом нефтью и газом. В Азии растущие цены на лук привели к усугублению трений между Индией и Пакистаном, который запретил экспорт лука соседям. В Шри-Ланке была задействована армия, чтобы закупить овощи в сельской местности и продать их с убытком в Коломбо, столице островного государства, в рамках попыток правительства решить проблему.
Такая ситуация не оставляет правительствам стран ничего, кроме как пойти на усиление регулирования сферы АПК. В первую очередь это выльется в искусственное сдерживание цен и установление эмбарго на экспорт продовольствия. После российского моратория на экспорт зерна, объем сбора которого сократили прошлогодние пожары и жара, о таких мерах подумывают и в развитых экономиках.
Les Echos приводит недавнее заявление министра сельского хозяйства Франции Брюно ле Мэра о том, что «кризис, скорее всего, продолжится, поэтому необходимо принять меры по ограничению экспорта и обеспечению уровня запасов». Эти слова профильного министра страны, которая сегодня осталась единственным поставщиком пшеницы в США, вызвали настоящий переполох на рынках. Вероятно, по этой причине через несколько часов после заявления чиновник исправился, отметив, что об ограничении экспорта пшеницы из Франции речи не идет.
В самой же России, пишет британское издание The Financial Times, потребители до сих пор расплачиваются за аномальную жару и засуху. Если в 2009 году рост цен на продовольствие в России составил 6,1%, то в 2010 цены увеличились на 12,9%, намного опередив инфляцию в розничном секторе, составившую за год 8,8%, о чем свидетельствуют цифры Росстата. На сегодня, отмечает издание, Кремль в ответ на рост цен ограничился лишь запретом экспорта зерновых, чего явно недостаточно. В арсенале властей еще, как минимум, остается и такой механизм, как ценовое регулирование.
Что же касается Украины, министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк уже успел на прошедшей неделе дать понять, что свободный аграрный рынок на сегодня можно зачислить к пережиткам прошлого, благополучного времени.
«Я не раз уже говорил, и повторю еще: рынок – это хорошо, когда все спокойно. Мы долго надеялись, что рынок все отрегулирует, все поставит на свои места. Не поставил и не отрегулировал, и нынешняя ситуация в ценовом аспекте – лишнее тому доказательство», – заявил министр. При этом он добавил, что первым шагом на пути к регулируемому оздоровлению рынка будет сбалансирование ценовой ситуации в регионах.
А это значит, что чиновники всех рангов, – от руководства местных госадминистраций до инспекторов Антимонопольного комитета, – будут зорко следить за ценовой политикой аграриев. Вполне вероятно, что Украине по итогам сбора урожая в текущем году придется вернуться и к квотам на экспорт зерна. Кроме того, набирающий силы мировой продовольственный кризис способен в разы увеличить стоимость сельхозземель в стране, а значит – и обеспечить госбюджету неплохой объем поступлений в следующем году. Поэтому мораторий на куплю-продажу участков сельскохозяйственного назначения будет почти наверняка отменен с 1 января 2012 года.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и вероятную информационную войну со стороны мировых производителей продовольствия, которые хотят на такой шумихе побольше заработать. Аналогичный «трюк» в 2009 году уже опробовали крупные фармацевтические компании, напугав планету с помощью Всемирной организации здравоохранения пандемией «Свиного гриппа».