Нардеп-регионал Алексей ЛЕЛЮК (на фото) был назначен председателем Государственного агентства резерва Украины в конце декабря 2010 года. Его назначение совпало с началом административной реформы, которая не обошла стороной Государственный комитет Украины по государственному материальному резерву. По словам А.Лелюка, в агентстве он пока что в единственном лице - еще не утверждена ни структура ведомства, ни положение. "Сегодня моя должность больше как общественная нагрузка", - отмечает он. Несмотря на это, работы у нового главы Госрезерва, видимо, предостаточно. Последние события вокруг отдельных видов групп товаров заставили агентство вмешаться в ситуацию на рынке и вынести урок на будущее. О возможном подорожании и дефиците товаров, о злоупотреблениях чиновников ведомства и расхищении ресурсов, а также о реформировании Госрезерва А.Лелюк рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
- Алексей Владимирович, есть ли основания говорить о подорожании хлеба в ближайшей перспективе? Госрезерв сможет урегулировать ситуацию с ценой на муку для выпечки "социального хлеба"?
- Я считаю, что сегодня нет оснований говорить о подорожании хлеба. Во исполнение постановления правительства мы начали первый этап акции производства дешевой муки из зерна Госрезерва. Эта акция проходит на трех предприятиях одновременно. Предприятия находятся в разных регионах Украины: в Одесской, Хмельницкой и Сумской областях. Потребителями продукции наших предприятий являются 16 областей, и ориентировочно свыше 40 хлебопекарных предприятий заключат с нами договора.
- Когда мука поступит хлебопекам?
- Первый этап программы по переработке зерна Госрезерва в муку стартовал 15 марта, с 16 марта наши предприятия начали отгрузку готовой продукции.
- Насколько такие меры помогут снизить цену?
- Цена на муку высшего сорта составит ориентировочно 2,60 грн. с НДС, 2,40 грн. - первый сорт и 2,00 грн. - ржаная мука. Для сравнения, высший сорт сегодня на рынке - от 3,20 до 3,60 грн., то есть мы отпускаем муку значительно ниже рыночной цены. Госрезерв разработал программу, которую поддержал Кабмин, позволяющую с нового урожая на протяжении будущего года иметь стабильную цену на муку, на зерно и автоматически - на хлеб. Мы сможет загрузить все 22 предприятия Госрезерва. У этой программы несколько плюсов: а) стабильная цена в течение года; б) загрузка предприятий Госрезерва, а это зарплата для семи тысяч сотрудников и средства на модернизацию предприятий; в) экономия бюджета.
- В чем экономия?
- Экономия в том, что всегда при освежении зерна, которое хранится в Госрезерве, его цена ниже, чем цена на зерно нового урожая. Таким образом, бюджет всегда теряет определенную сумму. Разработанная программа позволит перерабатывать это зерно, без потерь для бюджета, без потерь для Госрезерва.
- Сколько планируете закупить зерна нового урожая?
- Планируем освежить в этом году 140 тонн зерна. Если первый этап этой программы будет удачным, в чем я не сомневаюсь, при положительном решении правительства мы сможем продолжить эту практику. Я хочу заметить, что не только мы занимаемся этим, но и Аграрный фонд. Хотя и для Госрезерва, и для Аграрного фонда основная задача - стабилизация рынка. Единственное, тяжело, когда у тебя багаж не слишком мощный. Поэтому основная задача Госрезерва еще с прошлого года - восстановление запасов. По ряду позиций это удалось сделать. Позиции, которые не удалось восстановить - будем восстанавливать в 2011 году.
- Ситуация с дефицитом хлеба в Луганской области. Почему это было допущено? Это просчеты местных властей или менеджмента комбината?
- Безусловно, это недоработка местной власти. Не может сегодня ни губернатор, ни замгубернатора не мониторить такие позиции как "социальный хлеб". Есть, конечно, и собственники нерадивые, заводы могут останавливаться по разным причинам. Но я готов отстаивать свое мнение: если у предприятия нет заемных средств, нет отягощающих затрат, оно может не только обеспечить стабильную цену на социальные, то есть дешевые, сорта хлеба, но еще и на этом заработать. Хлебная промышленность - всегда рентабельная. Тот, кто этого не делает, либо спекулирует, что видно сразу, потому что есть сравнения в масштабе областей и производителей, либо плохой хозяйственник, либо запутался в каких-то других грехах, а на хлеб пытается "повесить" все недоработки. Такого быть не должно. Страна сегодня обеспечена зерном и мукой в достаточной степени, ажиотаж на рынке муки создан искусственно. И есть все механизмы для регулирования рынка, сохранения стабильной цены на муку и хлеб социальных сортов. Но сразу говорю, что суперприбылей не будет. Цена может быть хорошей, но суперприбыли не будет. Поэтому мы сделаем все, чтобы предприятия и производители зерна заработали, прохранив это зерно до весны. Но надо заработать так, чтобы от этого никто не пострадал.
- Еще одна проблема этого года подорожание и дефицит гречки
- Гречка - очень специфическая позиция. Из-за ажиотажа с гречкой впервые осенью прошлого года небольшое количество позиций круп внесено в Госрезерв. Но ажиотаж с гречкой начался не у нас, а в России из-за неурожая. Сегодня цена на гречку там гораздо выше, чем в Украине. А товар идет туда, где за него больше платят.
В Украине за 20 лет независимости посевы гречки неуклонно снижались, потому что рентабельность и урожайность были невысокими. Кроме того слабо присутствовала регуляторная политика - кому сеять, сколько сеять. Это искусство, сбалансировать такую позицию.
Я уверен, что гречки посеют столько, что в следующем году ее цена должна упасть в разы. Также есть поручение Премьер-министра Николая Азарова - обязательно закупить в Госрезерв до 50 тыс. тонн гречки. Эта задача может быть легко реализована нами при выделении необходимых средств. И мощности хранения, и мощности переработки зерна гречки в крупу позволяют Госрезерву это сделать.
- Какой будет процедура закупок?
- У Госрезерва сейчас очень инертная система закупок, с нами очень тяжело работать. Мы не можем работать напрямую, только через посредника. У нас нет сегодня фьючерсов, да и нет возможности для этого. Госрезерв - неприбыльная организация, мы не можем закупать полуфабрикат, мы можем закупать только товарно-материальные ценности, соответствующие ГОСТу или ДСТУ, и только у себя на складах. Для того, чтобы реализовать программы "Зерно" и "Мука", безусловно, нужно внести изменения в некоторые законодательные акты, чем мы сегодня и занимаемся.
- Есть гарантии, что летом не возникнет дефицит сахара?
- Уже вышло одно из постановлений правительства о том, что Госрезерв будет согласовывать квоты на выдачу сахара. В этом году планируется закупить большой объем сладкого продукта. Сахар мы будем закупать в период его пиковой цены - это май-июнь. Задача такая: чтобы избежать ценовых всплесков и компенсировать дефицит на рынке, правительство даст возможность завезти недостающую часть сахара через переработку сахара-сырца. Частично Госрезерв закупит этот сахар, стабилизируя рынок и получив возможность в любой момент, по постановлению правительства, выходить на рынок, если цена будет расти. Идеологически эта программа разработана, есть временные рамки и график, все уже готово, осталось принять постановление правительства.
- Есть ли у Госрезерва планы и возможности хранить на своих складах нефтепродукты с целью урегулирования возможного бензинового кризиса?
- В Госрезерве есть все возможности для укрепления энергетической безопасности. Пять предприятий по Украине, которые могут хранить большой объем нефтепродуктов, дизтоплива. К сожалению, сегодня в Госрезерве запас нефтепродуктов не на высоком уровне, учитывая результаты работы наших предшественников, но потенциал для хранения есть. Мы можем организовывать программы в государственных масштабах, аналогичные программам "Мука" или "Сахар". Это было бы очень эффективно, особенно в период посевной или сбора урожая. Единственная проблема - мы зависим от количества выделенных на эти цели средств, потому что Госрезерв сам для себя деньги не зарабатывает. К сожалению, на этот год в госбюджете не было предусмотрено существенных средств для Госрезерва. Мы только сейчас начинаем добиваться, чтобы они были заложены в госбюджет на следующий год. Других вариантов для обеспечения нормальной работы ведомства нет.
- Сейчас в Комитете работают международные аудиторы. Есть предварительные результаты их работы?
- Госрезерв оказывает полное содействие работе аудиторов в плане организации их работы, предоставления документов. Нам тоже очень важно получить ответы на вопросы, куда делись средства по тем программам, которые сегодня на слуху у общества, когда год назад были выведены деньги за рубеж и по сей день страна не может их вернуть. Чем быстрее международный аудит, имя и репутация которого не вызывает никакого сомнения - "Trout Cacheris, PLLС" (Вашингтон, США) - ответит на вопросы и поможет вернуть эти деньги, тем лучше будет и для Госрезерва и для бюджета и для имиджа страны в целом.
Но есть проблема - многие из людей, которые работали в тот период, по которому ведется расследование, с моей точки зрения, не очень желают помогать аудиту. Я считаю своим долгом эту задачу реализовать. Но это очень не простая задача и работа международных аудиторов может затянуться. Потому что Госрезерв - это секретное ведомство, нам каждый раз нужно получать в СБУ разрешение на предоставление той или иной информации.
- Когда планировалось завершить аудит?
- Планировалось завершить расследования в первом квартале, но, я думаю, аудит придется продлевать.
- Какой "коридор" проверки?
- Проверяются разные периоды по определенным сделкам и по фактам вывода средств госрезерва за рубеж. Есть информация, что деньги уходили за границу в период работы предыдущего правительства.
- В июне прошлого года глава СБУ заявлял, что Госрезерв расхищен полностью. Озвучивались цифры - более 7 млрд.грн., Вы говорите об этих средствах?
- В прошлом году назывались разные цифры. Работала специальная парламентская комиссия, которую возглавлял народный депутат Владимир Олейник (Партия регионов), он озвучивал свою позицию, СБУ дало свою оценку. Все материалы собраны и переданы в прокуратуру - ответ дадут суды. Я не беру на себя полномочия правоохранительных органов или судей, также я не могу отвечать за те деяния, к которым не имею отношения. Но моя задача, как нового руководителя ведомства, принципиально и оперативно реагировать при обнаружении новых фактов нарушений.
- Что сегодня Вы готовы сделать для того, чтобы не допустить подобных случаев?
- В рамках административной реформы комитет трансформируется в агентство. Я назначен главой Государственного агентства резерва Украины. В агентстве я пока что в единственном лице. Еще не утверждена структура, не утверждено положение. Сегодня моя должность больше как общественная нагрузка. Надеюсь, что в ближайшее время эта трансформация закончится, и я смогу создать качественно новую команду. Старые проблемы останутся в старой организации, а перспективы - в новой. В Агентстве мы, безусловно, сформируем новые подходы. Будут и новые тендерные комитеты, комитеты закупок и реализации. Придет новая команда, исповедующая принципы ответственности профессионализма государственной инициативы.
- Насколько прозрачна система закупок в Госрезерве, как защищена от аукционных рейдеров?
- Система государственных закупок крайне неудачна для таких организаций как Госрезерв. Мы никогда не можем купить продукцию по рыночной цене из-за длительной временной процедуры (около 45 дней). За это время на рынке всплеск может миновать, а мы только начнем думать, с кем работать. На сегодня разработан и подан законопроект, призванный изменить эту систему. Мы хотим, чтобы Госрезерв гарантировал стабильность продовольственного рынка Украины. Для этого ведомство должно быть мощным оператором, оно должно быть современным и гибким. А при нынешней системе мы не сможем реализовывать поставленные задачи.
- Какие на сегодня наиболее проблемные рынки или группы товаров?
- Проблемная группа товаров та, по которой нет запаса прочности. Понятно, что коммерсанты пытаются на этом заработать, а задача государства сделать так, чтобы заработок этот был адекватным и не сверхбольшим. Но я бы не выделял сегодня особо проблемные группы товаров.
Например, цена на бензин - это часто не внутренняя проблема, а мировые тенденции. А вот свинина - у нас сегодня ее перепроизводство. Этот продукт реально подешевел. Это значит, что люди заинтересовались, построили комплексы и бизнес вложил деньги в выращивание свиней. Сливочное масло - был ажиотаж, дальше последовало падение. Но тут нужно с другой проблемой бороться - у нас очень некачественные продукты питания. Так, на предприятиях Госрезерва, к сожалению, лежит масло, которое вовсе и не масло, и мы решаем, что с ним делать, чтобы бюджет не понес астрономические убытки. У нас в стране замена животных жиров растительными приобрела массовый характер. Те, кто этого не делал, обанкротились. Сегодня в магазине человек, который в состоянии купить качественный продукт не может этого сделать.
Не вижу сегодня проблемы дефицита продуктов, вижу другие угрозы - качество продовольствия и проблема импорта.
- Насколько политика влияет на работу Госрезерва?
- Политика всегда влияет на все процессы. Например, во многих случаях ажиотажный спрос на товары - политический, а не экономический. Но я сегодня не чувствую какого-то политического давления, кроме разумного подхода и отношения правительства к нам, как к партнеру по ситуации выхода из кризиса.
- Вы можете сказать, что застрахованы от ситуации, в которой сейчас оказались ваши предшественники, против которых возбуждены уголовные дела?
- Я старался и стараюсь не говорить о прошлом, потому что слишком много до меня о прошлом Госрезерва уже наговорили. Здесь было очень много руководителей, они часто менялись, и только в прошлом году я был четвертым, кто возглавил это ведомство. Вижу своей задачей работать, никого не обвиняя и не вспоминая. Есть компетентные органы, которые всем дадут оценку. Моя цель - организовать профессиональную работу ведомства, возродить его доброе имя.
ЛигаБизнесинформ