В 2016 году группа предпринимателей решила создать новое профессиональное объединение нового поколения украинского бизнеса, не связанного ни с олигархическими кланами, ни с государственными структурами. Так возник СУП. Один из основателей СУПа подкинул идею заразить вирусом предпринимательства всю нашу страну.
Считаю данную мысль реально грандиозной для Украины. Особенно для сельской местности, где предприниматель все еще рассматривается априори как спекулянт и вор. И где сельское хозяйство до сегодняшнего дня является основным работодателем. Поскольку для данной инициативы нужно понимать статус-кво, я с того времени часто задаю себе вопросы: кто такой украинский агропредприниматель? Можно ли и как заразить вирусом предпринимательства сельских жителей?
После долгих раздумий пришел к выводу, что у нас существует четыре класса агробизнесменов.
Первый класс, он же самый успешный и самый распространенный, — это класс «присосок». Данный вид предпринимателей существует только благодаря коррупционным схемам разного типа и масштаба. Те, которые поменьше, уже 25 лет успешно сосут из госструктур, а которые побольше — стабильно их доят. Спектр деятельности «агроприсосок» достаточно обширен: начиная от обработки земель Национальной академии аграрных наук и заканчивая махинациями с вагонами «Укрзализныци» и контрактами ГПЗКУ. «Присоски»-бизнесмены зачастую или сами во власти, или же делегировали туда своих родственников, друзей, кумовей и так далее. Насколько они эффективны в рыночных условиях, достаточно сложно сказать, поскольку они там никогда не работали.
Второй класс можно охарактеризовать как «агрогерои». В большинстве случаев это руководители бывших советских колхозов и совхозов, которым удалось удержать бизнес на протяжении многих лет, несмотря на все кризисы и агрополитические катаклизмы. Для этих людей агробизнес — стиль жизни. Это их все. Это как в моем селе на Черниговщине весной все должны посадить картошку, дабы не гулял ни один клочок земли, а осенью — собрать урожай, не просчитывая при этом экономическую составляющую данного процесса и не понимая, что с этой картошкой потом делать. «Агрогероев» доят все: госорганы, поставщики средств производства, трейдеры и их же сотрудники. Тем не менее, они остаются на плаву и выдерживают конкуренцию благодаря неимоверной работоспособности и опыту работы в секторе.
Третий класс составляют «крикуны». Отличительная черта данного типа агропредпринимателей — это громко и с псевдопатриотичным запалом сказать, что все вокруг идиоты и дилетанты, государство не помогает и «ганьба» всему. А вообще они не перестают заявлять, что «село гине» и они единственные, кто его в состоянии спасти. Потом садятся в «Ленд Крузер» и гордо надув щеки едут домой, по дороге заехав в ресторан и со знаниями далеко не любителя, дегустируют заморские напитки. «Агрокрикуны» доят, люто ненавидя, в основном ресурсы близлежащих крупных агропроизводителей и надувают государство, работая в черную.
Четвертый класс составляют «агромечтатели». Новый тип предпринимателей, которые верят в будущее сектора и страны, вкладывают деньги в новые проекты и постоянно живут и думают как предприниматели. «Агромечтателей» можно определить по глазам и по словам. Они живут своим делом. Таких «агромечтателей» не встретишь на партийных собраниях или же агромайданах, они постоянно в поиске идей, решений, инноваций и денег. Владельцы небольших магазинов в селе или же трактора, оказывающего услуги односельчанам, продавцы запчастей и агрохимии, мелкие фермеры и крупные агрокомпании — перечень данных предпринимателей может быть длинным. Очень радует, что они есть и что их все больше и больше. Значит, наверное, украинское село действительно можно заразить вирусом предпринимательства.
Теперь только надо подумать, как. Но об этом поразмышляю в следующем блоге.
Алекс Ліссітса, Президент асоціації «Український клуб аграрного бізнесу», генеральний директор «Індустріальної молочної компанії»
Текст опубликован на AgroPortal.ua