Верховная Рада Украины 7 апреля 2011 года приняла законопроект, согласно которому квоты на экспорт сельхозпродукции будут продаваться на аукционах. Кроме того, документом вводится лицензирование экспорта зерна и продуктов его переработки.
За принятие законопроекта №8324 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения государственной поддержки развития сельского хозяйства" проголосовали 264 депутата.
Закон вступает в силу со дня его опубликования и действует до 1 июля 2011 г.
Сразу следует акцентировать внимание на самой процедуре принятия проекта закона. 7 апреля данный документ был принят дважды. Первый раз его рассмотрели и приняли в первом чтении за основу, за что отдали голоса 242 депутата. Попытка проголосовать за документ сразу в целом не удалась, так как нашлись депутаты, которые подвергли его критике. По их мнению, принятие закона приведет к снижению цены закупки зерна у аграриев, чем нанесет им ущерб.
Но, видимо, кто-то очень торопился ввести проект закона №8324 в действие, так как законодатели чуть менее чем через три часа приняли его во втором чтении и в целом.
Принятый закон вносит изменения в Закон Украины "О зерне и рынке зерна в Украине", а именно, теперь будет "применяться режим лицензирования экспорта (импорта) зерна и продуктов его переработки, в том числе путем установления квот, распределение которых будет производиться путем продажи на аукционах".
При этом в законе есть нюанс — управление экспортом полностью передается в руки правительства. Так, согласно законопроекту, порядок распределения квот возлагается на Кабмин. А именно, ст. 16 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" дополнена новым абзацем: "Кабинет министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти по вопросам экономической политики и аграрной политики и продовольствия принимает решение о продаже квот экспорта (импорта) зерна и продуктов его переработки на аукционах и утверждает порядок продажи квот".
Так, Кабмин теперь будет вправе допустить или не допустить к аукционам ту или иную компанию. А может предоставить право на участие лишь одной... приближенной, правительству угодной.
Вносятся также изменения в Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".
В пояснительной записке к документу автор отметил, что "Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения государственной поддержки развития сельского хозяйства" позволит обеспечить государственную поддержку развития сельского хозяйства". Так, основной целью принятия проекта было определено следующее: "урегулирование на законодательном уровне вопроса о продаже квот, установленных Кабинетом министров Украины на зерно и продукты его переработки, с аукционов, что, в свою очередь, позволит обеспечить государственную поддержку развития сельского хозяйства".
Также и в самом документе отмечается, что поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также поддержка развития сельского хозяйства будет производиться "за счет средств, поступающих от продажи на аукционах квот на зерно и продукты его переработки при применении режима лицензирования экспорта (импорта)".
В свою очередь, подтвердил намерение государства поддержать аграриев и министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. Во время последней рабочей поездки по Украине министр сообщил, что средства, вырученные от продажи экспортных зерновых квот на аукционах, направят на поддержку производства зерна.
"Принят закон о продаже зерновых квот. Он будет действовать до 1 июля т.г. Кроме того, правительство выделило дополнительные квоты для продажи на аукционе 2 млн. тонн кукурузы. При этом средства от продажи зерна на аукционах будут направлены на поддержку производства зерновых", - заявил руководитель Минагропрода.
При этом ранее Н.Присяжнюк заявил, что квоты будут продаваться на аукционе честно и прозрачно.
Однако большинство экспертов, участников рынка уже не верят в честность и порядочность правительства, а также считают, что средства от продажи квот до сельхозпроизводителей не дойдут.
Генеральный директор ООО "Укрзернопром Агро" Евгений Ленг заявил, что Законопроект №8324 о продаже квот на аукционах, который 7 апреля приняла Верховная Рада Украины, ведет к перекладыванию денег из карманов аграриев в карманы чиновников. "Цену зерна определяет мировой рынок, - отмечает Е.Ленг. - Поэтому сумма, которую экспортер зерна заплатит за квоту, будет просто вычтена из закупочной цены. Таким образом, крестьяне не досчитаются миллиардов гривен".
В законе предусмотрено, что деньги от продажи квот на аукционах пойдут на поддержку сельского хозяйства. Другими словами, бюрократы дополнительно получат в свое распоряжение значительные суммы для перераспределения по своему усмотрению, уверен Е.Ленг. По его мнению, такое регулирование является контрпродуктивным в стране, имеющей, согласно международным исследованиям, высокий рейтинг коррупции. "Зачем забирать у крестьян деньги для того, чтобы потом их перераспределять? Ответ напрашивается сам собой", - комментирует Е.Ленг.
Он, кроме того, отметил, что документ также предлагает введение лицензирования экспорта зерна и продуктов его переработки, что еще больше ограничит свободу торговли. Этот очередной шаг, впрочем, логично продолжает курс, проводимый с прошлого лета аграрным блоком правительства Украины.
Президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко также считает, что за это новшество (законопроект №8324, принятый ВР 7 апреля. — Ред.) придется платить аграриям из своего кармана. При это он подчеркивает, что веры правительству и, в частности, аграрному министру уже давно нет.
Кроме того, он отмечает, что принятый документ противоречат законодательству Украины. К тому же, по словам В. Клименко, проект закона о продаже квот на аукционах содержит опасное положение - то, что порядок распределения квот возлагается на Кабмин. При этом Кабмин может утвердить порядок, согласно которому на аукцион может быть допущена лишь одна компания. "О каком честном и прозрачном распределении квот можно будет говорить?" — сказал В.Клименко.
По мнению генерального директора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, введение аукциона по выдаче квот на экспорт зерна украинским зернотрейдерам, "ударит по карманам" не только украинских зерновых торговцев, но и в первую очередь производителей. Как заявлял ранее С.Стоянов, "Украинская аграрная конфедерация не поддерживает продажу квот на экспорт зерна на аукционах, поскольку в ходе продажи этих квот будет установлена цена на них. Это приведет к тому, что торговые компании, которых называют трейдерами в Украине, будут вынуждены вычесть при закупке зерна от цены производителя. И фактически это станет продажей (квот. — Ред.) за счет производителей".
Против продажи квот через аукционы, а также продления срока ограничения экспорта высказался и генеральный директор агрохолдинга "Валары" Александр Лавриненко. По его мнению, это очередные преграды для развития сельского хозяйства и новые возможности для развития коррупции в цепочке всего процесса государственного регулирования сельхозбизнеса в Украине.
"Я против продления срока ограничения экспорта, и на это есть все объективные причины и возможности. В случае продления этого закона поправки, внесенные ВР 7 апреля 2011 г., усложнят жизнь не только экспортерам зерна, но и сельхозпроизводителям. Очевидно, что стоимость покупки квот через аукционы ляжет на их плечи. Невзирая на то, что вырученные государством деньги запланированы под нужды сельхозпроизводителей, я крайне сомневаюсь в положительном эффекте этих действий. Для получения госфинансирования государство придумывает все новые и новые требования, выполнить которые могут единицы сельхозпроизводителей в Украине", - комментирует А.Лавриненко.
Против документа №8324 выступило даже главное экспертное управление Верховной Рады. По мнению экспертов ВР, распределение квот на экспорт и импорт товаров путем их продажи на аукционах не согласуется с нормами ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и ст. 3 Договора ВТО о процедуре лицензирования импорта.
К тому же предложенный порядок не в полной мере согласуется с предписанием ст. 16 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", в которой предусматривается, что при рассмотрении поданных заявок одновременно (в случае введения неавтоматического лицензирования впервые) распределение квот осуществляется пропорционально объемам, указанным в заявках субъектов внешнеэкономической деятельности.
Отмечается, что в проект закона уместно было бы добавить информацию о содержании решения Таможенно-тарифного совета Украины, на который возложено, в частности, рассмотрение проектов законодательных актов Украины относительно таможенно-тарифного регулирования.
По просьбе журналиста ИА "АПК-Информ", прокомментировал введение продажи квот на аукционах юрист адвокатского объединения "Волков и партнеры" Андрей Заблоцкий. Он отметил, что продажа экспортных квот может привести к снижению закупочных цен, так как они будут снижены на стоимость квоты. К примеру, если стоимость квоты будет составлять от $10 до $30 за тонну, соответственно закупочная цена будет снижена на эту сумму.
Документом предполагается, что средства от продажи будут направляться на поддержку сельхозпроизводителей, а именно - на выращивание гречихи (30%) и других зерновых культур (70%). "Так как закупочная цена снизится, не гарантировано, что средства, которые недополучил сельхозпроизводитель, вернутся обратно - ведь они должны вначале поступить на специальный счет, а потом должны быть распределены в качестве господдержки. Учитывая злоупотребления при распределения средств из госбюджета, можно предположить, что эффективность господдержки будет не высока", - отметил юрист.
А. Заблоцкий также отметил, что "продажа квот на аукционах имеет более ограничивающее влияние, чем экспортная пошлина, которую предлагалось ввести взамен продления экспорта".
Согласно нововведению, Кабинет министров утверждает порядок и процедуру продажи квот. В данном случае особое внимание стоит обратить на обеспечение равноправного доступа всех компаний к этой процедуре. В противном случае это может привести к дискриминации и ограничению конкуренции. Но главное, чтобы не было монополизации рынка госструктурой.
Кроме того, подчеркнул эксперт, продажа импортных и экспортных квот на аукционе не соответствует ст. VIII ГАТТ 1994, положения которой распространяются на сборы, платежи, формальности и требования, устанавливаемые правительственными органами в связи с ввозом и вывозом товаров. Согласно ст. VIII ГАТТ 1994, все сборы и платежи любого характера в отношении экспорта или импорта не могут являться средством поддержки национального производителя или использоваться в фискальных целях.
"В случае применение механизма продажи импортных квот на аукционах это не будет соответствовать нормам Соглашения ВТО о процедурах импортного лицензирования. Так, неавтоматическое лицензирование не должно иметь ограничивающее или искажающее воздействие на импорт. Более того, процедуры импортного лицензирования не должны использоваться способом, противоречащим принципам и обязательствам ГАТТ 1994", - говорит А. Заблоцкий.
Кроме того, по заказу Украинской зерновой ассоциации адвокатским объединением "Волков и партнеры" подготовлен меморандум, в котором представлен юридический анализ введения механизма продажи квот через аукционы. В нем отмечается: "По нашему мнению, распределение квот на экспорт и импорт зерна путем их продажи на аукционах не согласуется с рассмотренными нормами ст. 3 Соглашения ВТО о процедуре лицензирования импорта". Также, "предложенный порядок продажи квот на аукционах не соответствует обязательствам по ст. VIII ГАТТ 1994, взятым на себя Украиной при вступлении в ВТО".
"К тому же, предложенный порядок не в полной мере согласуется с предписанием ст. 16 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", в которой предусматривается, что при рассмотрении поданных заявок одновременно (в случае введения неавтоматического лицензирования впервые) распределение квот осуществляется пропорционально объемам, указанным в заявках субъектов внешнеэкономической деятельности.
Что касается изменений в ст. 17-2 Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", которую предложено дополнить новым пунктом относительно поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств, поступающих от продажи на аукционах квот на зерно и продукты его переработки при применении режима лицензирования экспорта (импорта), то вопрос прозрачности реализации указанного является спорным ввиду непрозрачной практики осуществления Аграрным фондом финансовых и товарных интервенций в соответствии с Законом Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", что стало предметом проверок компетентных органов государственной власти", - говорится в юридическом меморандуме.
До конца маркетингового года осталось чуть более двух месяцев, а новых правил экспорта зерна еще нет. На сегодняшний день не известен ни порядок проведения аукционов, ни их формат, ни стартовые цены. Правительство только-только приступило к их разработке. Так, по заявлению, сделанному 13 апреля министром АПК Николаем Присяжнюком, Министерство аграрной промышленности и продовольствия Украины привлекло международные организации для определения порядка расчета стартовой цены зерна на аукционах по продаже квот. По словам министра, в частности, к определению порядка привлечены Американская торговая палата и Европейская бизнес-ассоциация. При этом он не смог уточнить, когда же может состояться первый аукцион, поскольку закон еще не подписан президентом страны.
В общем, слово за президентом.
P.S. По словам Николая Присяжнюка, никаких особых ограничений доступа компаний к участию в аукционах не будет.
Источник: АПК-Информ