Интервью с Валерием Ткачевым, заместителем директора по логистике Delta Wilmar
В последнее время участники зернового рынка активно обсуждают вопрос систематического воровства зерна при транспортировке железной дорогой. С чем связана активизация обсуждения данной хронической проблемы зернового рынка Украины?
Действительно с воровством зерна на железной дороге уже долгое время сталкиваются все участники зернового рынка. В первую очередь от воровства на ж/д страдают компании, которые транспортируют по железной дороге дорогостоящие зерновые и масличные культуры (подсолнечник, соя, рапс и т.д). Это в большей степени компании, занимающиеся переработкой подсолнечника на территории Украины, и компании, занимающиеся экспортом данных культур. В последнее время в связи с расформированием линейных отделов транспортной милиции, заниматься борьбой с воровством на железной дороге просто стало некому. Сотрудники ВОХРа "Укрзализныци" не противодействуют данному явлению, а и активно участвуют в нем. При этом хищению подвергаются не только грузы, перевозимые "Укрзализныцей", но и детали подвижного состава и оборудование, комплектующие инфраструктуры железной дороги. Основная нагрузка по раскрытию преступлений, связанных с воровством на железной дороге легла на территориальные подразделения уголовного розыска Национальной полиции Украины. При этом территориальные подразделения уголовного розыска не располагают достаточными ресурсами для эффективной борьбы с воровством на железной дороге. Эта проблема приняла массовый характер в последний маркетинговый год из-за ухудшения общей криминальной ситуации в Украине, а также из-за реформирования подразделений, занимающихся ранее преступлениями на транспорте.
- Как реагирует руководство ПАО " Укрзализныця" на обращения участников зернового рынка по поводу систематического воровства зерна на железной дороге?
- После неоднократных обращений к руководству УЗ данную проблему начали рассматривать на самом высоком уровне госкомпании. Из последних новостей: 26 июля 2017 г. на рабочем совещании в Одесской железной дороге под председательством директора ПАО "Укрзализныця" В. Балчуна (на совещании присутствовал и весь менеджмент УЗ), участники зернового рынка остро поставили вопрос о необходимости борьбы с воровством на железной дороге. В данный процесс был вовлечен директор по безопасности ПАО "Укрзализныця" Немцов Н.Н. Уже 17июля 2017 г. в Головном офисе ПАО " Укрзализныця" состоялось рабочее совещание с директором по безопасности УЗ Немцовым Н.Н., куда были приглашены основные участники зернового рынка. На данном совещании участники рынка прямо указали на те процессы, которые происходят в УЗ с воровством зерна. К участию в совещании были привлечены заместители руководителей Департамента уголовного розыска и Департамента полиции. Краткие итоги совещания:
- к решению проблемы воровства на железной дороге будут привлечены сотрудники уголовного розыска и департамента охраны Национальной полиции Украины;
- создана межведомственная группа, которая будет координировать борьбу с воровством на УЗ; в состав группы включены также участники зернового рынка и представители Украинской зерновой ассоциации;
- директор по безопасности УЗ запросил у всех заинтересованных лиц свои предложения по борьбе с воровством на железной дороге.
Все операторы зернового рынка отмечают положительные сдвиги в работе высшего менеджмента ПАО "Укрзализныця"; ведется открытое обсуждение существующих проблем на железной дороге, в целом госкомпания стала более открытой и клиентоориентированной. На местах положительных сдвигов в борьбе с воровством зерна пока не наблюдается. Надеемся, что новой команде менеджмента ПАО "Укрзализныця" удастся решить хронические проблемы госкомпании- проблемы коррупции, неэффективного управления ресурсами, воровства грузов и т.д.
Кроме того, хочу отметить положительную работу Американской торговой палаты в Украине в части организации встреч с руководством ПАО "Укрзализныця". В офисе данной организации постоянно проводятся встречи участников зернового рынка с руководством ПАО "Укрзализныця", где мы совместно обсуждаем проблемные для нас вопросы и ищем пути решения имеющихся проблем.
Надеемся, что решение проблемы воровства на железной дороге сдвинется с мертвой точки.
- Какой механизм воровства зерна на железной дороге? Почему ПАО "Укрзализныця" не несет юридическую ответственность за кражи зерна, которые происходят в зоне ее ответственности?
- Ни для кого не секрет, что воровством зерна на железной дороге занимаются организованные преступные группы с четким распределением ролей и задач. В состав групп входят бывшие и действующие сотрудники ПАО "Укрзализныця", местный криминалитет и, возможно, сотрудники местных правоохранительных органов. Воровство производится на определенных ж/д станциях и перегонах, хорошо известных участникам зернового рынка. При этом кто-то информирует участников преступной группы о виде перевозимого груза; кто-то загоняет определенные вагоны к подготовленному месту кражи; кто-то физически ворует и вывозит украденное зерно; кто-то занимается реализацией украденного зерна. И самое главное - кто-то прикрывает всю эту деятельность.
Ну и конечно не могу не сказать о несовершенстве нормативной базы УЗ в части ответственности "Укрзализныци" за недостачи груза. Дело в том, что существующая система пломбирования вагонов-зерновозов не исключает доступа к грузу в процессе транспортировки. ЗПУ (запорно-пломбировочное устройство) устанавливается на штурвал выгрузочного люка, а злоумышленники просто механически отжимают крышки люков и ссыпают необходимое количество зерна, при этом целостность ЗПУ не нарушается. По прибытию вагона-зерновоза с недостачей груза на станцию назначения, сотрудники "Укрзализныци" отказывают в составлении коммерческого акта на недостачу груза, т.к целостность ЗПУ не нарушена. Таким образом, ПАО "Укрзализныця" не несет ни какой юридической ответственности за кражи груза, которые происходят при транспортировке в зоне ее ответственности.
- Какие проблемные жд станции в части воровства Вы можете озвучить?
- Учитывая географию отгрузки подсолнечника ж/д транспортом нашей компанией, проблемными ж//д станциями в части воровства являются:
- Колосовка, Одесской ЖД;
- Одесса - Застава 1, Одесской ЖД;
- Одесса - Сортировочная, Одесской ЖД;
- Ромодан, Южной ЖД;
- Кременчуг, Южной ЖД;
Этот список проблемных ж/д станций неполный, он постоянно пополняется, т.к. злоумышленники тоже не сидят на месте, а ищут пути безопасного воровства зерна. Другие участники зернового рынка также дополнят этот список.
- Какие конкретные мероприятия по борьбе с воровством зерна на железной дороге Вы предлагаете реализовать?
- К решению проблемы воровства зерна на железной дороге необходимо подходить комплексно. На мой субъективный взгляд необходимые мероприятия условно можно разделить на несколько групп:
1. технические мероприятия;
- цель мероприятий исключить физический доступ к грузу в вагоне-зерновозе в пути следования; затруднить доступа злоумышленников к вагонам-зерновозам на территории ж//д станций и перегонов, при отстое или формировании составов;
2. организационно-правовые мероприятия; цель этих мероприятий изменить нормативную базу и повысить ответственность ПАО "Укрзализныця" за кражи зерна в пути следования;
3. оперативно-розыскные мероприятия; цель - выявление лиц, участвующих в воровстве, пресечение воровства.
Перечень мероприятий по борьбе с воровством зерна на железной дороге:
Технические мероприятия:
Нормативный документ, требующий корректировки:
- "Правила перевозок грузов ж/д транспортом". Раздел 3. Правила пломбирования вагонов и контейнеров.
- "Инструкция по эксплуатации ЗПУ. Способы установки ЗПУ на вагоны и контейнеры". 25.7-01057491-01 IЕ. Раздел 2. Способы установки ЗПУ на вагоны и контейнеры.
Установить ребра жесткости на крышки выгрузочных люков; провести другие конструктивные изменения выгрузочных узлов вагона-зерновоза, которые исключат или затруднят доступ к грузу в пути следования.
В данный момент применяются металлические ЗПУ типа "Варта-Универсал", которые возможно открыть и повторно установить без повреждения. Цилиндр ЗПУ замораживается и беспрепятственно снимается; после проведения манипуляций с зерном ЗПУ устанавливается повторно без повреждений.
А) установить заграждения территорий ж/д станций, которые затруднят доступ посторонних лиц к местам отстоя вагонов-зерновозов;
Б) обеспечить освещение территории ж/д станций, где производится отстой зерновозов и формирование составов;
Г) установить систему видеонаблюдения за территорией отстоя зерновозов и обеспечить круглосуточную видеофиксацию;
Д) создать группу реагирования с включением в ее состав сотрудников местных органов полиции для оперативного реагирования на попытки хищения зерна из зерновозов;
Организационно-правовые мероприятия:
5. Зерновые грузы, имеющие высокую рыночную стоимость (подсолнечник; соя; рапс и нишевые культуры), транспортировать как номенклатурный груз, то есть, под охранной ВОХР УЗ. Внести в перечень номенклатурных грузов и взымать дополнительную плату за охрану данных грузов.
6. При движении зерновозов производить промежуточное взвешивание сотрудниками ПАО "Укрзализныця" на динамических весах по ходу движения к станции назначения. При обнаружении недостачи груза на промежуточных ж/д станциях в обязательном порядке составить Коммерческий акт согласно Раздела 28. "Правил перевозки грузов ж/д транспортом".
7. Разрешить доступ сотрудников грузовладельцев, представителей грузоотправителей или сотрудников частных охранных организаций на территорию ж/д станций во время отстоя вагонов и формирования составов. Организовать совместное патрулирование и охрану составов с зерном для исключения воровства во время отстоя вагонов-зерновозов.
8. При приходе на ж/д станцию назначения вагонов-зерновозов с недостачей груза необходимо обеспечить составление сотрудниками УЗ коммерческого акта, даже при неповрежденных ЗПУ. Это временная мера до момента внедрения системы пломбирования и ЗПУ, которые исключат физический доступ к грузу в вагоне-зерновозе.
9. Обеспечить движение вагонов-зерновозов по путям общего пользования с наименьшими задержками. Не допускать длительных простоев вагонов-зерновозов в местах формирования составов. Формирование составов производить на специально оборудованных участках ж/д станций (обязательно наличие заграждений, освещения; видеонаблюдения и т.д).
Оперативно-розыскные мероприятия:
Не допускать утечки информации о типе груза и тем более организовывать отстой ж/д вагонов-зерновозов с дорогостоящими зерновыми грузами в заранее приспособленных местах хищения зерна на ж/д станции. Возможный круг задействованных сотрудников УЗ включает: диспетчер по станции; составители; сотрудники ВОХР и т.д.
Я думаю это далеко не полный список необходимых мероприятий по борьбе с воровством зерна на железной дороге. Надеюсь, что коллеги-логисты, представители ж/д экспедиторов и специалисты ПАО " Укрзализныця" дополнят этот список. Ведь только совместными усилиями мы сможем решить эту проблему.
Отдельно хочу затронуть тему завышенной нормы недостачи зерна при транспортировке жд транспортом. Ранее, до 2002 г., норма недостачи (это допускаемое расхождения в массе транспортируемого груза между весом, указанным в ж/д накладной и фактически принятом весе груза на станции назначения) для зерновых грузов составляла -0,13-0,16%; далее эта норма была повышена до 0,5% от массы груза, то есть более чем в 3 раза. В связи с усовершенствованием весоизмерительной техники (на элеваторах повсеместно применяются электронные весы) и, учитывая условия транспортировки зерна (зерно транспортируется в герметических цельнометаллических вагонах-зерновозах), предлагаю уменьшить норму недостачи груза при транспортировке жд транспортом для зерновых грузов с 0,5% до 0.13-0,16% от массы груза.
Нормативный документ, требующий корректировки:
"Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом" (регистрация в Минюсте Украины 29.12.2002г #1030/7318
Раздел 8. Правила выдачи грузов. Ст.27.
"Груз считается доставленным без потерь, если разница между массой, указанной в пункте отправления в ж/д накладной, и массой, определенной на станции назначения, не превышает нормы естественной (природной) убыли и предельного расхождения при определении массы нетто. При выдаче грузов, масса которых вследствие их свойств уменьшается при перевозке, норма недостачи (сумма естественной (природной) убыли и предельного расхождения при определении массы нетто) составляет: 0,5% массы всех других грузов (для зерна).
Для сравнения, во времена СССР действовала норма недостачи для транспортировки зерна ж/д транспортом: 0,13-0,16% от массы нетто груза, в том числе:
- норма точности взвешивания зерновых грузов - 0,1% от массы нетто (ГОСТ 11913-66 "Зерновые культуры. Нормы точности взвешивания" - не действует в данный период);
- естественная убыль зерна при транспортировке ж/д транспортом :
при перевозке в вагонах-зерновозах на расстояние:
до 1000км -0,03% от массы груза;
от 1000 км до 2000км -0,4% от массы груза;
свыше 2000км --0,6% от массы груза.
согласно Постановления Госснаба СССР #152 от 18.12.1987 г.- не действует в данный момент.
Проблему воровства зерна на железной дороге необходимо активно освещать в прессе. Только под давлением общественности проблему начнут решать чиновники ПАТ "Укрзализныця".
//www.proagro.com.ua