Подсолнечное масло как продукт премиум-класса на мировом рынке. В поисках национального бренда. Обсуждение этой проблемы стало лейтмотивом V Международной конференции «Black Sea Oil Trade-2017» - ведущей конференции масложирового сектора Украины и стран Причерноморья, которая состоялась в Киеве 19 сентября 2017г.
Организатор – консалтинговое агентство «УкрАгроКонсалт».
Конференция «Black Sea Oil Trade» ежегодно объединяет основных игроков мирового агрорынка на старте масличного сезона. Для участия в конференции зарегистрировались свыше 200 делегатов из 30 стран мира.
Открывая конференцию, глава Food & Agri Europe, ING Bank (Нидерланды) Питернель Бугаард отметила, что Украина в последние годы демонстрирует существенный прогресс в масложировой отрасли. «Еще десять лет назад нельзя было и предположить, что Украина встанет в один ряд, скажем, с Аргентиной, которая тогда была номер один в масложировой экономике, и приблизится к объемам в 20 млн. тонн подсолнечника в год», - сказала она.
Представитель Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Владимир Пугачев также подчеркнул, что показатели масличной сферы аграрной экономики «вдохновляют», и отметил, что Украина сегодня – лидер мирового рынка подсолнечного масла.
NO BRAND – NO TREND
О том, что без украинского национального бренда подсолнечного масла крайне проблематичным являются перспективы продвижения продукта на мировых рынках, говорили практически все участники конференции. Тон дискуссии задало выступление генерального директора УкрАгроКонсалт Сергея Феофилова. «Дальнейшее перспективы глобального рынка подсолнечного масла трудно представить без формирования особого сектора для этого продукта как товара премиум-класса», - подчеркнул он.
По статистике докладчика, в сезоне 2016/17 гг. в мире произведено более 180 млн. тонн растительных масел. Докладчик проанализировал сегодняшнее положение дел в масложировом секторе Украины и отметил, что, несмотря на нынешние вполне благополучные показатели (первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, рентабельность подсолнечника на уровне выше 60% и проч.), перед отраслью стоит ряд проблем, способных весьма существенно изменить картину в самое ближайшее время.
С. Феофилов привел в пример рынок сахара, на котором позиции Украины еще недавно были практически непоколебимы. В 1990 г. страна занимала первое место в мире по производству сахара и входила в пятерку крупнейших его экспортеров. Однако конкуренция с более дешевым тростниковым сахаром, отсутствие государственной поддержки отрасли и прочее привели практически к полной утрате этих позиций.
По мнению аналитика, при анализе перспектив украинского подсолнечного масла на глобальных рынках необходимо учесть все случившееся с украинским сахаром.
Во-первых, на процесс ценообразования весьма существенно влияет производство наиболее дешевого масла - пальмового (его производство к 2025 году увеличится на 20-25 млн. тонн), к уровню которого стремятся и цены на другие масла. Во-вторых, Россия в последние годы наращивает производство и экспорт подсолнечного масла и успешно конкурирует с Украиной. Так, в Новороссийске начато строительство терминала по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн. тонн в год (плюс действующая перевалка в Тамани мощностью 1,2 млн. тонн в год). Важно также, что с 2015 года наблюдается тенденция к росту объемов экспорта подсолнечного масла РФ, которые составят в 2017/18 гг. более 2 млн. тонн. Растет экспорт российского масла в Китай и Индию.
При таких условиях нынешняя стратегия работы масложировой отрасли, ориентированная на наращивание объемов производства, переработки и экспорта, а также монополизация каналов купли-продажи, себя не оправдывает, подчеркнул С.Феофилов. История с сахаром может повториться, заметил аналитик. Для противодействия вышеизложенным негативным тенденциям, по мнению С. Феофилова, до 2025 года Украине необходимо создать и продвинуть на глобальном рынке национальный бренд подсолнечного масла как пищевого продукта премиум-класса.
Ведущий аналитик OilWorld (Германия) Артем Хаммершмидт обратил внимание присутствующих на интересную закономерность: за последние десять лет объемы производства подсолнечного масла в мире не изменились.
По его словам, среди 17 наименований растительных масел и жиров производство подсолнечного масла составляет сегодня 8% общемирового объема, как и в сезоне 1997/98 гг.
Характеризуя тенденции роста-падения объемов производства подсолнечника в текущем сезоне 2017/18 гг. по сравнению с 2016/17, А. Хаммершмидт заметил, что увеличения объемов следует ожидать в Аргентине (+0,5 млн. тонн), Турции (+0,2 млн. тонн), Китае и России (по +0,1 млн. тонн). В Украине и Канаде прогнозируется снижение показателей на 1,2 и 0,4 млн. тонн, соответственно.
По словам аналитика, среди растительных масел сегодня в мире преобладает пальмовое, потеснившее соевое с лидерских позиций десятилетней давности.
За последние 10 лет пальмовое масло вышло на первое место (31% объемов производства против 17% в сезоне 1997/98 гг.). Соевое масло продемонстрировало за этот период увеличение объемов на 2% и составило 25% общемирового производства (второе место) против 23% 10 лет назад, когда оно занимало лидирующие позиции.
Характеризуя мировой рынок 17 видов растительных масел и жиров, докладчик сообщил, что наиболее мощными экспортерами являются Индонезия, Малайзия, страны СНГ, Аргентина, Канада и Бразилия. Среди импортеров – страны Южной Азии (Индия, Бангладеш, Пакистан), ЕС, Китай и США.
Что касается мировых объемов производства семян 10 масличных культур, то подсолнечник составляет сегодня 9% общего объема (против 8% в сезоне 1997/98 гг.) и выходит на третье место в мире после сои (62% в текущем сезоне и 55% десять лет назад) и рапса (11% и 12% соответственно).
А. Хаммершмидт сказал также, что роста импорта подсолнечного масла можно в ближайшее время ожидать в Индии, вследствие введения там налога, в частности, на пальмовое масло.
«Нужно позиционировать подсолнечное масло как продукт, полезный для здоровья. В Индии на него есть спрос», - сказал эксперт мирового агрорынка (Индия) Г. Чандрашекар. По его статистике, если уровень потребления растительных масел в странах региона возрастет с 23,7 млн. тонн в 2016/17 гг. до 25,1 млн. тонн в 2017/18 гг., то объемы импорта увеличатся с 4,4 до 4,5 млн. тонн. По его словам, производители этих стран будут стимулировать повышение урожайности.
Производство растительных масел увеличится в сезоне 2017/18 гг. по сравнению с 2016/17 гг. следующим образом: в Индонезии – с 38,8 до 41,0 млн. тонн (в т.ч. пальмового – с 34 до 36 млн. тонн); в Малайзии – с 21,2 до 23,5 млн. тонн (в т.ч. пальмового – с 18,9 до 21 млн. тонн).
В то же время, по словам аналитика, широкие перспективы для импортеров растительных масел открываются в Африке, где рост населения и экономики стимулирует увеличение потребления продуктов. Так, в странах Северной Африки ожидается импорт 1,8 млн. тонн сои при производстве 0,7 млн. тонн. В странах южнее Сахары растет потребление пальмового масла: 4,8 млн. тонн импорта при 2,7 млн. тонн собственного производства.
Индия импортирует около 15 млн. тонн растительных масел.
Перспективы формирования национального бренда подсолнечного масла и его продвижения на рынке как эффективной торговой стратегии участники конференции обсудили во времядискуссионной панели «Подсолнечное масло. Национальный бренд как эффективная торговая стратегия».
Эксперт масличного рынка УкрАгроКонсалт Юлия Гаркавенкоотметила, в частности, что в ЕС оливковое масло имеет репутацию продукта премиум-класса, и в результате в розничной продаже по цене более чем в 2,5 раза превосходит подсолнечное: 4,15 евро за 1 литр против 1,48. В то же время полезные свойства подсолнечного масла отнюдь не превосходят аналогичные показатели оливкового во столько же раз. По многим позициям они идентичны или близки между собой. Содержание же некоторых незаменимых для организма жирных кислот и витамина Е в подсолнечном масле гораздо больше, чем в оливковом.
Эксперт также отметила, что экспорт рафинированного подсолнечного масла из Украины (бутилированного и наливного) составляет лишь 7% общего объема.
«Бренд «Украинское подсолнечное масло» уже существует» об этом заявил генеральный директор ассоциации УкрОлияПром Степан Капшук. По его словам, доказательством тому является рост объемов производства масла в Украине, которую не демонстрирует ни одна другая отрасль экономики. Количество МЭЗов увеличилось за последние 10 лет с 18 до 60. Инвестиции в отрасль составили около 3 млрд. долларов США.
Заместитель коммерческого директора ТД «Майола» Лилия Войтухобратила внимание присутствующих на сложности, которые возникнут в процессе формирования общенационального бренда подсолнечного масла. Это, в частности, длительность процесса регистрации торговой марки, сложности сертификации в странах-импортерах и прочее.
Елена Деревянко, Вице-президент Украинской PR-лиги, подчеркнула, что создание национального бренда подсолнечного масла будет длится долго, но создавать его необходимо.
Денис Красников, вице-президет УСПП, подчеркнул, что для создания известного в мире национального бренда необходима добрая воля властных структур Украины на проведение комплекса мер по привлечению в страну иностранных покупателей.
Подводя итоги дискуссии, генеральный директор УкрАгроКонсалт Сергей Феофилов выразил удовлетворение по поводу того, что обсуждение велось в контексте понимания законов торговой конкуренции, а не в рамках анализа производственных мощностей.
СОЯ И ДРУГИЕ. РАСТИ, МАРЖА!
Китай удерживает позиции крупнейшего потребителя соевых бобов. Растет потребление и в странах Южной Азии. Об этом шла речь в докладе специалиста по стратегиям на товарных рынках, ING Банк, Нидерланды Уоррена Паттерсона.
По словам докладчика, если общий показатель мирового потребления соевых бобов составит в 2017/18 гг. около 350 млн. тонн, то более 100 млн. тонн из этого количества будет потребляться в Китае. При дефиците собственного производства страна будет наращивать импорт, отметил выступающий.
Эта тенденция объясняется растущим потреблением мясомолочной продукции в Китае. У. Паттерсон отметил, что если потребление мяса в этой стране на душу населения в 2000 г. составляло менее 40 кг, то сегодня этот показатель приближается к 60 кг/год. Растет и производство молока: на протяжении последних 17 лет объемы производства выросли с 7 до 35 млн. тонн в год. При таких условиях важность сои для кормовой базы страны трудно переоценить.
В странах Южной Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам) также отмечается существенный рост импорта соевой муки и бобов (с примерно 8 млн. тонн в 2000 г. до более чем 25 млн. тонн в 2017). Причина та же: изменения в структуре рациона питания населения этих стран вызваны ростом их ВВП, который в период до 2021 г. составит от 4% до 6%).
Подобные тенденции отмечаются также в Индии. Растущее население и ВВП обусловливают увеличение спроса на животные протеины, что позитивно влияет на динамику роста спроса на сою. Существенно увеличивается также потребление пищевого соевого масла, которое сегодня составляет в Индии 18 кг/год на душу населения при глобальном показателе в 25 кг/год.
Выступающий также коснулся Украины и ее места в общемировом производстве соевых бобов. По его словам, объем их производства в 2017/18 гг. превысит отметку в 4,5 млн. тонн, а объем экспорта по сравнению с 2016/17 гг. (около 3 млн. тонн) незначительно снизится.
У. Паттерсон подчеркнул также, что наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются соевые бобы производства Аргентины (себестоимость менее 250 долларов за тонну). На втором месте – Бразилия, на третьем – США.
Производство сои без ГМО может принести Украине до $200 млн. дополнительной прибыли. Об этом заявил коммерческий директор, AdamPolSoja (Украина) Дмитрий Мотузко.
По его данным, только в странах ЕС спрос на соевый шрот без ГМО, используемый в пищевой промышленности, составляет 5 млн. тонн в год. Кроме того, потребителями сои без ГМО являются и страны Юго-Восточной Азии.
Д. Мотузко также подчеркнул, что выращивание сои без ГМО является источником существенной ценовой премии. Так, если на условиях поставки FOB цена соевого шрота составляет $360/т, то шрот без ГМО стоит $430-450/т. Цены на сортовую сою и сою органик колеблются в пределах $500-800/т.
В то же время докладчик отметил, что глобальные объемы рынка сои без ГМО значительно меньше обычных. Так, если для ГМО-сои и шрота этот показатель составляет около 100 млн. тонн, то для продукции без ГМО – 3-5 млн. тонн, а в случае с органической соей – до 0,5 млн. тонн. При этом покупателями продукции без ГМО являются лишь страны ЕС, в некоторых случаях – Япония и страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, докладчик указал на сложности с IP логистикой относительно сои без ГМО.
Преимущества высокоолеинового подсолнечного масла важно использовать при его продвижении на рынке в качестве премиум-продукта. Об этом говорил менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Syngenta, Украина, Дмитрий Нерода.
По его словам, высокоолеиновое подсолнечное масло не содержит трансжиров, имеет более продолжительный срок годности и демонстрирует отличную стабильность без гидрогенизации, а также представляет собой продукт универсального использования для продолжительной жарки (можно использовать в 5 раз дольше обычного масла), приготовления соусов, заправок и маринадов.
Высокоолеиновое подсолнечное масло положительно влияет на здоровье человека, снижает риск развития раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, участвует в работе иммунной системы, подчеркнул докладчик.
Д. Нерода также сообщил, что высокоолеиновое подсолнечное масло можно использовать как в чистом виде, так и в блендах с другими растительными маслами (Isio-4 во Франции), рыбьим жиром (Cargill’s IngreVita в США), с пальмовым маслом и олеином.
Докладчик также обратил внимание на тенденцию к падению показателя площадей под высокоолеиновым подсолнечником в 2016 и 2017 гг. против 2015 г.
Продукты переработки подсолнечника - альтернативный источник сырья для энергетики. Этой теме была посвящена презентация руководителей проектов «БИО-ТЭС лузга подсолнечника, щепа, солома», (КМЗП, Украина) Алексея Даньшина и Игоря Сызько.
По их словам, маслоэкстракционный завод может обеспечить ТЭЦ топливом из биомассы (шелуха или лузга, а также гранулы подсолнечника) в течение года.
Среди преимуществ этого вида биотоплива докладчик назвал следующие: гарантированный выкуп произведенной электроэнергии до 01.01.2030 по «зеленому тарифу»; фиксированная стоимость продажи тепловой энергии – 90% тарифа газовой; энергонезависимость; прогнозируемое потребление топлив в течение года и прочее.
Выступающие также описали технологию работы БИО ТЭЦ.
Они сообщили, что их предприятие за 2016-17 гг. ввело в работу котлы на биотопливе мощностью около 90 МВт.
Подводя итоги конференции Сергей Феофиловбыл лаконичен: потенциал проекта «Национальный бренд украинского подсолнечного масла» высок. Если в сети «Метро» Киева бутылка этого продукта стоит 32 грн., то в аналогичной сети Берлина – уже 47 грн. (в эквиваленте). Менеджерам остается только прийти и заработать эту маржу.