Руководитель «УкрАгроКонсалт» — рыночные цены, амбиции отрасли и национальный бренд подсолнечного масла.
Масличный рынок — один из наиболее высокодоходных в украинском
агросекторе. По мнению генерального директора консалтингового агентства
«УкрАгроКонсалт» Сергея Феофилова, даже после того, как зерновые
культуры за последнее время выросли в цене на 15-20%, они не опередили
масляные по доходности, и поэтому площади под подсолнечником, соей и
рапсом в Украине будут расширяться и дальше. Однако, доходность
масличного сектора имеет тенденцию к снижению, одним из подтверждений
чему служит тот факт, что владельцы перерабатывающих предприятий стали
прибегать к помощи парламента. А именно — пролоббировали через Верховную
Раду отмену возмещения НДС при экспорте сои и рапса. «Это
свидетельствует о том, что без помощи нардепов украинским товарам уже
сложно конкурировать на мировом рынке», — считает Сергей Феофилов, и
отмечает, что теперь владельцам масличного комплекса пора корректировать
стратегию своего развития.
iAgro расспросил Сергея Феофилова о том, почему масличном сектора нужно менять
стратегию, в чем она должна заключаться, и подсолнечник будет столь же
популярен у аграриев через пять лет.
— Что ждет украинский масличный рынок в ближайший год?
— Мы прогнозируем, что в текущем сезоне, который закончится в августе
2019 года, переработка подсолнечника и производство масла будут на
высоком уровне, и это, безусловно, приведет к росту запасов и, вполне
возможно, будет оказывать давление как на внутренние, так и экспортные
цены.
Инвестиции в перерабатывающие мощности продолжают идти — у нас,
например, на столе лежит проект строительства завода по переработке сои.
И это хорошо. Но это хорошо на растущем или стабильном рынке. А мы
сейчас видим, что этот рынок имеет тенденцию к снижению, и нужно
принимать меры. Нужны инвестиции в новые направления, в повышение уровня
переработки масличных.
Мы уверены: наступает время, чтобы скорректировать стратегию развития
масличного комплекса. Прежде всего, нужно развивать национальный бренд
экспорта подсолнечного масла, ведь это позволит решить целый ряд
вопросов — и обеспечить прибыль компаниям, и даже наполнить бюджет.
Создание и продвижение национального бренда подсолнечного масла будет
значительно способствовать улучшению показателей работы масличного
комплекса Украины.
— Сколько может продлиться период низких цен на масличном рынке?
— Очевидно, что на ближайшие 12-18 месяцев эта тенденция сохранится, но
потом очень много будет зависеть от процессов перераспределения потоков
— продолжится противоречия на глобальном рынке, пойдет расширение
площадей в Латинской Америке, какая культура будет замещать американскую
сою. Сейчас практически все прогнозы на срок более 12-18 месяцев имеют
очень низкую надежность. Потому что в большей степени здесь играют роль
политические процессы.
— Вы говорите, что вопрос о
брендировании украинской масла поднимаете уже третий год. Но наши
производители как-то не спешат создавать национальный бренд. Почему? Они
себя пока неплохо чувствуют и без этого?
— Скорее всего да. Они в любом случае получают достаточную маржу, что
позволяет не думать о завтрашнем дне. Но эта ситуация может измениться, и
она уже меняется. Потому что мы изучали соотношение между показателями
экспорта в физическом выражении и в деньгах. В тоннах — восходящий
тренд, а по выручке — нисходящий. Это оценка всего масличного сектора на
макроуровне.
Если просто экспортировать сырье — мы получим один выручка, а если
будут инвестированы значительные средства (я сразу обмовляюся, что это
непростой проект), если инвесторы сочтут нужным инвестировать в создание
национального бренда, то выручка за товары из Украины будет намного
больше вследствие другого позиционирования. Ведь сейчас позиция
украинского экспорта — это сырье. А каким может быть национальный бренд?
Это может быть акцент на здоровое питание, соблюдение различных
полезных для здоровья диет, может быть продвижение положительных качеств
именно украинского подсолнечного масла.
— Брендирование — это общемировая практика?
— Возьмем оливковое масло. В феврале я был в Дубае и сфотографировал
большой павильон и ряды с Tunisian olive oil. Хотя оливковое масло
производится в Греции, Италии, Испании, но Tunisian olive oil — это же
бренд.
— Во сколько может обойтись такое брендирование украинского подсолнечного масла для мирового рынка?
— Дорого!
— Десятки миллионов долларов?
— Думаю, на порядок больше. Сотни миллионов. Это может стать реально
национальным проектом, потому что наше масло нужно продвигать в мире, а
не на своем рынке за счет рекламы на «1+1». На нашем телевидении
национальный бренд продвигать не нужно — мы и так его прекрасно знаем.
—
Сейчас в Украине подсолнечником засеяно 6-7 млн га. Будет ли эта
культура занимать такое же важное положение в украинском агросекторе
через пять лет?
— Будет. Потому что у нас 20 млн тонн мощностей по переработке. И есть
спрос. Но важно отметить, что пока масляный комплекс работает в рамках
предыдущей стратегии, когда земля и рабочая сила были дешевыми, энергия —
также была дешевой, и за счет этого Украина выскочила на первые места.
Это супер, что наши производители использовали этот фактор низких
затрат. Честь им и хвала. Но это заканчивается. Для того, чтобы
производить больше, необходимо покупать технологии. А технологии всегда
дорогие.
//www.ukragroconsult.com