Через порты Мариуполь и Бердянск проходит около 5% всего экспорта зерна из Украины или 2 млн тонн
Режим экспорта зерна из Украины после введения военного положения с соответствующими последствиями для выполнения контрактов будет зависеть, в частности, от позиции Торгово-промышленной палаты, которая согласно украинскому законодательству, удостоверяет форс-мажорные обстоятельства и выдает сертификат о них.
Об этом iAgro сообщил Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации, передает Украгроконсалт, ссылаясь на данные Агроинсайдер.
«Если в контрактах будет указана отправка груза из портов Азовского моря, и оно вдруг станет объектом военных действий, то это приведет к тому, что Азовское море для Украины как экспортная площадка будет просто потеряно», — поясняет он. Удельный вес азовских площадок в перевалке зерна на экспорт относительно невелик — через порты Мариуполь и Бердянск проходит около 5% всего экспорта зерна из Украины или около 2 млн тонн. По данным участников зернового рынка, всего из Бердянского морского порта за 2017-2018 маркетинговый год было экспортировано 1,2 млн тонн зерновых, из Мариупольского порта – 500 тыс. тонн.
«Эти грузы соответственно будут перераспределены между другими портами Украины и дополнительная нагрузка ляжет на железную дорогу, а «Укрзализныця» и так не справляется с существующими заявками на перевозку. Если военное положение будет действовать по всей Украине, то будет коллапс», — считает Горбачев.
Елена Нероба, директор департамента аналитики компании Marcoрolo Commodities, рассказала, что пока все зернотрейдеры работают в штатном режиме, кроме тех, которые грузятся в азовских портах. По ее мнению, если военное положение не усложнит логистику, и порты не закроют (что делать нецелесообразно), то введение ВП никак не повлияет на рынок. Что касается ценовых колебаний на мировом рынке, в частности, на Чикагской бирже, то реакцию на события в Украине следует ожидать не ранее 27 ноября.
Елена Нероба также пояснила, что более 80% контрактов на экспорт зерна заключаются по правилам GAFTA (Ассоциация торговли зерном и кормом), и в контрактах есть отдельный пункт, касающийся форс-мажора. В случае если порт отправки груза официально закрыт, то по контрактам FOB покупатель имеет право ожидать поставок еще две недели, а продавец имеет право на эту 2-х недельную отсрочку. «Если по истечении этих двух недель форс-мажор все еще действует, то контракт автоматически аннулируется без каких-либо претензий с обеих сторон. Но продавец должен вовремя сообщить о форс-мажоре, и предоставить подтверждающие документы», – сказала она.
С контрактами CIF – иначе: в контракте оговорен пункт выгрузки покупателю, и не имеет значения, откуда грузился товар, если иное не оговорено в контракте. «В любом случае, все зависит от условий контракта», – отметила Нероба.
По мнению заместителя гендиректора UkrLandFarming Игоря Петрашко, влияние военного положения на операционную деятельность компании сейчас тяжело прогнозировать: все будет зависеть от решения Верховной Рады. «Если ВП будет введено по всей Украине, то военные, Национальная гвардия и правоохранительные органы получат гораздо больше возможностей по контролю всех процессов. И это в конечном итоге отразится и на бизнесе», — предполагает он.
И добавляет, что для бизнеса пагубна любая эскалация напряжения в стране. В том числе, и с точки зрения взаимоотношений с внешними контрагентами. «Что касается возможных ограничений по поставкам продукции, то они должны иметь логику процесса. Сейчас в Украине профицит зерновых, и не имеет смысла ограничивать экспортоориентированную продукцию», – считает Игорь Петрашко.
Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко обращает внимание, что понятие «форс-мажор» и перечень факторов, которые к нему относятся, определяется в каждом контракте. Стороны иногда прописывают, что акты государств и власти являются форс-мажором, но это не повсеместная практика. «Но в целом такая ситуация, как военное положение, безусловно является форс-мажорным обстоятельством, если иное не будет прописано в контракте», – считает Марченко.
При этом он добавляет, что сам по себе режим ВП создает неблагоприятную среду для бизнеса. «Ты пользуешься грузовиками, и в любой момент они могут быть экспроприированы в интересах вооруженных сил. В любой момент может быть объявлена полная мобилизация, и все твои работники пойдут в армию. В первую очередь, это нестабильность», – говорит Марченко. Он также солидарен с мнением, что введение ВП на всей территории Украины повлечет очень серьезные изменения для работы бизнеса и экономики в целом – как в части динамики ПИИ, так и в части получения транша МВФ.
Напомним, сегодня президент Украины Петр Порошенко подписал указ, которым вводится в действие решение СНБО о введении в Украине военного положения на срок 60 суток. Параметры и ограничения ВП определены в законе «О правовом режиме военного положения».