Председатель Государственного агентства по земельным ресурсам Сергей Тимченко рассказал, кому невыгодна отмена моратория на продажу земли и как ведомство собирается искоренить коррупцию среди сотрудников земельного кадастра
Сергей Михайлович, о земельной реформе в Украине начали говорить практически на следующий день после объявления независимости страны. Что за эти годы было сделано?
Хорошее - это то, что была проведена приватизация земли. Крестьяне получили земельные участки, или так называемые паи. В свое время со стороны государства это был мужественный шаг - пойти на такие кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. И это было справедливо. Но самое главное отличие земельной реформы от критикуемой всеми ваучерной приватизации - это то, что мы дали людям реальную собственность, которой можно распоряжаться и зарабатывать деньги. Государственные акты на землю получили около 7 млн. человек. Сама процедура выдачи этих документов, за исключением немногих случаев, была бесконфликтной.
После оформления актов люди могли совершать определенные действия со своими участками - им предоставлялась возможность либо сдавать в аренду и получать за это плату, либо самим вести хозяйство. Хотя конституционное право граждан на продажу земли было реализовано не до конца.
Но впоследствии большинство украинцев были вынуждены или де-факто продавать земельные участки, или сдавать в аренду на невыгодных условиях…
А это уже негатив, который сопровождает земельную реформу. Да, 98% всех теневых схем, действующих на рынке земли, это и есть обход моратория на ее продажу в целях присвоения сельхозугодий. В результате происходило обезземеливание крестьян. Начали создаваться крупные агрохолдинги. С точки зрения государства это не способствовало росту экономики, но улучшало рентабельность отдельных хозяйствующих на земле субъектов. Более того, подобная политика способствовала вымиранию села - ежегодно с карты Украины исчезают около 20 сельских населенных пунктов.
Но нужно четко понимать: теневая приватизация земли - следствие действовавшего на протяжении 20 лет моратория.
Возвращаясь к негативу, считаю, что и сумма аренды, которую получают собственники участков, во многих случаях несправедливая.
В дальнейшем будет по-другому?
Все будет по-честному. Мы не хотим никого заставлять продавать, но мы должны реализовать конституционное право человека свободно распоряжаться землей. При этом следует учесть то обстоятельство, что еще до моего назначения президент Виктор Янукович четко поставил задачу - продумать варианты, чтобы не допустить обезземеливания крестьян.
Оптимальный вариант, на котором мы сошлись, это создание государственного земельного банка, деятельность которого будет направлена на поддержку малого и среднего бизнеса на селе. Необходимо помочь сделать его рентабельным. Это можно сделать прежде всего за счет низкой процентной ставки по кредитам или вообще выдачи беспроцентных кредитов.
Когда начнет работать земельный банк?
С 2012 года. Мы планируем, что вопросы создания и деятельности такого банка будут урегулированы отдельным разделом в законе о рынке земли.
Николай Присяжнюк - министр аграрной политики и продовольствия Украины - считает, что земельная реформа впервые за много десятилетий позволит легализовать землевладельцев. Неужели это и является главной задачей реформы? Если да, тогда как быть, если у крестьян забирали паи не совсем законным способом?
Это очень болезненный вопрос. Люди легально не могли продать паи, потому что действовал мораторий. Все договоры купли-продажи земли сельхозначения, заключенные во время действия моратория, недействительны. Это позиция, которую должны знать все собственники паев. Через суд можно расторгнуть и договоры аренды, если предмет договора стал неактуальным.
Именно поэтому отмена моратория невыгодна крупным агрохолдингам, которым с принятием закона о рынке земли придется «ужаться» в рамках антимонопольного законодательства. Невыгодно и иностранному капиталу, который рвется в Украину.
Недавно принят ключевой закон земельной реформы - о земельном кадастре. Что он даст рядовому украинцу?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно рассказать, что такое кадастр. Это единая автоматизированная геоинформационная система точных достоверных сведений обо всех земельных участках в Украине. Что это за сведения? Это номер участка, его границы, информация о собственнике, целевое назначение.
Теперь что даст простому украинцу принятие закона о кадастре. Воплощение коррупции, где большие очереди регистрации, где продаются и задерживаются акты, где царит вымогательство и взяточничество - это Центр земельного кадастра. Именно там сосредоточены все коррупционны схемы. Не зря в Украине ежемесячно арестовывают до 80 сотрудников Центра земельного кадастра.
С принятием закона коррупция исчезнет. Почему? Потому что все кадастровые функции перейдут в районные отделения земельных ресурсов. Сам Центр кадастра реорганизуется в технического администратора. Его роль сведется к тому, чтобы вводить кадастровую информацию, выдавать ее, а также отвечать за сохранность данных.
Госагентство вводит новую должность - государственного кадастрового регистратора. Он является процессуально независимым (даже от своих начальников) государственным служащим, который будет иметь соответствующее удостоверение и собственную именную печать. Вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, а также граждан в деятельность государственных кадастровых регистраторов запрещается.
С другой стороны, регистраторы несут персональную ответственность за точность внесенных и выдаваемых данных, а также за соблюдение сроков осуществляемых процедур. То есть срок выдачи кадастровой информации 14 дней и не более.
Так почему злоупотреблений и коррупции не будет?
Вы пропустили мой ответ. Напоминаю: срок выдачи кадастровой информации - 14 дней. Это очень важно: человек отдал документы и через 14 дней получил свидетельство на землю. Да, в это верится с трудом, но так будет. Кроме огромных прав, которые предоставлены кадастровым регистраторам, на них возложена и огромная ответственность. За совершение противоправных действий, ввод ошибочных данных регистратор привлекается к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 50 необлагаемых минимумов, за повторное нарушение в течение года штраф увеличиваются в десять раз.
Но и это еще не все. Государственных актов на право собственности с 2013 года уже не будет. Вместо актов Укргосреестр при Минюсте будет выдавать свидетельства о праве собственности. Сейчас идут переговоры, чтобы они выдавались в нотариате по месту заключения сделок. Ведь процесс будет полностью технологичен - человеку не нужно идти ко мне за справкой, выпиской и т.д. Нотариус заходит в базу данных, скачивает все необходимые данные, и проводит сделку. Я свел к минимуму общение заказчика и чиновника. Происходит сделка, и человек получает свидетельство из госреестра. Мне бы хотелось, чтобы все было по принципу «единого окна» и нотариус имел право выдавать такие свидетельства, ведь он тоже входит систему Министерства юстиции. Таким образом, вместе с госактами в прошлое отойдут теневые схемы продажи бланков, а также отменится зачастую небесплатная необходимость получения подписи местного председателя.
А как же быть со старыми актами?
Все госакты, даже самого старого образца, не теряют своей силы и будут действительными всегда. В течение 2012 года государственная регистрация прав в Госреестре будет осуществляться параллельно с выдачей государственных актов.
Прав ли вице-спикер Томенко, который утверждает, что сегодня в системе государственного кадастра отсутствует информация о владельцах и состоянии 70% земельных участков. Если это так, то не спешит ли государство с продажей земли?
Это неправда. У нас есть информация на 98% участков. Но она на бумажных носителях. До 2013 года мы завершим первый этап наполнения кадастра - перенесем всю имеющуюся информацию и оцифруем бумажные архивы. Стопроцентное наполнение кадастра планируется к 2020 году. Такая задача вполне выполнима, ведь Госземагентство ведет колоссальную работу по наполнению кадастра еще с 2004 года, когда от Всемирного банка был получен заем в размере $89 млн. На эти деньги уже фактически создано программное обеспечение и закуплено необходимое оборудование, а самое главное - до середины 2012 года будет завершена аэрофотосъемка всей территории Украины, которая обеспечит планово-картографическую основу кадастра.
Так может, пока все не оцифровано, продлить мораторий на землю?
Ну, во-первых, мы дали возможность крестьянам владеть землей, но не реализовали полное конституционное право распоряжаться ею. Возможно, на первом этапе это было отчасти оправдано - не было законодательства, но ведь уже 20 лет прошло. Отсутствие рынка земли очень сильно тормозит развитие нашего агропромышленного комплекса. Для сравнения приведу и такие цифры: площадь Украины составляет 60,4 млн. га, а площадь сельхозугодий - 42 млн. При этом едва ли не половина этой фактически не обрабатывается.
Теперь относительно моратория и продажи. Все вопросы отрегулированы другим ключевым законопроектом - о рынке земли, принятие которого намечено на осень. Документ содержит ряд основополагающих принципов. Первое - купить землю могут лишь физлица - граждане Украины. Ни иностранцы, ни юридические лица, ни агрохолдинги не будут иметь такого права. Вторая категория - фермерские хозяйства. И третья - само государство. Почему не пускаем иностранцев, надеюсь понятно - мы не в состоянии с ними конкурировать.
Ранее, выступая в Верховной Раде Украины с ежегодным посланием относительно внутренней и внешней политики Украины, президент заявил, что мораторий на продажу сельскохозяйственных земель тормозит развитие отечественного сельского хозяйства и не позволяет создать эффективные сельхозпредприятия на основе концентрации земельной собственности. В связи с этим вопрос: не произойдет ли концентрация земли в одних руках? Не существует ли угроза, что селяне останутся без земли?
Государство заинтересовано скорее в развитии фермерских хозяйств, чем крупных агрохолдингов. Помочь решить эту задачу, как я уже говорил, должен земельный банк. Это во-первых. Во-вторых, в законе будет предусмотрено граничное владение землей. В одних руках нельзя будет сконцентрировать более 2,1 тыс. га. земли. Невозможно будет и купить на подставных лиц - любую сделку свыше 150 тыс. грн. можно будет осуществить лишь в том случае, если человек предоставит декларацию о доходах и укажет происхождение своего капитала. Более того, в рамках экономической конкуренции соответствующие проверки будет осуществлять Антимонопольный комитет.
Учли и возможный спекулятивный момент. Если человек приобрел земельный участок и захотел его перепродать, то в первый год водится госпошлина в размере 100% от нормативно-денежной оценки этого участка. На второй год - 90% и т.д.
С другой стороны, закон будет предусматривать огромные штрафы за нецелевое использование земли, за падение качества грунта. Сейчас государство практически не осуществляет контроль за качеством земли. Не способствует этому и существующая система арендных отношений.
Тогда зачем ведутся разговоры о консолидации? Это правда, что если 70% пайщиков одного земельного массива согласны объединиться, то остальные должны подчиниться их воле?
Что такое консолидация и зачем она нужна. Если получается «шахматка», то есть в одном земельном массиве кто-то не хочет входить в одно агрохозяйство, тогда такие паи сносятся в край данного массива. Это позволит разделить эти участки, посторить дорогу и т.д.
Поверьте, мы хотим создать по-настоящему народный закон, который устраивал бы всех - и пайщиков, и государство, и фермеров, и агрохолдинги.
Сколько будет стоить земля после отмены моратория?
По расчетам наших специалистов, один гектар земли будет стоить от $500 до $800. Но если взять Венгрию, где земля хуже, или Польшу, то там земля стоит 3 тыс. евро за гектар. А, к примеру, в Голландии, где вообще болото, только за одну сотку придется выложить от 11 до 30 тыс. евро. Примерно такая же цена во Франции.
Почему у нас такая низкая цена земли?
Есть три фактора, которые влияют на ценообразование. Это развитие инфраструктуры - дороги, подъездные пути, элеваторы и хранилища, техника и т.д. Это качество грунта. По своим качествам наша земля - самая лучшая в Европе. И мы дошли до абсурда - люди, имеющие в собственности несколько гектаров самой плодородной земли в Европе, находятся за чертой бедности.
После принятия закона о рынке земли все кардинально изменится, и в лучшую сторону. Но с каждым годом будет происходить удорожание земли. Именно поэтому я советую пайщикам не продавать свои участки сразу после отмены моратория.
Сколько земель сейчас находится у государства?
Сегодня в собственности государства находится более 10 млн. га земли, из них сельскохозяйственных земель запаса и резерва - около 7 млн.га.
С принятием закона «О рынке земель» в собственность государства перейдут более 1,4 млн. га невостребованных паев, а также около 1,8 га паев, у которых нет наследников.
Будет ли проведено расследование, насколько законной является застройка в заповедных зонах, на берегах морей и рек?
Поэтому вопросу я работаю как с СБУ, так и с прокуратурой. Специалисты агентства выезжают на место и определяют законность или незаконность выделения земельного участка. Это колоссальный объем работы. В месяц мы возвращаем государству тысячи гектаров незаконно присвоенных земель. Если будет выдержан этот темп, то порядок наведем быстро.
Дело