О прогнозе урожая зерновых и кукурузы, своем видении земельного рынка и возможностях привлечения инвестиций в аграрный сектор в интервью РБК-Украина рассказал глава СП «Нибулон» Алексей Вадатурский...
РБК-Украина: Каков Ваш прогноз по урожаю зерновых в этом году?
Алексей Вадатурский: Есть официальные прогнозы до 51 млн тонн. Они исходят от МинАПП и Кабинета министров. Мы не настолько оптимистичны и считаем, что валовый сбор будет на 2-3 млн тонн ниже. В данном случае все зависит от ситуации, которая будет складываться в августе-сентябре - на период созревания кукурузы.
РБК-Украина: Прогноз по кукурузе?
Алексей Вадатурский: Украина посеяла 3,6 млн га кукурузы, ожидается урожай в размере 18-20 млн тонн. Думаю, решающей в валовом урожае будет урожайность кукурузы.
РБК-Украина: Каковы перспективы внедрения рынка земли?
Алексей Вадатурский: Рынок земли нужно вводить по определенной программе, чтобы были понятны правила игры не только для желающих работать на этом рынке, но и для желающих реализовать право распорядиться своей землей. А для этого нужно серьезно заниматься просветительской работой и по максимуму сделать все, чтобы интересы землевладельцев были защищены.
Второе. Я считаю, что очень много недоработок в законопроектах по рынку земли. Практически устраняются с рынка юридические лица, а это неправильно. Юридические лица пришли в страну с инвестициями - и эти инвестиции должны быть защищены в последующем. Если каждые четыре года или 10 лет будут меняться правила игры, естественно, это вызовет недоверие у участников рынка и инвесторов. В данном случае складывается такая норма, что будут ущемлены права тех, кто инвестировал на длительное время. Кстати, возможно, благодаря именно этим инвестициям Украина способна сегодня давать 50 млн тонн валового сбора зерна.
Следующий момент. Далеко не исчерпан механизм повышения эффективности аграрного сектора через арендные отношения. В условиях арендных отношений можно тоже полностью реализовать право собственников земли, чтобы он сполна получил свой доход за определенный период времени, не дожидаясь завершения срока аренды земли. А потом, чтобы реализовывать право, нужны достаточно серьезные гарантии для двух сторон, которые будут участвовать в финансовой операции, чтобы не было случаев пересмотра договорных отношений уже после того, как сделка состоится.
Другими словами, сегодня жителю из села можно на 50 лет рассчитаться арендной платой наперед и договориться об этом - решить официально, нотариально заверить. Но главное, чтобы условия договора завтра не пересмотрела одна из сторон. У нас в обществе это достаточно распространено. Нужен серьезный пакет всех документов, который бы гарантировал права собственников и тех, кто вступает в сделку.
В целом, скоропалительно решать этот вопрос нельзя. Потому что поспешные действия по тем или другим вопросам проходят в нашей стране, как я говорю, иногда через колено. Они не пойдут на пользу авторитету Украины и роста благополучия собственников земли.
РБК-Украина: Нужен ли в Украине Земельный банк?
Алексей Вадатурский: Земельный банк будет принадлежать не крестьянину и не собственнику земли, а тем, кто вкладывает деньги в банк.
РБК-Украина: Какой Вы видите идеальную схему?
Алексей Вадатурский: Сегодня украинские банки не настолько конкурентны, как дочерние банки ведущих банков мира - по капитализации, денежному обороту и т.д. Естественно, через механизм «сдали землю в аренду - не выполнил обязательства, сдали землю в залог - не выполнил обязательства» есть угроза лишиться права на землю.
А кто финансировал этот банк, кто собственник банка, кто выделяет ему деньги, чьи деньги инвестировались в этот проект? Кто находился на договорных условиях с этим заемщиком? Как бы мы ни строили отношения, все равно земля будет по праву принадлежать тому, кто выделил средства на финансирование того или иного проекта. Иначе, если не будет таких гарантий, то не будет и таких проектов.
РБК-Украина: Оптимальный срок аренды?
Алексей Вадатурский: Как минимум десять лет. И твердые гарантии, что досрочно разрывать этот договор можно только при взаимном согласии сторон. Если условия выполняются с двух сторон условия, то и срок аренды не должен прерываться. Если условия не выполняются, естественно, должен действовать закон и работать суд, чтобы защитить права собственника земли.
РБК-Украина: И какова будет цена сельскохозяйственных земель?
Алексей Вадатурский: Я не хочу давать прогноз по цене. Это рынок, где все зависит от прозрачности, информированности населения. Если это будут рыночные отношения, то и цена будет соответствующая. А если это будут нерыночные отношения, то трудно что-либо говорить о формировании справедливой цены.
РБК-Украина: И какова справедливая цена примерно?
Алексей Вадатурский: Я сегодня об этом не думал.
РБК-Украина: Сколько у вас сейчас элеваторов, количество судов?
Алексей Вадатурский: У нас уже сегодня 1 млн 600 тыс. тонн своей элеваторной емкости, построенной по инвестиционным программам. У нас свой флот, насчитывающий 35 судов. Мыпродолжаем строить буксирный флот и несамоходные суда.
РБК-Украина: Сколько планируете построить?
Алексей Вадатурский: В этом году мы построим еще шесть современных буксиров, которые начнут возрождать работу Днепра, Южного Буга и других транспортных артерий Украины.
РБК-Украина: Какова стоимость одного судна?
Алексей Вадатурский: 4,5 млн евро.
РБК-Украина: Планируется ли строительство элеваторов? Сколько и на какую сумму?
Алексей Вадатурский: Мы реализуем нашу инвестиционную программу, несмотря на вмешательство в нашу хозяйственную деятельность со стороны правоохранительных органов и контролирующих организаций, в том числе - подведомственных МинАПП. В наших планах довести количество перегрузочных терминалов на Днепре до десяти, на Южном Буге - до трех, а также построить еще три линейных элеватора.
Таким образом, мы завершим свою программу по строительству еще 10 дополнительных элеваторов.
РБК-Украина: Как Вы отнеслись к отмене возврата НДС на экспорт зерновых с 1 июля с.г.?
Алексей Вадатурский: С отменой НДС на экспорт зерновых отпадет желание винить зернотрейдеров в отмывании денег. Получилось, что, отменив НДС, решили ударить по зернотрейдеру. Но отголоски ударят по сельхозтоваропроизводителям, которые будут получать соответствующую цену на зерно. Ведь вместо того, чтобы навести порядок в цепочке от сельхозтоваропроизводителя до зернотрейдера, вести широкую разъяснительную работу с аграриями о выгодности реализации зерна легально, оформляя документацию в соответствии с действующим законодательством, наказали сельхозтоваропроизводителя.
РБК-Украина: Интересно Ваше мнение относительно перспектив агрохолдинга Метинвеста - HarvEast, который строится на базе агромощностей ММК им. Ильича?
Алексей Вадатурский: Я считаю, что будущее Украины в мощных агрохолдингах, а не в мелкотоварных сельхозтоваропроизводителях. Бескрайние поля Украины требуют системной мощной инвестиционной поддержки с использованием современнейшей техники. Мелкотоварный сельхозтоваропроизводитель этого никогда не достигнет.
Я думаю, что в лице HarvEast Украина получит достаточно серьезных лоббистов позиций агрохолдингов в законопроекте «О рынке земли», которые в период развала украинского аграрного сектора рискнули вложить деньги в аграрный сектор Украины. Справедливость восторжествует и те, кто рисковал, смогут на равных условиях с физическими лицами участвовать на рынке земли.
РБК-Украина: Бум по IPО агрохолдингов постепенно идет на спад. Где агропредприятия будут привлекать средства на свое развитие?
Алексей Вадатурский: Я не имею такой информации. Украинские агрохолдинги пользуются авторитетом и имеют достаточно стабильную цену акций на рынке. Я считаю, что в будущем еще не один украинский холдинг выйдет на IPО.
"РБК-Украина"