Первый заместитель председателя правления ПАО «Мироновский хлебопродукт» Юрий Мельник в эксклюзивном интервью Latifundist.com рассказал о планах компании на ближайшие годы.
Latifundist.com: Летом компания запускает в тестовом режиме Винницкую птицефабрику, которая в перспективе станет наибольшей в Европе — в 2016 году производство 440 тысяч тонн в год. Какие новые рынки планируется освоить с запуском Винницкого комплекса (фабрика его часть)?
Юрий Мельник. Фабрика строится с учётом всех европейских требований по качеству и безопасности производимой продукции. Поэтому, в первую очередь, приоритетное направление сбыта продукции — внутренний рынок, а из экспортных — рынок Европы. Также будем делать акцент на страны Ближнего Востока и Африки. Сейчас также успешно налаживаем торговые мосты с нашими соседями из СНГ.
Latifundist.com: Но ведь путь в Европу откроется только после запуска Зоны свободной торговли с ЕС. А в свете последних политических событий вокруг оппозиции в Украине и резкой реакции на них Европы, ратификация документа рискует затянуться не на один год. Будете ждать?
Юрий Мельник. Пусть политикой занимаются политики. Могу сказать, что Союз птицеводов недавно получил официальное письмо от представительства Украины в ЕС о том, что украинская сторона выполнила все формальности для получения права выхода на европейский рынок. Вполне возможно, что в июне 2012 года этот вопрос решится. Надеемся до конца 2012 года начать экспорт мяса птицы в Европу, потому что все необходимые для этого формальности украинская сторона выполнила. Возможные объемы поставок для всех возможных экспортёров — около 40 тысяч тонн мяса птицы в год.
Latifundist.com: За первый квартал 2012 года компания экспортировала 12% всего объема продукции. Сколько составит эта цифра на конец года? И какое соотношение продукции для экспорта и внутреннего рынка предусмотрено в стратегических планах?
Юрий Мельник. Думаю, что до конца года цифра не изменится — около 50 тысяч тонн или же 12%. В перспективе, даже с пуском Винницкой птицефабрики, экспорт не будет превышать 25-30% всех объемов продаж. Надо учитывать, что за внешние рынки необходимо бороться, налаживать торговые отношения, а это время. Наша продукция высокого качества, у нас есть свой потребитель, поэтому основное производство будет ориентировано на внутренний рынок.
Latifundist.com: Юрий Федорович, есть информация, что на предприятиях МХП вскоре будут работать около 300 вьетнамских наемных рабочих. Так ли это? И с чем это связано?
Юрий Мельник. Эта практика распространена в мире и вызвана необходимостью соблюдения технологической дисциплины на производстве. Например, в США работают граждане Мексики, во многих странах Европы работают граждане Украины.
Сегодня в сельской местности, особенно в летнее время года, существует много сезонных работ. Например, в Черкасской области — сбор земляники, в Херсонской области — лука. И в пик сбора многие рабочие бросают основную работу, идут на сезонный труд, а осенью возвращаются назад, на предприятие. Человек имеет право выбора. Но ведь предприятие не может остановиться на два месяца. Это же производство, на котором жёстко должна соблюдаться технология.
Latifundist.com: «Мироновский хлебопродукт» — один из немногих отечественных агробрендов, хорошо известных за рубежом. Предусмотрено ли стратегией компании со временем сделать МХП частью какой-то глобальной транснациональной пищевой компании? Пример автопрома — яркое свидетельство неизбежности глобализации во всех сферах.
Юрий Мельник. Но в автопроме объединение делалось только после реализации масштабных инвестиционных планов компаний на внутренних рынках. У нас сегодня по плану запуск Винницкого комплекса, который в перспективе станет наибольшим производством мяса птицы в Европе. Только после этого можно ставить этот вопрос на повестку дня. И тогда будет понятно, какую роль (старший или младший партнер) может получить компания.
Latifundist.com: Вы намекаете, что МХП может стать интегратором и поглотить других игроков на этом рынке?
Юрий Мельник. А почему нет. «Мироновский хлебопродукт» может стать интегратором, вокруг которого объединятся другие компании сектора. Это тоже возможно. Ничего не исключено.
Latifundist.com: Украина вот уже четыре года работает в рамках ВТО. Тем временем украинская власть постоянно акцентирует внимание производителей на перспективе сотрудничества с ЕС. Учитывая ситуацию с оппозицией, более реалистичным выглядит сближение со странами Таможенного союза. А на каком из этих рынков выгоднее работать МХП?
Юрий Мельник. Каждый рынок имеет свои особенности. Мы рассчитываем на европейский рынок. Но при большей цене на продукцию на нем можно продать далеко не всю производимую компанией продукцию (только то количество, которое будет определено в договоре о ЗСТ с ЕС). А ведь у других производителей мяса птицы тоже есть амбиции торговать со странами ЕС. Поэтому концентрироваться с экспортом только на европейском рынке было бы неправильно. Надо искать выходы на другие рынки. И сегодня компания активно работает с партнёрами из России и Казахстана (продаем около 3 тысяч тонн или 10% месячного производства). Но и на этом рынке есть свои особенности. На мой взгляд, чтобы выиграть в бизнесе, надо идти на все рынки, где есть перспектива и возможность работать.
Latifundist.com: Назовите плюсы и минусы законопроекта «О рынке земли», поданного на второе чтение в парламент. Как считаете, будет ли он способствовать подъему украинского агропромышленного комплекса?
Юрий Мельник. В нынешнем варианте законопроект «О рынке земли» не будет способствовать развитию аграрного сектора. Такой вариант документа не интересен бизнесу.
Latifundist.com: Почему?
Юрий Мельник. Ни одно из существенных замечаний и предложений бизнеса для повышения эффективности работы рынка земли не было учтено.
К значительным минусам проекта относятся ограничения по объемам аренды земли, запрет покупать землю юридическим лицам. Согласно законопроекту де-юре физическое лицо сможет купить не больше 100 га земли, а юрлица — вообще за бортом. А где реально набрать покупателей с деньгами в селе? Если взять список миллионеров из «Форбс», то все вместе согласно этому закону они смогут приобрести десять тысяч га земель! А в Украине разделено 6 миллионов га сельхозземель. И сколько территорий получит эффективного собственника?
Планируется создание государственного земельного банка с исключительным правом на участие в операциях купли-продажи земель сельхозназначения. Он вытеснит все остальные коммерческие банки, которые сегодня имеют огромные капиталы, наработанную базу клиентов, сформированные отношения с арендаторами. Все будут обязаны перейти в одну структуру, которая не имеет клиентской базы, сети и опыта. Это большой минус документа. На мой взгляд, в каждом селе человек должен иметь право пойти в любой банк и продать свой участок или получить под него кредит, а не искать какой-то эфемерный земельный банк.
Latifundist.com: Как считаете, будет ли в новом парламенте агросектор иметь свое сильное лобби?
Юрий Мельник. Я уверен, что такое лобби обязательно сформируется независимо от политической ориентации новоизбранных депутатов. Оно будет насчитывать около 25-30 человек, истинных аграриев, и сформируется, скорее всего, за счет депутатов-мажоритариев. Из руководства МХП никто не планирует участвовать в выборах в Верховную Раду, кроме директора одного из наших предприятий.
Latifundist.com: При каких условиях вы бы вернулись на государственную службу? И на какую должность?
Юрий Мельник. Я не планирую вообще возвращаться на государственную службу и в большую политику.
Ирина Наталенко, Национальный агропортал Latifundist.com