Министерство финансов США опубликовало совместные со Швейцарией и Японией заявления, в которых говорится о намерении обозначить рамки сотрудничества трех стран с целью способствовать исполнению Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов (FATCA) и улучшению международного соблюдения условий налогообложения, согласно заключенным двусторонним налоговым соглашениям.
Валерий Волков, юрист, специалист в сфере защиты активов, корпоративного управления
Министерство финансов и Федеральная налоговая служба опубликовали предлагаемые правила следующей значительной стадии внедрения FATCA, которые также включают в себя совместное с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией заявление о возможной схеме сотрудничества между правительствами в сфере обмена информацией.
FATCA был принят Конгрессом в марте 2010 года, и он направлен на обеспечение налоговым органам США получения информации о финансовых счетах американских налогоплательщиков или зарубежных компаний, в которых американским налогоплательщикам принадлежит существенная доля участия, в зарубежных финансовых учреждениях. Если зарубежные финансовые учреждения не предоставят требуемую информацию, полученные в США доходы будут облагаться налогом у источника по ставке 30% .
Хотя зарубежные финансовые учреждения смогут зарегистрироваться в онлайн-системе, которая появится к 1 января 2013 года, а учреждения, у которых есть американские клиенты, должны будут предоставить основные сведения о счетах за 2013 и 2014 годы до 1 января 2015 года, в настоящее время предполагается, что сведения о доходах таких клиентов за календарный 2015 год не придется предоставлять до 1 января 2016 года.
Финансовые учреждения различных стран мира (включая банки, инвестиционные фонды и страховые компании) высказали опасения в связи с законом, особенно в отношении затрат на соблюдение таких условий и штрафов за неисполнение закона.
Когда в феврале этого года министерство финансов и Федеральная налоговая служба опубликовали новейшую версию правил по FATCA, также было сообщено, что соглашения о разработке схемы исполнения FATCA правительствами стран были достигнуты с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией, что является важным шагом вперед в урегулировании вопроса по юридическим препятствиям, которые не позволяют зарубежным финансовым учреждениям соблюдать правила.
В заявлении не упоминаются исключения для каких-либо юрисдикций, освобождающие от соблюдения FATCA, вместо этого предложена модель обмена информацией (Модель 1), основанная на существующих двусторонних налоговых соглашениях, которая позволяет зарубежным финансовым учреждениям сообщать необходимую информацию своим правительствам, а не Федеральной налоговой службе.
Планируется, что модель создаст прецедент для сотрудничества США с другими странами, и представители министерства финансов продолжают вести обсуждение с зарубежными правительствами на предмет эффективного применения FATCA финансовыми учреждениями их стран.
В действительности соглашения со Швейцарией и Японией также предусматривают и вторую модель сотрудничества, согласно которой финансовые учреждения Швейцарии и Японии будут предоставлять сведения напрямую в рамках FATCA, наряду с обменом информацией между соответствующими правительствами по отдельному запросу.
"FATCA играет важную роль в стремлении правительства США повысить соблюдение условий налогообложения. Схема сотрудничества между правительствами предусматривает вторую модель внедрения FATCA, которая призвана решить вопрос существующих препятствий в местном законодательстве и снизить нагрузку на финансовые учреждения, – сообщила Эмили Макмахон, исполняющая обязанности помощника министра по налоговой политике. – Мы приветствуем желание Швейцарии и Японии укрепить и улучшить их сотрудничество с США по вопросам международной борьбы с уклонением от налогов".
Также министерство финансов в сотрудничестве с юрисдикциями, совместное заявление с которыми было опубликовано в феврале, разрабатывает модель соглашения, которое послужит основой для двусторонних договоров со странами, заинтересованными в присоединении к схеме межправительственного сотрудничества, предусмотренной в Модели 1, и планирует вскоре представить эту модель общественности.