Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) просит Кабмин предоставить инвесторам гарантии поставок древесины на срок свыше 10 лет. Это необходимо австрийским и немецким инвесторам для строительства предприятий по переработке сырья стоимостью 1 млрд евро. Украинские производители заявляют, что даже гарантии до пяти лет снимут риски колебания цен и обеспечат поставки древесины.
Представляя украинские национальные проекты в Варшаве, руководитель InvestUkraine Сергей Евтушенко заявил, что Госинвестпроект передал на рассмотрение Кабмина изменения в порядок организации и проведения аукционов по продаже необработанной древесины. Сейчас древесина продается через товарные биржи один раз в квартал, а непроданная на этих аукционах — по прямым договорам по цене не ниже аукционной. "Лесное хозяйство является классической сырьевой отраслью. Украина зарабатывает на том, что режет дерево и продает его в необработанном или незначительно обработанном виде. До 40% заготовки идет на экспорт",— говорит господин Евтушенко.
Госинвестпроект просит правительство предоставить инвесторам долгосрочные гарантии поставки древесины на срок более 10 лет. "Есть несколько компаний из Германии и Австрии, которые готовы строить в Украине капиталоемкое производство. Их единственное условие — гарантия поставок сырья в течение времени, позволяющего окупить завод. А это 15-20 лет",— добавляет он. Иностранные компании готовы вложить более 1 млрд евро. По данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций в лесное хозяйство составил всего 0,02%, или $9,3 млн, в деревообрабатывающую промышленность — 0,6% ($279 млн).
По данным Госинвестпроекта, Украина занимает 8-е место в Европе по площади лесов, 6-е — по запасам древесины. В 2011 году из общего объема заготовки ликвидной древесины 17,5 млн кубометров 3 млн было экспортировано — на сумму $235 млн. "Мы считаем, что если в Украине хотят видеть капиталоемкие заводы и если мы хотим выпускать продукцию, например целлюлозу, которую сейчас импортируем, то без обеспечения долгосрочных поставок шансов нет",— категоричен господин Евтушенко. Например, в ФРГ можно закупить древесину на аукционах по краткосрочным (до одного года) и долгосрочным (3-10 лет) контрактам. Такая же модель в Австрии, Польше, Румынии, Словакии, Великобритании. Как уточнили "Ъ" в Госинвестпроекте, в Украине рынок отчасти в тени: еще на стадии рубки дерева можно договориться об изменении документации сорта с целью снижения цены. "Аукцион можно сорвать, после чего заключить контракт поставки на год",— возмущен собеседник.
В Госагентстве лесных ресурсов на запрос "Ъ" не ответили, а в "Укргослеспроекте" отметили, что для регулятора лесной отрасли приоритетом является создание крупных центров по переработке древесины и производству мебели. "Раз в 10 лет мы составляем проект организации развития лесного хозяйства и делаем расчет пользования. Думаю, что такие гарантии можно дать",— предполагает генеральный директор "Укргослеспроекта" Владимир Гульчак. Президент ассоциации "Мебельдеревпром" Сергей Сагаль добавляет, что отрасль общается с Гослесагентством относительно разработки механизма обеспечения крупных предприятий сырьем на длительный период. В Украине работает 300-500 крупных производителей мебели, в том числе с иностранными инвестициями. "Инвестор должен понимать, будет ли он обеспечен сырьем. Если таких гарантий нет, то долгосрочной инвестиции не будет. Есть возможность в процессе инвестирования заключить рамочный договор с Гослесагентством по снабжению древесиной на год. Но цена на сырье определяется только на аукционах",— рассказывает господин Сагаль.
По словам участников рынка, им достаточно гарантий в пять лет. "Мы работаем на экспорт в Европу и на внутренний рынок, а есть предприниматели, которые скупают необработанный лес и сразу отправляют за границу, взвинчивая цены на рынке. Они покупают, перепродают, зарабатывают деньги. А при гарантиях поставок на 3-5 лет производителям было бы легче",— сказали в компании "Вествуд". По словам менеджера по стратегии компании "Санпласт" (ТМ AMF) Александра Беляева, за квартал колебания цен могут быть как в сторону повышения, так и снижения, в пределах 20%. "Будет меньше рисков. Самый страшный риск — не получить сырье. В этом случае есть риск невыполнения контракта. В прошлом году мы не смогли выполнить часть контракта, поскольку не хватило сырья,— уточняет господин Беляев.— Долгосрочные контракты сняли бы риск изменения цен, а брать сырье сразу на год не позволяют технологии. У древесины есть сроки хранения, и складировать ее у нас негде".