Производители комбайнов из Белоруссии и России могут успешно осваивать рынки стран-членов Всемирной торговой организации. Об этом заявил 16 октября Александр Лукашенко на пресс-конференции в Минске, отвечая на вопросы представителей российских региональных СМИ.
По мнению Лукашенко, российский «Ростсельмаш» зря опасается слияния с белорусскими партнёрами, россиянам не следует бояться того, что их производителя сельхозтехники купят белорусы. «А если боятся, что мы их скупим и что-то там сделаем — то зря. Мы люди обязательные», — сказал Лукашенко.
Руководитель Белоруссии отметил, что российское предприятие — не конкурент белорусскому: «Нам бояться нечего — мы опережаем „Ростсельмаш“.
»Надо вместе осваивать рынки ВТО", — сказал Лукашенко. Он обратил внимание российского журналиста, что вопрос о слиянии белорусского «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша» в единый холдинг — это не слухи и не шутки, хотя, возможно, именно так представили в российских СМИ предложение официального Минска.
«Я думаю, надо что-то реальное брать в руки — синицу. А журавль — он большой, красивый, но далеко», — сказал Лукашенко, характеризуя перспективы белорусско-российской промышленной интеграции в условиях вступления России в ВТО.
Напомним, 21 июня премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил о том, что Совмин Белоруссии выступил с инициативой объединить на рыночной основе «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш» — путём приобретения крупнейшего в России производителя сельхозтехники. Своё заявление Мясникович сделал после обсуждения с Александром Лукашенко ряда белорусско-российских проектов, в частности — в сфере сельхозмашиностроения.
«Мы будем это обсуждать с россиянами. Белорусская сторона готова купить „Ростсельмаш“, если будет желание российской стороны, — цитирует Мясниковича президентская пресс-служба. — Думаю, что можно рассматривать выгодность этой сделки. Сегодня у нас большой внутренний рынок трех государств по кормоуборочным и зерноуборочным комбайнам. Полагаем, что на этом рынке может работать единая компания». Таким образом, за неполные сутки официальный Минск кардинально поменял свою позицию по условиям предполагаемой сделки: речь по-прежнему идёт об объединении белорусского производителя сельхозтехники с российской компанией, однако белорусская сторона отказалась от идеи покупки. Совмин Белоруссии не уточняет, каким образом может произойти объединение частной и государственной компаний, а также не сообщает о реакции на свою инициативу «Ростсельмаша».
9 августа Александр Лукашенко заявил, что слияние крупнейших производителей сельхозтехники Белоруссии и России — «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш» — в единый «холдинг, производственное объединение» по-прежнему актуально. По словам Лукашенко, Белоруссия готова купить российское предприятие, но не столько «Ростсельмаш» как предприятие представляет интерес для белорусской стороны, сколько ёмкий российский рынок.
28 августа первый заместитель Совета министров Белоруссии Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов на базе ОАО «КАМАЗ» и ОАО «МАЗ», а также на базе белорусского госпредприятия «Гомсельмаш» и российского частного предприятия «Ростсельмаш».
Как сообщало ИА REGNUM, 27 июня председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин заявил, что предложение правительства Белоруссии о готовности купить «Ростсельмаш» или объединить его активы с белорусским госпредприятием «Гомсельмаш» не вызывают особого интереса у российского производителя комбайнов. «Ростсельмаш» является крупнейшим производителем комбайнов в России и входит в промсоюз «Новое содружество». Посещая комбайновый завод в Ростове-на-Дону, Бабкин прокомментировал предложение Совмина Белоруссии объединить «Ростсельмаш» и «Гомсельмаш»: «Мы не видим в этом большого смысла пока. Можем поговорить с белорусами, если они, конечно, приедут, пообщаемся, но пока большого плюса, прорыва, дополнительных возможностей от этого я не ощущаю».
Перспективы объединения двух производителей комбайнов также прокомментировал зампред правительства России Аркадий Дворкович: «Это вопрос действительно был поставлен белорусскими партнерами на недавних переговорах, но пока действительно без конкретики. Когда они представят конкретные предложения, можно будет смотреть. Сейчас пока преждевременно даже обсуждать этот вопрос».