Сегодня Петр Мельник профессионально анализирует процессы в агробизнесе, прогнозирует тенденции на мировых рынках и разрабатывает стратегию развития для одного из ведущих украинских агрохолдингов. Интересно, что господин Мельник в аграрную отрасль попал благодаря судьбоносной встрече.
Получив образование по специальности «Финансы и кредит» и видя себя в будущем классическим финансистом, Петр Мельник случайно встретился с известным в аграрной сфере Леонидом Козаченко.
«В Киеве меня судьба свела с Леонидом Петровичем, он тогда отбирал выпускников для обучающей программы, - вспоминает Петр Мельник. – Взяли пять лучших выпускников из НУБиП и шестым, вне конкурса, - меня. Мы стажировались полгода на руководящих должностях и должны были продолжить работу непосредственно в агрокомпаниях. Так я впервые попал в аграрную отрасль и начал работать в АО «Украгробизнес». Кстати, все ребята, которых тогда отобрал Леонид Козаченко, сегодня занимают топ-позиции в агробизнесе».
Потом была работа в нескольких агрохолдингах и возврат в сферу финансов. «Я себя видел хорошим финансовым директором, работал и рос в этом направлении, пока не пригласили генеральным директором в один из крупнейших агрохолдингов, - продолжает наш собеседник. - Мы сделали там достаточно успешные проекты, имели очень масштабные планы, но их нарушил кризис 2008 года».
Время экономической нестабильности в Украине Петр Мельник использовал для обучения и развития - закончил MBA, получил дополнительное образование по стратегическому планированию. И уже с опытом и багажом знаний вернулся в аграрный бизнес. Сегодня господин Мельник - исполнительный директор национальной агропромышленной группы Agricom Group. Компания специализируется в растениеводстве и производстве продуктов питания из зерновых. А еще Группа уникальна тем, что в 2015-м часть ее производственных активов осталась на оккупированной территории в Луганске. Но, несмотря на это, предприятие продолжает работать и развиваться.
- Петр, вы пришли в Agricom Group в сложное время как для компании, так и для страны. Как работалось тогда?
- Agricom Group в то время почти все активы имела в Луганской области. В нормальном режиме я проработал полгода, а позже начались события, которые в результате привели к оккупации. Мы до последнего надеялись, что все решится, и Украина будет контролировать эту территорию. Потом думали, что со временем все станет на свои места, пытались поддерживать предприятия, но в конечном итоге в феврале 2015-го, когда приняли закон о запрете ввоза товара с оккупированной территории, деятельность Agricom Group там полностью прекратилась. Значительную часть активов мы потеряли, но у нас остались земли на подконтрольной Украине территории в Белокуракинском кластере и новый элеватор. Мы засеяли там земли и все, что собрали, было нашим оборотным капиталом. Тогда нужно было решать: раздавать долги банкам и закрываться или рискнуть и развиваться.
К этому моменту мы перевезли в Киев около 60 сотрудников, предложив им работу на новом месте. И знаете, увидели человеческий потенциал и желание работать. Это частично и подтолкнуло руководство и акционеров компании к решению продолжить деятельность на новой территории.
- Сегодня вы не жалеете о принятом решении?
- Нет, конечно. Год к Agricom Group присматривались, как мы себя покажем. Но поскольку нам очень повезло с людьми, которые имеют огромный опыт и потенциал, с уверенностью скажу: «жалеть» - это точно не о нас. За полтора года компания смогла улучшить свои финансовые показатели, с каждым шагом становимся более эффективными, планируем еще активнее свое развитие, привлекаем инвестиции. Если до этого в Agricom Group оперировали только оборотным капиталом, то сейчас есть инвесторы и банки, которые готовы и хотят с нами работать. Мы четко выполняем свои обязательства, не имеем долгов по платежам, работаем так, как должен работать нормальный бизнес, невзирая на то, что часть наших ресурсов находится в 100 км от зоны АТО.
- А тяжело сейчас привлекать инвестиции? На что в первую очередь обращает внимание инвестор?
- Сейчас с инвестициями немного легче, чем год назад. Имеет значение имидж компании и непосредственно акционеров. Мы даже в то время нашли банки в Украине, которые в нас поверили. Конечно, частично это были личные контакты, основанные на доверии. Мы смогли убедить кредиторов, что для нас этот бизнес важен и мы будем результативно работать и развиваться.
Когда мы покупали первые трактора, компания-партнер «ТЕКОМ-ЛИЗИНГ» пошла нам навстречу. Благодаря этому смогли приобрести очень качественную и дорогую технику – три гусеничных трактора Challenger. Таким образом полностью закрыли потребность в технике для работы на новых землях в Черниговской области, где обрабатываем 10 тыс. гектаров. В этом году взяли еще один Challenger для обработки земель в Белокуракинском кластере.
- Agricom Group активно инвестирует в технику. Для этого привлекаете кредиты, пользуетесь программами финансирования компаний-дилеров, лизингом?
- Отмечу, что в этом году с финансированием легче. Компании сегодня при кредитовании могут даже выбирать процентные ставки. У Agricom Group нет большого кредитного портфеля, он составляет малую часть от нашей ЕBIDTA. Главная задача - правильно все рассчитать, чтобы вернуть кредиты своими силами.
- В последнее время мы наблюдаем «финансовую слабость» крупных агрохолдингов. Как вы думаете, в чем причина?
- Есть понятия разных стадий рынка – растущий, стагнирующий и замерший. Это нужно чувствовать и понимать. Когда видишь, что в сельское хозяйство инвесторы готовы вкладывать миллионы долларов, то немножко теряется бдительность, появляется ощущение свободных и доступных денег.
Второй момент - с каждым отдельным полем достаточно сложно работать. В среднем выходит, что максимальной урожайности на всех землях агрохолдинга получить не выйдет. Как правило, разрабатывается и просчитывается хороший прогноз и плохой. Но при расчетах всегда нужно пользоваться средним показателем. Это при условии, что компания контролирует технологии и семена. Если эти факторы не контролировать, то лучше всего придерживаться варианта наихудших показателей. А если закладывать расчеты максимальных показателей, то потом можно иметь финансовые проблемы.
- Какие направления развивает Agricom Group? И какое вы считаете самым сложным?
- На данном этапе Agricom Group активно развивает два направления – растениеводство и производство продуктов питания под ТМ «Добродія» и «SAN GRANO». Они одинаково сложные. Главное, нужно понимать, что основой бизнеса, как обязательные составляющие, есть люди и начальный капитал. Если этого нет, то не стоит начинать дело.
- Ваше мнение, какие три ключевых вопроса на государственном уровне нужно решить для развития агросектора?
- Есть три золотых правила, которые любому чиновнику нужно помнить. Первое правило – не мешать работать бизнесу. Скажем, первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю развивал страну 25 лет. Первое, что он сделал – не мешал, второе – организовал финансирование страны, но не за счет МВФ. И третье – эффективно упразднил коррупцию. Это если размышлять глобально.
Может, украинскому правительству стоит ознакомиться с опытом этого человека и просто четко выстроить приоритеты? А не заниматься всем и сразу. Мне кажется, если привести в порядок земельные отношения и при этом не мешать, то инвестиции сами придут в АПК Украины.
Также власть не должна «витать в небесах», а время от времени «опускаться на землю».
- Насколько сейчас агробизнес зависит от государственных решений и деятельности Минагрополитики?
- Аграрное ведомство, а также исполнительная власть в лице Кабмина - одна из веток, которая инициирует изменения в законодательство. Все законы должны проходить их экспертизу и согласование. К сожалению, на этом уровне и имеем большую пробуксовку. У нас или закон пишется под кого-то, или написан так, что потом не понятно, как его выполнять.
Как можно жить в стране, в которой ты не знаешь, какие у тебя с 1 января будут налоги? Это говорит о непрофессионализме людей, которые занимаются этими вопросами. Они не понимают, что бизнес так жить не может. В Agricom Group, например, бюджет на следующий год подписывается в июне, и мы уже знаем, на какие средства рассчитывать, занимаясь производством. И когда компании просчитывают бюджеты за полгода, есть риск, что в любой момент государство может изменить правила. Как тогда работать бизнесу?
- Вы сами вспомнили о земельном вопросе, который уже много лет очень болезнен для украинцев. Будет рынок земли в Украине, как думаете?
- Мне сложно понять, почему сдерживается процесс продажи земли. Думаю, что люди, которые сидят в украинском парламенте, очень редко бывают в селах. Им бы не мешало иногда выезжать за пределы Киева и смотреть, как живут там люди. Ведь сегодня в Украине практически не осталось сел. И если есть планы по возрождению сел, то представители власти должны совместно работать в этом направлении с агрохолдингами и фермерами.
Надо понимать, что людям, которые владели паями, сегодня уже по 60-70 лет. Еще пару лет, и пайщики никогда уже не станут собственниками земли, а их наследники в село не вернутся. Уже сейчас происходит тотальное уничтожение села и чем дольше откладывать земельную реформу и продажу земли, тем больше вреда будет наноситься социальной и экономической ситуации в Украине.
- Какая идеальная модель развития агросектора в Украине – фермеры или агрохолдинги? У кого больше шансов выжить и развивать свой бизнес?
- Однозначно, что в структуре не смогут быть только агрохолдинги. К сожалению, холдинги, которые имеют 500-600 тыс. га земли – неэффективны. А другие компании перекредитованы, им нужно с дисконтом выходить из кредитов и получать новые или прекращать работу. При этом конкуренция на рынке ужесточается.
В ближайшие 5 лет, думаю, будет перераспределение рынка и лидирующих холдингов, и фермерских хозяйств. Безусловно, останутся агромонстры. Но земля будет отсекать тех, кто неэффективно управляет.
- Кстати, сейчас неоднозначное восприятие холдингов. Как восприняли появление Agricom Group селяне Черниговщины?
- Изначально местное население восприняло нас не очень хорошо. На тот момент мы не имели много оборотных средств и не могли выбрать самые лучшие активы в области. Взяли предприятия, как говорят, на грани банкротства: они имели трехлетние долги арендодателям за землю, три года не платили налогов. Общий долг составлял 16 млн гривен.
Но вода камень точит. Мы спокойно работали, выполняли обещания, закрыли все долги и за год изменили отношение к Agricom Group.
Мы подписали договора с сельскими радами о социальном инвестировании в инфраструктуру, платим все официально, выполняем нужные работы в некоторых селах.
- Как быстро вы принимаете решения? Чем при этом руководствуетесь - эмоциями, интуицией, расчетом?
- Прочитал когда-то книжку Била Гейтса. Он говорит, что мы живем в мире, где время принятия решения стоит иногда дороже, чем само решение. Поэтому я сторонник принятия решения быстрого, но качественного. Интуитивно редко принимаю решения. Много думаю, взвешивая возможные варианты.
- Если бы у вас появилась возможность создать документальный фильм, о чем вы бы его сняли?
- Нужно быть готовыми к тому, что в скором времени каждому человеку нужно будет осваивать несколько профессий. На Западе, например, уже считается нормальным, когда в 40 лет человек кардинально меняет свою деятельность. Поэтому я свой документальный фильм снимал бы, наверное, о том, что все в жизни быстро меняется, куда мы стремимся и куда хотим прийти в конечном результате.
Портрет компании
Название: национальная агропромышленная группа Agricom Group
Деятельность: растениеводство, производство продукции бакалейной группы
Земельный банк: 30 000 Га
Области, где находятся мощности: Киевская, Черниговская и Луганская
Структура посевов: пшеница озимая, подсолнечник, лён масличный, рапс.
Названия торговых марок: «Добродія» и «SAN GRANO»
Продукты: овсяные хлопья, смеси злаков, линия продуктов для здорового питания, мука.
Количество сотрудников: 350