Развернувшаяся в последнее время борьба против пошлин на экспорт зерновых увенчалась определенным успехом. Верховная Рада приняла закон об обнулении экспортных пошлин на пшеницу и кукурузу, сохранив при этом пошлину на экспорт ячменя, а Президент подписал. Кто больше выиграет от этих изменений: производители или трейдеры?
Главным аргументом в пользу отмены пошлин на вывоз зерновых были убытки аграриев. При этом наиболее активные противники традиционно делали акцент на сложностях, с которыми сталкиваются непосредственно производители при реализации своей продукции из-за сильно просевших на рынке цен.
Последствия введения пошлины, если основываться на цифрах, действительно оказались деструктивными. Так, экспорт cельхозкультур, с учетом экспортных пошлин, в 2011-м был почти в два раза ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя урожай в этом году был лучше. К тому же фермеры и торговцы сдерживали продажи, надеясь, что с 1 января 2012 года, когда таможенные пошлины будут отменены, цены на зерно опять пойдут вверх.
Не раз говорилось, что по данным производителей, на каждой тонне они недополучают порядка 500-550 гривен. А если учитывать потенциальный объем экспорта зерна из Украины в 2011/12 МГ на уровне 25 млн. т, то потери могут составить примерно 12,5 млрд. гривен.
Приняв во внимание эти аргументы, Верховная Рада все же приняла решение об обнулении пошлин на пшеницу и кукурузу, а затем закон подписал Президент. «Новость о принятом законе однозначно позитивна для всех публичных агрокомпаний и всего украинского агросектора в целом, хотя делать окончательные выводы еще слишком рано. В любом случае, мы уверены, что принято определенное улучшение условий торговли зерном», - говорит Андрей Патиота, старший аналитик одной из инвестгрупп.
В положительном свете видит перспективы зернового рынка и аграрный министр Николай Присяжнюк.
«Изучив ситуацию на рынке, мы пошли на отмену пошлин на вывоз зерновых. Причем, на мой взгляд, сейчас экспорт зерна будет более эффективным. Дело в том, что прогнозы на очень удачный урожай зерновых на мировом рынке постепенно снижаются и корректируются в сторону уменьшения предложения. Соответственно цена начинает расти. Так что есть основания предполагать, что ценовой минимум миновал и теперь наше зерно, поставляемое на экспорт, будет продаваться по более выгодной цене», - отметил он, пребывая в Донецке на украинско-российском форуме.
Мы поинтересовались, насколько осложнили пошлины жизнь аграриям Донецкой области.
По словам руководителя одного из хозяйств Марьинского района Юрия Зубко, пошлины - далеко не самая главная проблема селян в этом году.
«К сожалению, сейчас ситуация на рынке складывается таким образом, что наличие или отсутствие пошлин не может сильно сказаться на стоимости агропродукции. Если в прошлом году в ряде стран был неурожай и та же Россия закрыла вывоз своего зерна, то и цена на семечку была 5 грн./кг, а сейчас от силы 3,2 грн./кг. То же касается и зерна, которое с 2,2 грн. скатилось в этом году до 1,3-1,4 грн./кг. Отмена пошлин если и скажется на цене, то незначительно – на 10-15 копеек. И, конечно же, не вернет производителей на ожидаемый ранее уровень прибыли», - считает наш собеседник.
В то же время ряд аграриев области отмечают, что и при нынешней цене производство зерна остается рентабельным. Правда, это зависит от урожайности. Если агрохозяйства, работающие по современным агротехнологиям и использующие качественный семенной материал, в этом году собирали с одного гектара до 0,7-1 т пшеницы, то и при нынешних ценах они имеют возможность работать прибыльно. Гораздо сложнее сейчас сводить концы с концами небольшим хозяйствам.
«Мы сейчас работаем с рентабельностью 10-20%. Это тот уровень, на котором работают в Европе, скажем, уже давно. И хотя желание заработать 100% и 200% будет всегда, судя по всему, нам стоит уже привыкать к современным реалиям», - считает Юрий Зубко.
Сами аграрии склоняются к мысли, что от отмены пошлин максимальную выгоду смогут получить крупные зернотрейдеры, чаще всего не имеющие отношения к производству зерна. Ведь уже только намерение властей ввести пошлину практически мгновенно сказывается на закупочных ценах, по которым трейдеры работают с хозяйствами. Они тут же закладывают размер возможной пошлины и соответственно снижают цену.
Многим же производителям необходимо продать зерно прямо сегодня, чтобы иметь возможность провести весь комплекс осенних работ и получить следующий урожай не худшим. В результате трейдеры имеют прекрасную возможность закупить необходимые объемы по заниженным ценам и, придержав их до тех пор, пока борьба за отмену пошлин увенчается успехом, реализовать уже по новой цене на мировом рынке. А производители с более или менее устойчивым финансовым положением могут себе позволить сегодня не продавать зерно и подождать, будут введены пошлины или нет. Однако таких - меньшинство.
Максим ЛЕОНИДОВ