По выводам МГЭИК, мир ожидает несколько шоков в результате изменения климата, в т.ч. продовольственный, стран-импортеров продовольствия будет еще больше.
На весьма короткий период (15-25 лет) для некоторых стран (Украина, Казахстан, часть России) более теплый климат и осадки (на современном уровне или более обильные) открывают новые агроперспективы. Однако любые потенциальные выгоды меркнут на фоне расходов вследствие относительной неэффективности и низкой производительности этих стран. Несмотря на мировой рост урожаев зерна приблизительно на 1,5% в год, они снижались или "зависали" в этих странах.
По прогнозу Мирового банка, к 2050 году мир должен будет кормить на 3 млрд. человек больше. Следовательно, сельское хозяйство должно стать более продуктивным. Его годовую производительность необходимо будет
повысить на 1,8% по сравнению с 1%, который был бы необходим, если бы климат не менялся.
Поскольку сельское хозяйство в странах с высоким уровнем доходов уже приблизилось к максимально возможной урожайности, то большую часть этого повышения нужно будет достичь в развивающихся странах.
К счастью, возникают новые технологии и методы. Некоторые из них направлены на поглощение углерода почвой. Параллельно они помогают улучшить производительность сельского хозяйства и устойчивость его к внешним воздействиям. Однако необходимы исследования, чтобы понять, каким образом внедрять эти технологии в широком масштабе.
Пока ясно, что нужны новые сорта различных культур, дающих хороший урожай в условиях засухи, жары и повышенных объемов СО2. Однако в процессе выбора культур, если главную роль играет частный сектор, наблюдается склонность к выращиванию одних и тех же сортов и культур, которые были приспособлены к прошлым климатическим условиям. Это вместо использования сортов, которые могут давать высокий урожай в изменившемся более теплом, влажном или сухом климате.
Казахстан, Россия и Украина - страны с крупнейшим в мире нереализованным потенциалом производства продовольствия. Возможность получить выгоду от современного климата для этих стран, а для Украины этот период, возможно, окажется совсем не длинным, будет зависеть не прямо от климатических условий, а от технологий, политики, инвестиций, служб поддержки и управления растениеводством.
Многие страны уже сталкиваются со значительными потерями вследствие изменения климата. Наибольшие риски очевидны. Средние годовые температуры выросли на 0,5-0,8°С на юге и на 1,5°С на севере. Ожидается, что к середине века общий рост температуры достигнет 2,6°С, что повлечет увеличение неблагоприятных условий погоды.
Многие страны уже страдают от зимних наводнений и летних засух. В дальнейшем многим странам грозит риск серьезного дефицита воды. Кроме ущерба сельскому хозяйству летние тепловые стрессы могут забрать больше жизней, чем сохраняется теплыми зимами.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью ожидаемых изменений агроклиматических условий является практически повсеместный рост засушливости климата. К середине века такие страны как Польша или Венгрия будут иметь такое же количество дней с максимально высокой температурой (>30°С), как сегодняшняя Испания или Сицилия.
Сельское хозяйство России сегодня по нереализованной доле своего современного биоклиматического потенциала превосходит страны Европейского союза в 2-3 раза. По выводам российских климатологов (при высокой степени согласованности оценок), ожидается рост биоклиматического потенциала и запасов органического углерода в пахотных почвах. В России прогнозируется рост продуктивности сельского хозяйства, по крайней мере, до середины текущего столетия.
Ожидаемое в целом увеличение засушливости климата для России не окажет существенного отрицательного влияния на продуктивность сельского хозяйства достаточно увлажненной нечерноземной зоны ЕТС. Однако повысится засушливость на территории черноземной зоны ЕТС и юге Сибири. При удвоении содержания парниковых газов площадь земель, пригодных для высокопродуктивного земледелия в России, увеличится в несколько раз.
За счет уменьшения осадков в теплый период года и роста повторяемости засух Беларусь, Украину, Молдову и страны Балтии ожидает значительная аридизация уже к 2030 году. Это может привести к значительному снижению урожайности зерновых на территории степной и лесостепной зон Украины и в Молдове.
По прогнозам мировых экспертов, только Россия, Канада и скандинавские страны при условии своевременной адаптации получат значительные выгоды для своего АПК в результате глобального потепления.
Наиболее вероятный результат глобального потепления - рост цен на продовольствие и, в первую очередь, на зерно. Это связано с прогнозируемым замедлением темпов роста или даже уменьшением урожайности в США, Аргентине, ЕС и Австралии. Неблагоприятны также прогнозы для производства риса в субтропической и тропической зонах.
Установлено с большой достоверностью, что потепление на 2-2,5°С приведет к общему повышению урожайности в умеренном поясе при некоторых региональных различиях. Сейчас мы находимся в пределах 1-1,5°С. За пределами этого потепления урожайность будет падать. В южных районах, где некоторые культуры близки к пределу своей устойчивости от засух и тепловых стрессов, она, в целом, может снизиться даже при небольших повышениях температуры.
Для Украины на ближайшие 15-25 лет можно рассчитывать на довольно щадящее изменение климата. Приложив усилия, можно получить прибавку к урожаю на 10-30% только за счет погоды. Использовать позитивные моменты изменения климата позволит только адаптация. Главная проблема - это водные ресурсы.
К концу века (2090 г.) средняя температура января, вероятнее всего, будет составлять от 3 до 7°С тепла, что означает абсолютно иные условия как перезимовки, так и теплообеспеченности. Сильно возрастет теплообеспеченность регионов - до 1000°С, в результате возможен рост урожайности до 10-15 ц/га только за счет погоды, но этого никогда не достичь из-за роста засушливости.
Татьяна АДАМЕНКО,
начальник отдела агрометеорологии Украинского гидрометцентра
(9-я международная конференция
"Зерновой форум & Зерновая индустрия-2010»,
май 2010 года, г. Ялта)