Аграрний тиждень. Україна
» » 2020 год для мирового грибоводства. УМДИС подготовил итоги года в комментариях 11 стран
» » 2020 год для мирового грибоводства. УМДИС подготовил итоги года в комментариях 11 стран

    2020 год для мирового грибоводства. УМДИС подготовил итоги года в комментариях 11 стран


    Подходит к концу непростой для всего мира 2020 год. Изменения вызванные COVID-19 в мировой экономике и социальной жизни можно назвать грандиозными. Они затронули все отрасли, включая грибоводство.
    Сильно изменилась структура потребления, пострадала логистика, изменились предпочтения покупателей. Во время жесткого карантина грибные фермы столкнулись с огромными проблемами при реализации продукции. Но, к счастью, потребность в грибе как полезном и вкусном продукте не пропала. И те компании, которые сумели быстро совладать с изменениями во внешнем мире порой не только не потеряли, но и стали лучше и сильнее.
    В каждой стране кризис грибная отрасль переживала по-разному. Нидерландским фермам, которые ранее поставляли грибы в HoReCa в больших упаковках, пришлось быстро переориентироваться на мелкую фасовку для домохозяйств, поляки вынуждены были решать проблемы с рабочей силой и логистикой, белорусы открыли для себя рынок заморозки.
    В большинстве стран в итоге грибные компании в целом хорошо прошли сложные времена и думают о дальнейшем развитии.
    Информационное Грибное Агенство УМДИС опросило людей из грибной отрасли разных стран, чтоб составить для вас картину, как грибоводы всего мира прожили 2020 год.

    Украина
    Максим Енченко, Региональный представитель Amycel, Директор ИА УМДИС
    Повод для радости в уходящем году: производство грибов – не авиаперевозки и не индустрий развлечений. Люди едят даже в карантин, потому аграрная отрасль пострадала от пандемии коронавируса меньше других. Но здесь тоже не всё было гладко.
    Тотальный карантин весной 2020 – с закрытием сферы общественного питания, рынков, страхом населения и общей паникой – привел к резкому падению спроса. В итоге апрель 2020 отметился рекордно низкими ценами. Не имея уверенности в будущем, многие фермы отменили заявки на компост. Но уже в мае-июне ситуация с ценами кардинально изменилась в лучшую сторону – теперь уже на фоне нехватки гриба, которая стала результатом уменьшения загрузок в марте-апреле. С июля объемы производства были восстановлены и цены вернулись на достаточно низкий рубеж – в июле, августе и сентябре они были на 10-20% ниже, чем в 2019 году.
    В сентябре и октябре грибная отрасль Украины пострадала от естественных причин – огромного урожая лесных грибов. Население возвращалось из леса с полными корзинами лесных грибов, что негативно повлияло на спрос на шампиньон. Большое количество лесных грибов – одна из причин того, что цены на шампиньон так и не восстановились до конца года. Агентство УМДИС собирает информацию о ценах на грибы в Украине с 2012 года – похоже впервые за историю наблюдения цена шампиньона перед Новым годом выросла на столько незначительно. Это при том, что стартовала с низкого уровня.
    Также в Украине в этом году увеличился интерес потребителя к коричневому шампиньону – его цены во второй половине года могли очень существенно отличаться от цен на белый в большую сторону. Более того, этот шампиньон часто был в дефиците – даже при условии существенного переизбытка на рынке белого гриба.
    Производители вешенки в Украине в 2020 отмечали хороший спрос – и практически весь год цена вешенки была выше цены шампиньона. Но радость высоких цен омрачали невысокие урожаи, которые отмечали многие фермы.
    Но 2020 год принес и немало позитивных изменений, которые, безусловно, позволят грибным компаниями стать сильнее в будущем. В первую очередь это касается продаж и взаимоотношений с клиентами. Победителями из ситуации вышли компании, которые заранее имели, или смогли быстро построить и адаптировать устойчивую систему продаж. Многие освоили продажи через Интернет и расширили ассортимент.
    2020 год многие фермы использовали для модернизации и улучшения технологии производства, что потенциально может стать трендом следующего года.

    Россия
    Алексей КурбанаевАлексей Курбанаев, Генеральный директор ООО «АгроГриб»
    В 2020 году сильно просел спрос в сегменте HoReCa: из-за ситуации с коронавирусом временно прекратило работу или закрылось большое количество ресторанов и других заведений общественного питания.
    При этом производство продолжало расти. По статистике производство гриба в России в 2020 году достигнет более 100 тыс. тонн гриба.
    Естественно, такая ситуация привела к ощутимому превышению предложения над спросом, а это, в свою очередь, негативно отразилось на ценах. В 2020 году средняя цена килограмма гриба для российских ферм снизилась на 12-14% в сравнении с предыдущим годом. Вот и сейчас, перед Новым Годом, мы не ощущаем такого взрывного увеличения спроса, как это было в прошлые года.
    Таким образом грибная отрасль в России пришла в состояние насыщения внутреннего рынка продукцией, выращенной внутри страны.
    В следующем году темпы роста производства существенно замедлятся – бОльшая часть новых мощностей в отрасли уже заработала, а новых крупных проектов нет. И это позволит, я полагаю, стабилизировать рынок.

    Республика Беларусь

    Турбин Вячеслав Валериевич, Директор СООО Бонше
    Свежий рынок гриба в 2020 году в Белоруссии был по причинам пандемии не такой хороший как ранее. Средняя цена по году снизилась более чем на 10% в сравнении с предыдущим годом. А в некоторых периодах и еще более значительно.
    Доля нашей компании в грибном производстве в Беларуси более 60% и основной рынок для нашей продукции – Россия. Карантин и связанные с ним проблемы со спросом и логистикой мы почувствовали сполна.  Это заставило нашу компанию искать новые возможности, и я горд тем, что нам это удалось. Равно как и удалось сохранить коллектив, обеспечивая рабочие места в такой сложной ситуации.
    Это заставило нас обратить внимание на новые рынки, и мы, не без удивления обнаружили, что они очень перспективны.
    Главным открытием 2020 стал рынок заморозки. В 2020 году мы реализовали 1380 тонн замороженного гриба, из которых 90% в РФ, а в следующем году мы будем стремиться к увеличению продаж замороженного шампиньона до 1000 тонн в месяц. Для заморозки используются мощности компаний-партнеров. При этом нам удалось достичь приемлемых цен на замороженный шампиньон.
    Также мы занялись другими направлениями – бланшировкой и сушкой шампиньона. Это выглядит в Беларуси сейчас достаточно перспективно.
    Цель на следующий год – развивать новые направления и рынки. И конечно мы с нетерпением ожидаем открытия нашего компостного производства в начале следующего года.

    Польша
    Krystian Szudyga, Президент Ассоциации грибопроизводителей Польши
    Большой объем гриба Польша производит на экспорт. В этом году в марте-апреле мы снизили производство компоста из-за пандемии – экспорт тоже снизился и дестибилизировался. За год экспортировали на 15% шампиньонов меньше, чем в прошлом году.
    Есть проблемы с рынком Великобритании из-за брексита. Тоже частично заблокированы продажи в Германию. Рынок Германии для нас важен и имеет большой вес в структуре продаж. Например, около Познани – регион, территориально близко расположенный к Германии – грибные хозяйства традиционно производят много коричневого шампиньона. Выращивают непосредственно под клиентов из Германии, которые хотят именно коричневый шампиньон. В том регионе на коричневый шампиньон приходится до 50% от всего объема шампиньона, там производимого. И основная направленность – экспорт в Германию.
    Но сказать, что грибная отрасль переживает сейчас сильные сложности, не могу. Когда смотрю по статистике – у нас уже есть статистика по ноябрь – ситуация сейчас такая же, как в это время была год назад. Многое стабилизировалось. Не скажу, что всё плохо. И цены такие же, как в прошлом году – около 1 €/кг. Внешний рынок, продажи через супермаркеты сейчас находятся на обычном уровне.
    Последние четыре месяца производство компоста в Польше вернулось к тому же объему, что и год назад – то есть объем производства грибов вернулся к нормальному. Особых проблем с продажами грибов во второй локдаун не возникает.

    Нидерланды

    Tom van Vijk, Председатель грибного сектора Голландской организации сельского хозяйства и садоводства LTO
    Конечно, ситуация в голландском грибном секторе в 2020 тоже отличалась от обычной. Производство шампиньонов для перерабатывающей промышленности было несколько ниже в результате сокращения продаж в сфере общественного питания. Однако для грибных хозяйств это не стало значительной проблемой.
    Тоже вызовом оказалось, что поскольку нельзя продавать обычные большие упаковки общепиту – приходится этот объем запаковывать в меньшие упаковки, чтоб продавать конечному потребителю. Это делает затраты времени, сил и средств большими, чем ранее.
    На рынок свежих продуктов поступало в свою очередь больше шампиньонов за счёт уровня производства и хороших продаж на внутреннем рынке Голландии.
    Могу сказать, что да, некоторые грибопроизводители столкнулись с проблемами, связанными с ограничениями продаж на HoReCa. Но эти локальные проблемы разрешились до конца года как следствие изменения структуры продаж.
    Что касается других грибов – их рынок был стабильным, и в целом оцениваю его как хороший.

    Ирландия

    Gareth McKenna, владелец и директор McKenna Mushrooms и Директор организации грибопроизводителей Ирландии Commercial Mushroom Producers
    Моя ферма загружает 125 т компоста в неделю, производя в среднем 44 т грибов в неделю для рынка Великобритании.
    В 2020 году грибная промышленность Ирландии столкнулась с серьезными проблемами, главными из которых является BREXIT, коронавирус и недоступность рабочей силы. Brexit – это проблемы с точки зрения валюты и логистики доставки нашего продукта на рынок Великобритании. Коронавирус стал проблемой для всего бизнеса в мире – однако спрос на грибы в этот период был высоким, и продажи в 2021 году были хорошие. Мы наблюдаем рост спроса на коричневый шампиньон на рынках Великобритании, и я считаю, что это за счёт витамина D и пропаганды преимуществ для здоровья.
    Ирландские грибоводы повышают свою эффективность в области выращивания и сбора урожая, и это будет иметь значительный положительный эффект в будущем. Цена на грибы не увеличивается, вместо этого показывает тенденцию к снижению – поэтому эффективность хозяйств жизненно важна.

    Испания

    Эдвард Левандовски, технолог Champinter (крупнейший комплекс по производству вешенки, шиитаке и субстрата)
    Когда у нас начался локдаун – продажи и шампиньонов и вешенки просто прекратились. Грибы выбрасывали потом что не было сбыта. Цены не сбавляли потому, что не было смысла – просто либо покупали, либо не покупали в независимости от цены. Объем производства вешенки Испания тогда снизила на 40%. Год оканчиваем на тех же минус 40% от обычного объема. Цены на вешенку в этом году колебались от 1.5 до 3 €/кг. При этом цены немного падали два месяца карантина. Последний же месяц, учитывая уменьшившийся объем производства субстрата, – вешенки уже немного не хватает и её продают дороже.
    Цены на белый шампиньон от производителя в 2020 году колебались от 1.20 до 1.60 €/кг. С лета в Испании нехватка шампиньона и портобелло. Сейчас шампиньонов производят и потребляют столько же – сколько до карантина. А портобелло объем даже увеличился. Поэтому нет сильных опасений по поводу второго локдауна.
    Основная тенденция этого года касается экзотических грибов. Вероятно, как результат правильного маркетинга, в этом году в Испании увеличилось производство и потребление шиитаке. Раньше потребителям предлагали местные шиитаке, изготовленные на стерильном или пастеризованном субстрате – которые выглядят менее аппетитно. В 2018 начался импорт из Китая немного других шииитаке. В 2019 спрос на них начал расти. А к концу 2020 шиитаке стали потреблять уже довольно активно. В ответ на это увеличилось местное производство субстрата для шиитаке – большинство его идёт на внутренний рынок, часть экспортируют в Португалию, Францию, Италию.
    Большинство шиитаке продают через сети супермаркетов. В этом году продаётся 7 тонн шиитаке в день. Это на 30-40% больше, чем в 2019 году. Цена от производителя – 4-4.5 €/кг. Шиитаке в Испании с одной стороны захватывают свой сегмент – а с другой забирают клиентов у вешенки.

    Греция

    Byron Dristas, владелец Mushroom Kolindros (вторая по объему производства ферма в Греции, которая производит 15 тонн вешенки и 200 тонн субстрата для вешенки в неделю)
    В Греции производим в основном вешенку и небольшое количество шампиньонов. Шампиньоны выращивает только одна ферма – на границы с Турцией. У нас это не очень выгодно. Во-первых, низкая цена импортного гриба. Во-вторых, инвестиции на постройку и оборудование шампиньонной фермы более высокие.
    Нормальное производство вешенки для страны – 50 тонн в неделю. И импортируем 170 тонн шампиньонов. Экспорта грибов практически нет. То есть в Греции потребляют в среднем 220 тонн грибов в неделю – это 11440 тонн в год. На десять миллионов местных жителей.
    Ковид убивал нас много месяцев. Представьте, что обычно за лето к нам приезжает дополнительно 30 миллионов туристов! Они обеспечивают нормальный для нас уровень потребления грибов. Это огромный рынок. В этом году туристов мы практически не увидели.
    В этом году мы продали на 35% вешенки меньше, чем в 2019. В октябре снизили производство так что поставляли на рынок на 40% меньше в сравнении с прошлым годом – но сейчас ситуация немного улучшилась.
    В конце лета-начале осени два острова: Крит и Эвия, а также регион возле Кардица сильно пострадали от больших наводнений. Там находятся три грибные фермы – одна крупная с мощностью 7 тонн в неделю. Две меньшие, которые производят по 3.5 тонны в неделю каждая. Они сильно пострадали – закрыты, их восстанавливают. То есть на этот объем производство в Греции сократилось.
    Также пострадал самый крупный компостный двор, который делает субстрат для вешенки. Он не работал с лета – и возобновил работу только в конце октября. Это естественным образом снизило объем производства вешенки в стране на тот период – и нам удалось избежать слишком большого переизбытка гриба.
    Осенью производство было низким – и спрос был низким. Сейчас производство увеличилось потому, что снова начал работать крупнейший компостный двор – почти в своём обычном ритме. И погода не холодная, как обычно зимой, что благоприятно для выращивания вешенки. При этом спрос поднялся – но совершенно не такой как обычно на Рождество. Мы имеем переизбыток гриба.
    Пандемия снижение цен продажи конечному потребителю не вызвала. Также не вызвала снижения цен продаж с хозяйства – по крайней мере для более крупных ферм. Меньший объем производства, меньший спрос – но такие же цены. Контракты с супермаркетами подписываются у нас в начале года на целый год вперёд с указанием цен и объемов поставок по каждому месяцу – заключили их до начала пандемии. За счёт планов продаж обычно я знаю, сколько тонн грибов я продам каждый месяц – ну за исключением этого необычного года с ковид. Тем не менее, один килограмм вешенки в супермаркете в упаковке стоил в этом году около 2€. Цена шампиньона где-то такая же, или чуть ниже 1.8-1.9 €/кг. Наши цены и поставки весь год, ни смотря ни на что, были стабильны.
    Более мелким фермам было сложнее – их цены и объемы продаж падали. Например, один супермаркет имеет три-четыре поставщика грибов. При этом контракт со стабильной ценой и запросом имеют только два более крупных, а перед остальными супермаркет не имеет таких обязательств – с ними договариваются по неделям в зависимости от запросов конечного покупателя. В условиях ковид таким производителям было сложнее.
    У меня есть шутка. Люди начали покупать лимоны и апельсины из-за витамина С. Не грибы. Грибы дают витамин D, а не С – так что мы всего в одной букве от денег.

    Республика Молдова

    Юрий Бойчук, консультант Информационного Грибного Агентства УМДИС
    В Молдавии шампиньоны производят восемь хозяйств – в среднем по 30-40 тонн в месяц. То есть страна производит около 250-300 тонн в месяц. Нет монополизма – производство достаточно равномерно. В этом году мы имели небольшой импорт из Украины и были поставки шампиньонов из Белоруссии.
    Когда из-за короновируса с конца марта закрылись все рынки – грибы стали продавать конечным потребителям через Фейсбук по низким ценам. Предприятия развозили грибы даже мелким клиентам с доставкой. Приходилось выбрасывать. Сейчас ситуация такая: объем никто не стал уменьшать, все предпочли работать при низкой цене – что ещё опустило её. Сейчас цена позволяет выживать – но при высокой себестоимости производтсва шампиньона в Молдавии – она не позволяет получать прибыль. При пересчёте на евро – шампиньон с хозяйства продаём по 0.72-0.8 €/кг, оптовые рынки торгуют по 0.86 €/кг. При этом в прошлом году цена была 1.15 €/кг от производителя. Также к Новому году цена не пошла так вверх, как идёт обычно.
    Таким образом в Молдавии в 2020 году производится такой же объем шампиньонов, что в 2019 – но продаётся по цене в среднем на 41% ниже, чем в прошлом году.
    Ещё одна тенденция этого года – грибные комплексы остановили инвестиции. Если раньше оборудование докупалось – в этом году не слышал, чтоб кто-то из грибопроизводителей что-то обновил. Сказывается недостаток средств и нестабильность ситуации.
    Судя по графикам и закладкам предприятий, можно сделать вывод, что на следующий год производтсво планируют удержать на том же уровне – рассчитывают что цена поднимется когда волна пандемии пойдёт на спад.

    Турция

    Mehmet Kaplan, владелец грибной фермы, консультант по выращиванию
    В 2019 году Турция производила по официальной статистике 49.364 тонн гриба – что на 9 тонн больше, чем в 2017. За 2020 год официальной статистики ещё нет. Но, судя по нашим наблюдениям, – мы крупная грибная ферма в Турции, – в этом году объем производства в меньшую сторону точно не поменялся.
    В Турции потребление грибов продолжает расти с каждым годом – сейчас оно около 0.5 кг грибов в год на человека. Это мало, но имеем стабильный рост. Пандемия не повлияла на тенденцию роста турецкого грибного рынка. Хоть все рестораны, отели, базары закрыты по выходным из-за локдауна – люди продолжают есть грибы дома.
    Как видите по цифрам, Турция производит по-прежнему довольно мало по сравнению с Европой. Да, в этом году некоторые современные грибные хозяйства стали производить немного больше – и этим перекрыли объем, производимый год назад небольшими фермами, которые закрылись. Но у нас закрытые грибных ферм – не новость. Основная причина – не пандемия, а «загрязненное информационное пространство» в вопросах культивации грибов, отсутствие профессиональных консультантов. И низкая оборудованность и технологичность ферм.
    Наша ферма – одна из современных в Турции. Насколько мне известно, всего в Турции работает до пяти грибных хозяйств, которые соответствуют современным стандартам – имею в виду голландскую модель. Остальные – низко оборудованные. Даже если открывают новую ферму – владельцы думают: «Грибной бизнес – прибыльное занятие. Давайте сделаем грибную ферму, но по очень низкой цене». Так что я думаю, в ближайшие пару лет тенденция у нас не поменяется – будут активно появляться небольшие необорудованные грибные фермы – и, возможно, только несколько современных. Главная причина почему так – потребление грибов, которое всё ещё весьма низкое.
    Цены за килограмм белого шампиньона сейчас колеблются от 1 до 1,5 €/кг. Дистрибуция несмотря на пандемию, в этом году в стране не поменялась. Турецкие грибные хозяйства обычно продают продукцию посреднику, который перепродаёт её клиентам таким как рынки, магазины, рестораны. Вероятно, изменилась структура продаж этих посредников – но производители грибов существенного различия не почувствовали.

    Австралия

    Martine Poulain, менеджер по вопросам связей и общим вопросам Австралийской ассоциации грибопроизводителей
    За фискальный год с июня 2019 по июнь 2020 Австралия произвела 68,823 тонн грибов, из которых 3% для переработки. 55,375 тонн грибов, стоимостью € 218.05 миллиона были проданы через ритейл, тогда как 15,505 тонн, стоимостью € 60.95 миллионов были предназначены для общепита.
    По нашим данным 69% австралийских домохозяйств, покупая грибы, приобретают 291 грамм грибов за один поход в магазин. Covid-19 привел к изменениям в том, как домохозяйства покупали продукты питания. Наиболее существенно это отразилось на снижении значения сегмента общественного питания и увеличение сегмента розничных продаж.
    Следует отметить, что гриб – один из самых потребляемых продуктов сферой общественного питания – в сравнении с разными овощами. В структуре ритейла это не так – поэтому заменить продажи на общепит продажами через ритейл сложно.
    Стабильность поставки грибов на рынок в этом году была прервана закрытием двух производств, что вызвало задержки в поставках. Однако далее этот недостаток гриба перекрыло расширение производственных мощностей других комплексов.
    Оптовые продажи весового гриба в этом фискальном году (с июня 2019 по июнь 2020) осуществлялись по ценам 3.93 €/кг – ниже на 12%, чем в прошлом году, когда это было € 4.47.

    www.umdis.org




    Схожі новини
  • Потребление яиц в Бразилии выросло на 8%
  • 27 стран столкнулись с продовольственным кризисом, вызванным COVID-19
  • Сезон черешни подходит к концу, фермеры подводят итоги
  • Украинцы увеличили потребление йогуртов и десертов
  • Сельское население исключено из общественной жизни — эксперт

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

2020 год для мирового грибоводства. УМДИС подготовил итоги года в комментариях 11 стран


Подходит к концу непростой для всего мира 2020 год. Изменения вызванные COVID-19 в мировой экономике и социальной жизни можно назвать грандиозными. Они затронули все отрасли, включая грибоводство.
Сильно изменилась структура потребления, пострадала логистика, изменились предпочтения покупателей. Во время жесткого карантина грибные фермы столкнулись с огромными проблемами при реализации продукции. Но, к счастью, потребность в грибе как полезном и вкусном продукте не пропала. И те компании, которые сумели быстро совладать с изменениями во внешнем мире порой не только не потеряли, но и стали лучше и сильнее.
В каждой стране кризис грибная отрасль переживала по-разному. Нидерландским фермам, которые ранее поставляли грибы в HoReCa в больших упаковках, пришлось быстро переориентироваться на мелкую фасовку для домохозяйств, поляки вынуждены были решать проблемы с рабочей силой и логистикой, белорусы открыли для себя рынок заморозки.
В большинстве стран в итоге грибные компании в целом хорошо прошли сложные времена и думают о дальнейшем развитии.
Информационное Грибное Агенство УМДИС опросило людей из грибной отрасли разных стран, чтоб составить для вас картину, как грибоводы всего мира прожили 2020 год.

Украина
Максим Енченко, Региональный представитель Amycel, Директор ИА УМДИС
Повод для радости в уходящем году: производство грибов – не авиаперевозки и не индустрий развлечений. Люди едят даже в карантин, потому аграрная отрасль пострадала от пандемии коронавируса меньше других. Но здесь тоже не всё было гладко.
Тотальный карантин весной 2020 – с закрытием сферы общественного питания, рынков, страхом населения и общей паникой – привел к резкому падению спроса. В итоге апрель 2020 отметился рекордно низкими ценами. Не имея уверенности в будущем, многие фермы отменили заявки на компост. Но уже в мае-июне ситуация с ценами кардинально изменилась в лучшую сторону – теперь уже на фоне нехватки гриба, которая стала результатом уменьшения загрузок в марте-апреле. С июля объемы производства были восстановлены и цены вернулись на достаточно низкий рубеж – в июле, августе и сентябре они были на 10-20% ниже, чем в 2019 году.
В сентябре и октябре грибная отрасль Украины пострадала от естественных причин – огромного урожая лесных грибов. Население возвращалось из леса с полными корзинами лесных грибов, что негативно повлияло на спрос на шампиньон. Большое количество лесных грибов – одна из причин того, что цены на шампиньон так и не восстановились до конца года. Агентство УМДИС собирает информацию о ценах на грибы в Украине с 2012 года – похоже впервые за историю наблюдения цена шампиньона перед Новым годом выросла на столько незначительно. Это при том, что стартовала с низкого уровня.
Также в Украине в этом году увеличился интерес потребителя к коричневому шампиньону – его цены во второй половине года могли очень существенно отличаться от цен на белый в большую сторону. Более того, этот шампиньон часто был в дефиците – даже при условии существенного переизбытка на рынке белого гриба.
Производители вешенки в Украине в 2020 отмечали хороший спрос – и практически весь год цена вешенки была выше цены шампиньона. Но радость высоких цен омрачали невысокие урожаи, которые отмечали многие фермы.
Но 2020 год принес и немало позитивных изменений, которые, безусловно, позволят грибным компаниями стать сильнее в будущем. В первую очередь это касается продаж и взаимоотношений с клиентами. Победителями из ситуации вышли компании, которые заранее имели, или смогли быстро построить и адаптировать устойчивую систему продаж. Многие освоили продажи через Интернет и расширили ассортимент.
2020 год многие фермы использовали для модернизации и улучшения технологии производства, что потенциально может стать трендом следующего года.

Россия
Алексей КурбанаевАлексей Курбанаев, Генеральный директор ООО «АгроГриб»
В 2020 году сильно просел спрос в сегменте HoReCa: из-за ситуации с коронавирусом временно прекратило работу или закрылось большое количество ресторанов и других заведений общественного питания.
При этом производство продолжало расти. По статистике производство гриба в России в 2020 году достигнет более 100 тыс. тонн гриба.
Естественно, такая ситуация привела к ощутимому превышению предложения над спросом, а это, в свою очередь, негативно отразилось на ценах. В 2020 году средняя цена килограмма гриба для российских ферм снизилась на 12-14% в сравнении с предыдущим годом. Вот и сейчас, перед Новым Годом, мы не ощущаем такого взрывного увеличения спроса, как это было в прошлые года.
Таким образом грибная отрасль в России пришла в состояние насыщения внутреннего рынка продукцией, выращенной внутри страны.
В следующем году темпы роста производства существенно замедлятся – бОльшая часть новых мощностей в отрасли уже заработала, а новых крупных проектов нет. И это позволит, я полагаю, стабилизировать рынок.

Республика Беларусь

Турбин Вячеслав Валериевич, Директор СООО Бонше
Свежий рынок гриба в 2020 году в Белоруссии был по причинам пандемии не такой хороший как ранее. Средняя цена по году снизилась более чем на 10% в сравнении с предыдущим годом. А в некоторых периодах и еще более значительно.
Доля нашей компании в грибном производстве в Беларуси более 60% и основной рынок для нашей продукции – Россия. Карантин и связанные с ним проблемы со спросом и логистикой мы почувствовали сполна.  Это заставило нашу компанию искать новые возможности, и я горд тем, что нам это удалось. Равно как и удалось сохранить коллектив, обеспечивая рабочие места в такой сложной ситуации.
Это заставило нас обратить внимание на новые рынки, и мы, не без удивления обнаружили, что они очень перспективны.
Главным открытием 2020 стал рынок заморозки. В 2020 году мы реализовали 1380 тонн замороженного гриба, из которых 90% в РФ, а в следующем году мы будем стремиться к увеличению продаж замороженного шампиньона до 1000 тонн в месяц. Для заморозки используются мощности компаний-партнеров. При этом нам удалось достичь приемлемых цен на замороженный шампиньон.
Также мы занялись другими направлениями – бланшировкой и сушкой шампиньона. Это выглядит в Беларуси сейчас достаточно перспективно.
Цель на следующий год – развивать новые направления и рынки. И конечно мы с нетерпением ожидаем открытия нашего компостного производства в начале следующего года.

Польша
Krystian Szudyga, Президент Ассоциации грибопроизводителей Польши
Большой объем гриба Польша производит на экспорт. В этом году в марте-апреле мы снизили производство компоста из-за пандемии – экспорт тоже снизился и дестибилизировался. За год экспортировали на 15% шампиньонов меньше, чем в прошлом году.
Есть проблемы с рынком Великобритании из-за брексита. Тоже частично заблокированы продажи в Германию. Рынок Германии для нас важен и имеет большой вес в структуре продаж. Например, около Познани – регион, территориально близко расположенный к Германии – грибные хозяйства традиционно производят много коричневого шампиньона. Выращивают непосредственно под клиентов из Германии, которые хотят именно коричневый шампиньон. В том регионе на коричневый шампиньон приходится до 50% от всего объема шампиньона, там производимого. И основная направленность – экспорт в Германию.
Но сказать, что грибная отрасль переживает сейчас сильные сложности, не могу. Когда смотрю по статистике – у нас уже есть статистика по ноябрь – ситуация сейчас такая же, как в это время была год назад. Многое стабилизировалось. Не скажу, что всё плохо. И цены такие же, как в прошлом году – около 1 €/кг. Внешний рынок, продажи через супермаркеты сейчас находятся на обычном уровне.
Последние четыре месяца производство компоста в Польше вернулось к тому же объему, что и год назад – то есть объем производства грибов вернулся к нормальному. Особых проблем с продажами грибов во второй локдаун не возникает.

Нидерланды

Tom van Vijk, Председатель грибного сектора Голландской организации сельского хозяйства и садоводства LTO
Конечно, ситуация в голландском грибном секторе в 2020 тоже отличалась от обычной. Производство шампиньонов для перерабатывающей промышленности было несколько ниже в результате сокращения продаж в сфере общественного питания. Однако для грибных хозяйств это не стало значительной проблемой.
Тоже вызовом оказалось, что поскольку нельзя продавать обычные большие упаковки общепиту – приходится этот объем запаковывать в меньшие упаковки, чтоб продавать конечному потребителю. Это делает затраты времени, сил и средств большими, чем ранее.
На рынок свежих продуктов поступало в свою очередь больше шампиньонов за счёт уровня производства и хороших продаж на внутреннем рынке Голландии.
Могу сказать, что да, некоторые грибопроизводители столкнулись с проблемами, связанными с ограничениями продаж на HoReCa. Но эти локальные проблемы разрешились до конца года как следствие изменения структуры продаж.
Что касается других грибов – их рынок был стабильным, и в целом оцениваю его как хороший.

Ирландия

Gareth McKenna, владелец и директор McKenna Mushrooms и Директор организации грибопроизводителей Ирландии Commercial Mushroom Producers
Моя ферма загружает 125 т компоста в неделю, производя в среднем 44 т грибов в неделю для рынка Великобритании.
В 2020 году грибная промышленность Ирландии столкнулась с серьезными проблемами, главными из которых является BREXIT, коронавирус и недоступность рабочей силы. Brexit – это проблемы с точки зрения валюты и логистики доставки нашего продукта на рынок Великобритании. Коронавирус стал проблемой для всего бизнеса в мире – однако спрос на грибы в этот период был высоким, и продажи в 2021 году были хорошие. Мы наблюдаем рост спроса на коричневый шампиньон на рынках Великобритании, и я считаю, что это за счёт витамина D и пропаганды преимуществ для здоровья.
Ирландские грибоводы повышают свою эффективность в области выращивания и сбора урожая, и это будет иметь значительный положительный эффект в будущем. Цена на грибы не увеличивается, вместо этого показывает тенденцию к снижению – поэтому эффективность хозяйств жизненно важна.

Испания

Эдвард Левандовски, технолог Champinter (крупнейший комплекс по производству вешенки, шиитаке и субстрата)
Когда у нас начался локдаун – продажи и шампиньонов и вешенки просто прекратились. Грибы выбрасывали потом что не было сбыта. Цены не сбавляли потому, что не было смысла – просто либо покупали, либо не покупали в независимости от цены. Объем производства вешенки Испания тогда снизила на 40%. Год оканчиваем на тех же минус 40% от обычного объема. Цены на вешенку в этом году колебались от 1.5 до 3 €/кг. При этом цены немного падали два месяца карантина. Последний же месяц, учитывая уменьшившийся объем производства субстрата, – вешенки уже немного не хватает и её продают дороже.
Цены на белый шампиньон от производителя в 2020 году колебались от 1.20 до 1.60 €/кг. С лета в Испании нехватка шампиньона и портобелло. Сейчас шампиньонов производят и потребляют столько же – сколько до карантина. А портобелло объем даже увеличился. Поэтому нет сильных опасений по поводу второго локдауна.
Основная тенденция этого года касается экзотических грибов. Вероятно, как результат правильного маркетинга, в этом году в Испании увеличилось производство и потребление шиитаке. Раньше потребителям предлагали местные шиитаке, изготовленные на стерильном или пастеризованном субстрате – которые выглядят менее аппетитно. В 2018 начался импорт из Китая немного других шииитаке. В 2019 спрос на них начал расти. А к концу 2020 шиитаке стали потреблять уже довольно активно. В ответ на это увеличилось местное производство субстрата для шиитаке – большинство его идёт на внутренний рынок, часть экспортируют в Португалию, Францию, Италию.
Большинство шиитаке продают через сети супермаркетов. В этом году продаётся 7 тонн шиитаке в день. Это на 30-40% больше, чем в 2019 году. Цена от производителя – 4-4.5 €/кг. Шиитаке в Испании с одной стороны захватывают свой сегмент – а с другой забирают клиентов у вешенки.

Греция

Byron Dristas, владелец Mushroom Kolindros (вторая по объему производства ферма в Греции, которая производит 15 тонн вешенки и 200 тонн субстрата для вешенки в неделю)
В Греции производим в основном вешенку и небольшое количество шампиньонов. Шампиньоны выращивает только одна ферма – на границы с Турцией. У нас это не очень выгодно. Во-первых, низкая цена импортного гриба. Во-вторых, инвестиции на постройку и оборудование шампиньонной фермы более высокие.
Нормальное производство вешенки для страны – 50 тонн в неделю. И импортируем 170 тонн шампиньонов. Экспорта грибов практически нет. То есть в Греции потребляют в среднем 220 тонн грибов в неделю – это 11440 тонн в год. На десять миллионов местных жителей.
Ковид убивал нас много месяцев. Представьте, что обычно за лето к нам приезжает дополнительно 30 миллионов туристов! Они обеспечивают нормальный для нас уровень потребления грибов. Это огромный рынок. В этом году туристов мы практически не увидели.
В этом году мы продали на 35% вешенки меньше, чем в 2019. В октябре снизили производство так что поставляли на рынок на 40% меньше в сравнении с прошлым годом – но сейчас ситуация немного улучшилась.
В конце лета-начале осени два острова: Крит и Эвия, а также регион возле Кардица сильно пострадали от больших наводнений. Там находятся три грибные фермы – одна крупная с мощностью 7 тонн в неделю. Две меньшие, которые производят по 3.5 тонны в неделю каждая. Они сильно пострадали – закрыты, их восстанавливают. То есть на этот объем производство в Греции сократилось.
Также пострадал самый крупный компостный двор, который делает субстрат для вешенки. Он не работал с лета – и возобновил работу только в конце октября. Это естественным образом снизило объем производства вешенки в стране на тот период – и нам удалось избежать слишком большого переизбытка гриба.
Осенью производство было низким – и спрос был низким. Сейчас производство увеличилось потому, что снова начал работать крупнейший компостный двор – почти в своём обычном ритме. И погода не холодная, как обычно зимой, что благоприятно для выращивания вешенки. При этом спрос поднялся – но совершенно не такой как обычно на Рождество. Мы имеем переизбыток гриба.
Пандемия снижение цен продажи конечному потребителю не вызвала. Также не вызвала снижения цен продаж с хозяйства – по крайней мере для более крупных ферм. Меньший объем производства, меньший спрос – но такие же цены. Контракты с супермаркетами подписываются у нас в начале года на целый год вперёд с указанием цен и объемов поставок по каждому месяцу – заключили их до начала пандемии. За счёт планов продаж обычно я знаю, сколько тонн грибов я продам каждый месяц – ну за исключением этого необычного года с ковид. Тем не менее, один килограмм вешенки в супермаркете в упаковке стоил в этом году около 2€. Цена шампиньона где-то такая же, или чуть ниже 1.8-1.9 €/кг. Наши цены и поставки весь год, ни смотря ни на что, были стабильны.
Более мелким фермам было сложнее – их цены и объемы продаж падали. Например, один супермаркет имеет три-четыре поставщика грибов. При этом контракт со стабильной ценой и запросом имеют только два более крупных, а перед остальными супермаркет не имеет таких обязательств – с ними договариваются по неделям в зависимости от запросов конечного покупателя. В условиях ковид таким производителям было сложнее.
У меня есть шутка. Люди начали покупать лимоны и апельсины из-за витамина С. Не грибы. Грибы дают витамин D, а не С – так что мы всего в одной букве от денег.

Республика Молдова

Юрий Бойчук, консультант Информационного Грибного Агентства УМДИС
В Молдавии шампиньоны производят восемь хозяйств – в среднем по 30-40 тонн в месяц. То есть страна производит около 250-300 тонн в месяц. Нет монополизма – производство достаточно равномерно. В этом году мы имели небольшой импорт из Украины и были поставки шампиньонов из Белоруссии.
Когда из-за короновируса с конца марта закрылись все рынки – грибы стали продавать конечным потребителям через Фейсбук по низким ценам. Предприятия развозили грибы даже мелким клиентам с доставкой. Приходилось выбрасывать. Сейчас ситуация такая: объем никто не стал уменьшать, все предпочли работать при низкой цене – что ещё опустило её. Сейчас цена позволяет выживать – но при высокой себестоимости производтсва шампиньона в Молдавии – она не позволяет получать прибыль. При пересчёте на евро – шампиньон с хозяйства продаём по 0.72-0.8 €/кг, оптовые рынки торгуют по 0.86 €/кг. При этом в прошлом году цена была 1.15 €/кг от производителя. Также к Новому году цена не пошла так вверх, как идёт обычно.
Таким образом в Молдавии в 2020 году производится такой же объем шампиньонов, что в 2019 – но продаётся по цене в среднем на 41% ниже, чем в прошлом году.
Ещё одна тенденция этого года – грибные комплексы остановили инвестиции. Если раньше оборудование докупалось – в этом году не слышал, чтоб кто-то из грибопроизводителей что-то обновил. Сказывается недостаток средств и нестабильность ситуации.
Судя по графикам и закладкам предприятий, можно сделать вывод, что на следующий год производтсво планируют удержать на том же уровне – рассчитывают что цена поднимется когда волна пандемии пойдёт на спад.

Турция

Mehmet Kaplan, владелец грибной фермы, консультант по выращиванию
В 2019 году Турция производила по официальной статистике 49.364 тонн гриба – что на 9 тонн больше, чем в 2017. За 2020 год официальной статистики ещё нет. Но, судя по нашим наблюдениям, – мы крупная грибная ферма в Турции, – в этом году объем производства в меньшую сторону точно не поменялся.
В Турции потребление грибов продолжает расти с каждым годом – сейчас оно около 0.5 кг грибов в год на человека. Это мало, но имеем стабильный рост. Пандемия не повлияла на тенденцию роста турецкого грибного рынка. Хоть все рестораны, отели, базары закрыты по выходным из-за локдауна – люди продолжают есть грибы дома.
Как видите по цифрам, Турция производит по-прежнему довольно мало по сравнению с Европой. Да, в этом году некоторые современные грибные хозяйства стали производить немного больше – и этим перекрыли объем, производимый год назад небольшими фермами, которые закрылись. Но у нас закрытые грибных ферм – не новость. Основная причина – не пандемия, а «загрязненное информационное пространство» в вопросах культивации грибов, отсутствие профессиональных консультантов. И низкая оборудованность и технологичность ферм.
Наша ферма – одна из современных в Турции. Насколько мне известно, всего в Турции работает до пяти грибных хозяйств, которые соответствуют современным стандартам – имею в виду голландскую модель. Остальные – низко оборудованные. Даже если открывают новую ферму – владельцы думают: «Грибной бизнес – прибыльное занятие. Давайте сделаем грибную ферму, но по очень низкой цене». Так что я думаю, в ближайшие пару лет тенденция у нас не поменяется – будут активно появляться небольшие необорудованные грибные фермы – и, возможно, только несколько современных. Главная причина почему так – потребление грибов, которое всё ещё весьма низкое.
Цены за килограмм белого шампиньона сейчас колеблются от 1 до 1,5 €/кг. Дистрибуция несмотря на пандемию, в этом году в стране не поменялась. Турецкие грибные хозяйства обычно продают продукцию посреднику, который перепродаёт её клиентам таким как рынки, магазины, рестораны. Вероятно, изменилась структура продаж этих посредников – но производители грибов существенного различия не почувствовали.

Австралия

Martine Poulain, менеджер по вопросам связей и общим вопросам Австралийской ассоциации грибопроизводителей
За фискальный год с июня 2019 по июнь 2020 Австралия произвела 68,823 тонн грибов, из которых 3% для переработки. 55,375 тонн грибов, стоимостью € 218.05 миллиона были проданы через ритейл, тогда как 15,505 тонн, стоимостью € 60.95 миллионов были предназначены для общепита.
По нашим данным 69% австралийских домохозяйств, покупая грибы, приобретают 291 грамм грибов за один поход в магазин. Covid-19 привел к изменениям в том, как домохозяйства покупали продукты питания. Наиболее существенно это отразилось на снижении значения сегмента общественного питания и увеличение сегмента розничных продаж.
Следует отметить, что гриб – один из самых потребляемых продуктов сферой общественного питания – в сравнении с разными овощами. В структуре ритейла это не так – поэтому заменить продажи на общепит продажами через ритейл сложно.
Стабильность поставки грибов на рынок в этом году была прервана закрытием двух производств, что вызвало задержки в поставках. Однако далее этот недостаток гриба перекрыло расширение производственных мощностей других комплексов.
Оптовые продажи весового гриба в этом фискальном году (с июня 2019 по июнь 2020) осуществлялись по ценам 3.93 €/кг – ниже на 12%, чем в прошлом году, когда это было € 4.47.

www.umdis.org




Схожі новини
  • Потребление яиц в Бразилии выросло на 8%
  • 27 стран столкнулись с продовольственным кризисом, вызванным COVID-19
  • Сезон черешни подходит к концу, фермеры подводят итоги
  • Украинцы увеличили потребление йогуртов и десертов
  • Сельское население исключено из общественной жизни — эксперт

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.