Молочная промышленность Украины – одна из ведущих отраслей агропромышленного комплекса. От ее развития зависит не только здоровье населения, но и уровень социальной напряженности в стране, особенно в сельской местности. Рынок молока и молочных продуктов почти во всем мире является предметом особого внимания государства и усиленного государственного регулирования. Каждая страна, стремящаяся создать наилучшие условия для собственных производителей молока и молочных продуктов, создавала наиболее приемлемую для нее систему государственного регулирования. Это привело к значительному ограничению в развитии мировой торговли молоком и молочными продуктами.
В настоящее время регулирование мирового рынка молочных продуктов осуществляется на основании документов, регламентируемых Уругвайским раундом ГАТТ по сельскому хозяйству.
В большинстве стран правительством проводится защита внутреннего рынка молочных продуктов от недобросовестной конкуренции со стороны других стран и ставится цель создания условий производителям молока и предприятиям молочной промышленности для рентабельного производства.
В 2007 году украинские предприятия выпустили продукции на сумму около 14 млрд. грн., объем экспорта молочной продукции составил 663 млн. долларов.
В структуре экспорта преобладают твердые сыры, которые преимущественно поставлялись на российский рынок (80,2%).
На другие рынки мы поставляем в основном сухое молоко и казеин.
Что же касается вступления Украины в ВТО, то следует прямо сказать, что на сегодняшний день украинская молочная отрасль к работе в условиях и по требованиям ВТО не готова.
Почему не готова? Потому что в условиях ВТО продукция должна соответствовать международным стандартам. В Украине же до сих пор работает много стандартов еще бывшего Советского Союза, которые, по сути дела, не претерпели никаких изменений. Сегодня наши национальные стандарты уступают международным – и по критериям качества, и по критериям безопасности.
Вступление Украины в ВТО требует от молочной отрасли серьезных изменений. Но эти изменения нельзя осуществить сразу, их нужно готовить.
Единственное, что известно наверняка, уровень таможенного тарифа на молочную группу будет изменен с 1,5-0,05 евро за кг на 10% от таможенной стоимости, т. е. в среднем тариф уменьшается до 3 раз.
В связи с этим мы ожидаем, что импорт отдельных видов молочных продуктов, а это, прежде всего, сыры, десерты, йогурты, может увеличиться в 2-3 раза, что, естественно, скажется на производстве их на наших предприятиях.
По требованиям ВТО на территориях государств-членов действует Технический регламент, который принципиально отличается от наших стандартов. К сожалению, у нас практически пока никто не занимался разработкой технических регламентов, процедур, никто не готовил базу данных.
В свете вступления Украины в ВТО нашим предприятиям придется на себе испытать действие этих международных требований, украинские предприятия могут получить как плюсы, так и минусы.
В числе плюсов можно указать право на широкий доступ на зарубежные рынки, более легкий доступ к зарубежным инвесторам.
В числе негативных последствий можно указать то, что волна импортной продукции приведет к разрушению ряда направлений в промышленности. И, как следствие, в результате банкротств неконкурентоспособных украинских предприятий, вырастет число безработных граждан. Пострадают, в основном, масса средних и мелких предприятий, которые работают на местные рынки. Прежде всего, те предприятия, которые за прошедшие годы не думали об обновлении производства и не учитывали мнение потребителей.
Возрастающий спрос на молочные продукты будет обеспечиваться молочными компаниями, которые приспособлены к западной эффективности переработки сырья и маркетинга.
Но даже если они могут наравне конкурировать с зарубежными, то, получив доступ на зарубежные рынки, будут сталкиваться с другими проблемами.
Любое зарубежное государство, входящее в ВТО, будет обязано не чинить тарифные препятствия на пути украинской продукции.
Однако нет никакого запрета не допускать на рынок украинскую продукцию, которая не соответствует, скажем, требованиям этой страны по маркировке или безопасности.
Для того чтобы минимизировать влияние подобного рода нетарифных барьеров, украинским предприятиям уже сегодня нужно знать международные требования к продукции и предприятию в целом.
Для того чтобы наши предприятия получили конкурентные преимущества на глобальном рынке, необходимо уже сейчас понимать тенденцию развития требований к отрасли и широко внедрять передовые разработки по обеспечению безопасности продуктов питания.
Основным новшеством в регулировании предприятий молочной отрасли являются регламентации требований по всей цепочке поставки – «от фермы до вилки», озвученные еще в 2002 г. на Конференции по безопасности пищевых продуктов в Женеве.
С таким положением дел на рынок ВТО нашу продукцию просто никто не пустит. Но даже если бы наша молочная отрасль и была бы готова технически и были разработаны все необходимые стандарты и регламенты, мы не смогли бы предлагать нашу продукцию более развитым странам.
Потому что существует еще одна, самая главная причина: наше молочное сырье абсолютно не отвечает международным требованиям. Уже поэтому украинские молочные производители не могут сегодня конкурировать с западными.
Сегодняшняя ситуация на рынке молочного сырья такова – 18% производят коллективные сельхозпредприятия и 82% - индивидуальные хозяйства.
Качество молока от мелких частных хозяев сегодня не выдерживает никакой критики. Что вполне объяснимо, поскольку в условиях проживания сегодняшнего крестьянина невозможно соблюсти требуемые санитарные и технические нормы. Добросовестность множества частников отследить невозможно, потому что все собранное молоко сливается вместе.
Кроме того, мелкие хозяйства просто неперспективны – в селах коров содержат, в основном, люди пожилого возраста, они уходят, а молодежь чаще всего не хочет заниматься этим тяжелым трудом. Поэтому нужно финансово стимулировать крупные хозяйства, которые смогут закупать скот высокопродуктивных коров, внедрять современные технологии содержания, кормления, доения. Координатором этой работы должен выступать переработчик, который точно знает, какому сельхозпроизводителю направить кредит, чтобы получить качественное сырье.
Только при условиях создания высокопродуктивного стада имеет смысл вложение денег в оборудование и технологии переработки сырья. А модернизация при вступлении в ВТО неизбежна. И здесь государство должно пойти на встречу и дать преференции на ввоз современного оборудования, которое не производится в Украине. Это и отмена таможенной пошлины, и отмена или отсрочка уплаты НДС.
Приведу несколько общих соображений по возможному эффекту от социальных и экономических последствий вступления Украины в ВТО.
1. Понятно, что обязательно надо проводить гармонизацию законодательства в соответствии с требованиями ВТО.
Что будет следовать за этим?
Рост себестоимости отечественного производства и снижение конкурентоспособности, соблюдение новых регламентов для выхода на мировые рынки отечественных производителей, банкротство отдельных производств, вытеснение украинских компаний с внутреннего рынка, снижение занятости, рост бедности, социальной напряженности.
2. При либерализации торговли, открытии рынков для иностранных инвесторов при отсутствии действенной системы защиты национальной экономики, компенсационных механизмов также будет происходить вытеснение отечественных товаропроизводителей и самих товаров.
3. ВТО требует ограничения размеров экспортных пошлин и тарифов на товары и услуги и вообще их отмену в дальнейшем.
Чего от этого ожидать?
Это, прежде всего, сокращение поступлений в бюджет, формирующих его расходную часть, в том числе используемую на социальные нужды. Это и открытие рынка для дешевых, часто некачественных и экологически небезопасных товаров и услуг. Ну и, конечно же, опять-таки вытеснение с рынка украинских компаний и производств.
4. В условиях работы в ВТО за счет сокращения государственных субсидий в агропромышленный комплекс произойдет бурный рост импорта сельскохозяйственной продукции, продуктов питания.
Лидия Карпенко,
президент Союза молочных предприятий Украины