Удачным примером успешного развития украинского машиностроения может служить Индустриальная Группа УПЭК. Концерн выпускает продукцию для многих отраслей (железнодорожной, автомобильной, литейной, общепромышленной), в том числе и для аграрного бизнеса.
Сельхозпроизводителям известна продукция концерна под торговой маркой«ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ», которая поставляет высокопроизводительные и энергоэффективные агрегаты для современных ресурсосберегающих технологий обработки почвы – бороны, дискаторы, культиваторы, посевные комплексы. Эти орудия за счет инноваций, постоянного их усовершенствования и адаптации убеждают не только украинских, но и иностранных аграриев, что отечественная техника ничем не уступает иностранной. Ну, разве что ценой.
Поскольку успешные компании всегда вызывают у общественности повышенный интерес, мы решили расспросить у вице-президента по маркетингу и продажам ИГ УПЭК Романа Гиршфельда о главных принципах работы компании, видении рынка, приоритетах в бизнесе и в личной жизни.
- Роман Анатольевич, «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» имеют очень оригинальный и запоминающийся слоган: «Деньги пашут!». Расскажите, как он появился.
- Аграрии имеют извечные ценности - это земля, на которой они работают, орудия, семена и ресурсы, благодаря чему они выращивают продукцию. Выходит, что в прямом и переносном смысле потраченные деньги на эти ресурсы должны работать. Техника - это ценность, которая работает и приносит прибыль. Вот поэтому – «Деньги пашут!».
- Вы начали активно выпускать новинки и осваивать иностранные рынки. Это новая
стратегия развития или это свидетельство того, что «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» выросли
из украинского рынка?
- Нельзя сказать, что «выросли», ведь украинский рынок один из крупнейших и объемных. Но одновременно мы стараемся найти и другие ниши и рынки, где могут оценить нашу инновационную технику.
«ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» в этом году поставили себе амбициозную цель - поучаствовать в 100 мероприятиях, выставках, Днях поля, демопоказах. Это достаточно высокая планка, поскольку в прошлом году мы представляли свою продукцию на 40 мероприятиях.
Так, для нас выставка «АГРО-2017» стала по счету 35 мероприятием в этом году. Но большая часть экспозиций еще впереди. Одновременно с выставкой в Киеве проходит выставка в Казахстане, потом собираемся в Польшу, Венгрию. Также мы будем одной из небольшого количества украинских компаний, участвующих в выставке Agritechnica Hannover 2017. Там представим широкую линейку техники «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ», а также продукцию Харьковского подшипникового завода (ХАРП).
Мы так активно участвуем в мероприятиях и разных демонстрациях, потому что нам есть что показать и предложить аграриям.
- На выставке «АГРО-2017» «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» демонстрировали широкий ряд современной агротехники, в том числе уникальные агрегаты, еще не представленные на рынке Украины.
- На «АГРО» мы привезли три новинки. Это тяжелая дисковая борона «Дукат GOLD» с шириной захвата 8 м, которая на сегодня является самой большой по ширине захвата тяжелой бороной с диаметром диска более 700 мм. Аналогов новинке нет.
Большой диаметр дисков позволяет орудию без проблем справляться с любыми пожнивными остатками крупностеблевых культур, таких как кукуруза и подсолнечник. В условиях ежегодного роста доли пропашных культур в структуре посевных площадей (к примеру, в 2016 году они составили почти половину площадей в Украине – 48%, или 12,9 млн га, их доля растет на 3% ежегодно) такое орудие очень актуально. Тяжелый дискатор «Дукат GOLD» обрабатывает почву на глубину до 20 см по тяжелой стерне после пропашных культур.
Еще на «АГРО-2017» мы представили расширенный модельный ряд дискаторов шестиметровой бороной «Дукат-6». Как и все агрегаты линейки «Дукат», 6-метровый дискатор экономит 30% топлива и имеет в 1,5 раза большую производительность по сравнению с традиционными дисковыми боронами, работает на высоких скоростях (до 20 км\ч) без забивания. «Дукат-6» абсолютно не нуждается в обслуживании – за счет комплектации необслуживаемыми подшипниковыми узлами HARP AGRO UNIT и пружинными 3D-стойками.
«Английскую линейку» компании на выставке представил трейлер «Albion-26».
«ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» выпускают более 30 типов орудий, и мы стараемся показывать на выставках и демонстрировать технику, которая будет востребована аграриями в ближайшем сезоне. К примеру, уже на крупнейшей выставке страны AGROEXPO -2017 в Кропивницком мы покажем расширенную линейку легендарных зубопружинных борон «Лира», которая актуальна на осенних работах. Кстати, мы приступили к производству тяжелых агрегатов «Лира ХL» в двух модификациях – в виде шлейф-бороны «ЛАРИ» и собственно тяжелой зубовой бороны в исполнении 15 и 21 метров. Таким образом, приобретая эти агрегаты, аграрии будут экономить, получая два орудия на одной раме крепления.
- Роман Анатольевич, с момента первой презентации трейлера «Albion-26» прошло 1,5 года. Как развивается это направление?
- Мы презентовали эту разработку в феврале 2016 года и объявили о трансфере знаний между британским производителем трейлеров Larrington Trailers и «ЛОЗОВСКИМИ МАШИНАМИ» в виде технологии, документации, полного отслеживания процессов производства и сборки. Некоторое время мы потратили на подготовку производства, ведь почвообрабатывающая техника и трейлеры - это совершенно разные изделия технологиям производства. На данный момент на предприятиях Индустриальной группы УПЭК завершена подготовка производства, и трейлеры готовятся к запуску в серийное производство.
Мы сейчас говорим о двухосном самосвальном прицепе «Albion-26» вместимостью 26,1 м3, который агрегатируется с тракторами мощностью от 150 л.с.
Сегодня «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» работают над созданием еще нескольких моделей трейлеров с увеличенными характеристиками объема прицепов и возможностями агрегатирования с тракторами различных мощностей, а также готовят к выпуску новые модели трейлеров «Albion-26» в различных модификациях с расширенным набором опций.
- Над чем еще сегодня работают конструкторы и какие новинки планируются?
- Если коротко, то в ближайшее время «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» планируют презентовать новые разработки в сегменте сеялок. Также работаем над смарт-техникой. Как я уже сказал, будет расширенная линейка трейлеров, а также культиваторов и тяжелых дискаторов «Дукат GOLD». Планируем увеличивать количество дилеров и, конечно же, осваивать новые рынки.
- Сколько сегодня «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНЫ» имеют дилеров?
- В Украине у нас 6 официальных дилеров и они все внесены в государственную программу компенсации аграриям стоимости приобретенной техники. Таким образом, приобретая напрямую у завода-производителя или через наших дилеров, аграрии возвращают 20% или пятую часть стоимости агрегатов.
Также мы в этом году наладили дилерскую сеть в Польше и Румынии, увеличили количество дилеров в Болгарии и Прибалтике. В процессе заключения партнерских соглашений с дилерами Сербии и Албании. В разных странах имеем разное количество дилеров, к примеру, в Болгарии - 2, в Молдове - 2, в Прибалтике - 3. В общей сложности их около 70.
Мы наблюдаем рост продаж в Литве, Болгарии, Молдове, Эстонии, Узбекистане и других странах Прибалтики, СНГ и Европы.
- Вы упомянули о программе компенсации аграриям стоимости приобретенной техники. Как вы думаете, в связи с этим могут увеличиться продажи?
- Думаю, что да, продажи востребованной отечественной инновационной техники вырастут. Я очень приветствую такое нововведение и уверен, что оно будет работать, для этой программы определен четкий механизм и выделены деньги. В 2017 году это 550 млн грн, дальше суммы компенсации с госбюджета будут увеличиваться.
Однако стоит отметить, что доля импорта техники у нас - на уровне 80%, а это значит, что аграрии привыкли к иностранной, а что более важно - качественной технике.
И если техника некоторых отечественных производителей не соответствует уровню качества, которые аграрии предъявляют к технике, то никакая система дотаций не поможет. Конечно, другое дело, если техника инновационная, классная, да еще и сделана в Украине, то и спрос будет.
Это свободный рынок, и аграрии вправе выбирать, ведь деньги по этой программе выделяются непосредственно сельхозпроизводителям. И выбор только за ними.
- Какая часть продукции «ЛОЗОВСКИХ МАШИН» идет на экспорт?
- Около 20% продукции. Наша задача в этом году с ростом компании выйти на 25% продаж на иностранные рынки, то есть каждое четвертое произведенное орудие должно экспортироваться. Для этого наша команда прилагает много усилий.
- Насколько важен маркетинг в машиностроительном бизнесе?
- Маркетинг может быть идеальным, но все же первоначально важно качество производимой техники. Всем известно, что «встречают по одежке», но если машины не работают как нужно, то аграрии перестают покупать технику этого производителя.
Именно благодаря качеству в первом квартале мы выросли по объемам продаж на 47%, а в прошлом году рост был 80%. Наша техника работает во всех областях и каждом регионе Украины, и только благодаря тому, что она качественно и надежно работает, а также предоставляется хороший сервис, наши продажи продолжают расти.
- УПЭК - большая корпорация, как уделяете внимание формированию корпоративной культуры?
- Я считаю, что это одна из самых важных составляющих деятельности каждой компании. У нас сильно развита как корпоративная социальная ответственность, так и, в принципе, корпоративная культура. Мы – одна из немногих компаний в Украине, где День машиностроителя сохранился как праздник и отмечается масштабно. Ежегодно в канун Дня машиностроителя мы проводим конкурс инженеров и конструкторов «Золотой проект УПЭК». Более 10 лет мы устраивали Чемпионат профессионалов-машиностроителей, который в разные годы имел разный формат. Одно время это проект принял небывалый размах – к предприятиям ИГ УПЭК присоединялись рабочие заводов «Турбоатом», «Электротяжмаш», ФЭД, «Свет шахтера» и других. Проводились соревнования среди токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и слесарей-инструментальщиков на определение «лучших команд» в общем зачете и в личном – «Золотые руки».
Ежегодно на протяжении 10 лет мы проводим корпоративный субботник. Уверен, что совместный труд – объединяет и помогает построить эффективную команду.
Также на протяжении более 10 лет мы устраиваем праздник для детей наших сотрудников к Международному дню защиты детей. Он носит название «Лето в стране УПЭК» - проводим для детей познавательные и интересные экскурсии, устраиваем тематические конкурсы и, конечно же, всегда дарим подарки.
Кроме того, у нас создан и успешно функционирует Благотворительный фонд «Патриоты», оказывающий материальную помощь на лечение сотрудникам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Всего с момента основания и по настоящее время Фондом была оказана помощь более чем 430 сотрудникам УПЭК и предприятий, входящих в состав Индустриальной группы. И сегодня фонд продолжает свою работу.
Вы удивитесь, но и нашему корпоративному журналу уже больше 10 лет. Конечно, за это время он визуально изменился, стал цветным и глянцевым и продолжает нести корпоративные ценности. В УПЭК работает больше 4 тысяч человек и все получают наш журнал. Это часть передачи информации - чем занимается компания, каковы ее достижения и успехи, планы развития и перспективные направления деятельности. Кроме того, мы рассказываем интересные истории о наших сотрудниках и их успехах, достижениях, совместных поездках и хобби.
- Роман Анатольевич, а у вас есть хобби?
- Я достаточно давно увлекаюсь настольным теннисом, постоянно играю. Очень люблю путешествовать, бывал во многих странах. Путешествия с семьей и друзьями приносят мне огромное удовольствие.
- Где побывали недавно и какая страна вам очень импонирует?
- Недавно был в Сингапуре. Но каждая страна хороша и особенна по-своему. Ну, а если говорить о стране, которая нравится, в которую хочется возвращаться, то это, безусловно, Украина. Я 11 лет прожил за границей, где учился, работал, но потом все-таки вернулся домой. Я как-то понял, что верю в нашу страну. Хочу, чтобы всем нам здесь было комфортно и приятно жить, и также хочу этому способствовать, вносить свой вклад в развитие и процветание Украины. Я очень рад, что однажды решил для себя вернуться в Украину, и вы знаете, из каждой поездки за границу, будь то деловая командировка или отдых, мне всегда приятно возвращаться сюда.
- Иностранное образование и опыт жизни за границей как-то помогают, влияют на ведение бизнеса?
- Образование, круг общения и обитания в любом случае влияют на человека. И думаю, весь полученный опыт и знания мне помогают в общении с иностранными партнерами и дилерами, в построении политики и стратегии компании, в понимании мировых рынков.
- Какая книга оставила у вас незабываемое впечатление?
- Я люблю читать. Правда, в последнее время выделяю мало времени на классику, больше читаю бизнес-литературу. Но при этом для меня навсегда отложилась в памяти «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Вот сейчас перечитываю Уильяма Голдинга «Повелитель мух», тоже люблю этого автора.
Из бизнес-литературы могу отметить «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Есть очень много прекрасной литературы, которую я уже прочитал, и стараюсь всегда находить время для чтения. Кстати, у меня в машине всегда загружены аудиокниги, и в дороге я постоянно что-то слушаю.
- Вы посещаете бизнес-тренинги, семинары?
- Я получил хорошее фундаментальное образование. Но считаю, что нужно всегда идти вперед и получать новые знания. Я хожу на некоторые семинары как слушатель, правда, не очень часто. Участвую в бизнес-семинарах как спикер, где топ-менеджеры делятся опытом и наработками.
Стараюсь, чтобы сотрудники компании также посещали различные семинары по продажам, маркетингу, всячески этому способствую, также внутри компании постоянно проводим обучающие тренинги.
- Роман Анатольевич, какая у вас глобальная мечта или цель?
- Я не могу сказать, что это цель моей жизни, но на данном этапе как краткосрочная задача для меня - построить успешную компанию, которая будет представлена во множестве стран. В длительной перспективе для меня очень важно вырастить, обучить детей и воспитать их достойными людьми.
Людмила ЛЕБЕДЬ