Из-за падения цен на зерновые Кабмин решил сократить логистические расходы трейдеров
Премьер-министр Николай Азаров утвердил план мер по снижению стоимости транспортировки зерновых грузов. В зависимости от того, какие из них будут выполнены, логистические расходы экспортеров могут снизиться на $100 млн – $600 млн в год.
Сэкономленные средства трейдеры должны будут направить на повышение закупочных цен, которые в Украине снижаются быстрее, чем на внешних рынках. Цены на зерно текущего урожая на 25-50% ниже прошлогодних.
Комплекс мероприятий был разработан межведомственной рабочей группой по рынку зерна, в которую вошли чиновники Минэкономразвития, Минагропрода, зернотрейдеры, представители «Укрзалізниці» (УЗ) и контролирующих органов в АПК.
В Европе логистическая составляющая в стоимости зерна – 12-14% от цены FOB, в США – 9%. «В Украине затраты на логистику на кукурузе – 43%, и 35% – на пшенице и ячмене», – рассказывает Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, который входит в рабочую группу. «Наша цель – довести логистические затраты в Украине до уровня европейских, чтобы фермер терял от экспортной цены максимум 15%», – поясняет Козаченко.
Большая часть предложенных мер носит административно-организационный характер и направлена на беспрепятственное и оперативное попадание зерновых грузов в порты. Наиболее тяжеловесная «экономическая» мера, предложенная рабочей группой – снижение экспортных тарифов «Укрзалізниці» до уровня стоимости внутренних перевозок, или на 22%. Это обойдется госмонополисту почти в 600 млн гривен, но позволит снизить транспортные затраты в стоимости зерна на 30 гривен за тонну. Альтернативный вариант – отмена НДС в тарифах УЗ на зерновые экспортные перевозки. Определиться по этому вопросу «Укрзалізниця» должна до октября.
По данным Минагропрода, с 1 июля (начало сезона) до 27 августа из Украины было вывезено за границу 3,3 млн тонн. Согласно последнему отчету Минсельхоза США, из Украины в текущем маркетинговом году будет поставлено около 30 млн тонн зерна – это абсолютный рекорд в истории страны, который позволяет рассчитывать на второе место в мировом рейтинге экспортеров зерновых после США. «То, что есть подвижки в вопросе удешевления логистики – безусловный позитив, – подчеркивает Козаченко. – Но процесс этот не быстрый. Пока зерно экспортируется в обычном, не самом благоприятном для сельхозпроизводителя режиме».
Ниже – пункты «Плана мероприятий по реализации комплексного механизма оптимизации логистических затрат на рынке зерна в 2013/2014 маркетинговом году», утвержденного Кабмином.
Анна Ковальчук, Дарья Марчак, forbes.ua