Растущее давление внешних и внутренних факторов сделает отечественный ГМК эффективнее и намного компактнее, аналогичные изменения ждут и машиностроение, в котором сохранит конкурентоспособность лишь несколько секторов.
По данным Госстата, в 2012 г. доля металлопродукции в экспорте Украины упала до многолетнего минимума в 27,5% (вместе с поставками за рубеж руд и шлаков доля продукции ГМК – 32%). При этом наиболее высокой остается доля поставок полуфабрикатов углеродистой стали – продукции, на изготовление которой расходуется львиная доля сырьевых и энергоресурсов отрасли, а стоимость ее ниже, чем у готового проката.
В 2012 г. доля агропродукции (АПК и пищепром) в экспорте Украины увеличилась до 26%. Основными товарами в украинском экспорте продовольствия в 2012 г. были подсолнечное масло ($4 млрд.), кукуруза ($3,9 млрд.) и пшеница ($2,4 млрд.).
Доля машиностроения в экспорте за минувший год несколько выросла – до 19% (преимущественно за счет роста поставок железнодорожной техники и комплектующих в Россию и Казахстан), доля химической продукции осталась на уровне 9%.
Доли основных отраслей в экспорте Украины (2012 г.):
ГМК
32%
АПК и пищепром
26%
Машиностроение
19%
Химпром
9%
Прочие
14%
Металлургия
Украинская черная металлургия в 2008 г. вошла в период затяжной депрессии, в ходе которой краткосрочные улучшения конъюнктуры сменяются длительными спадами спроса и цен.
Основные проблемы отрасли:
• высокий износ основных фондов;
• низкий уровень инвестиций;
• высокая (до 80%) зависимость от экспорта;
• полуфабрикатная ориентация экспорта;
• высокая конкуренция на рынке готового проката;
• отсутствие программ значимого расширения внутреннего рынка;
• дефицит востребованных видов проката для отечеств. потребителя;
• дефицит коксующегося угля и необходимость дополнительных вложений в повышение качества железорудного сырья.
С середины 90-х черные металлы и изделия из них занимали доминирующую позицию в структуре украинского экспорта, обеспечивая 35-40% промышленного производства, до 40% валютных поступлений.
Однако после кризиса 2008/2009 гг. и последующей стагнации мировых рынок металлопродукции роль отрасли как генератора промышленной продукции и источника притока долларов в страну неуклонно падает.
По данным Госстата, в 2012 г. доля металлопродукции в экспорте Украины упала до абсолютного минимума в 27,5% (вместе с поставками за рубеж руд и шлаков доля продукции ГМК – 32%). При этом наиболее высокой остается доля поставок полуфабрикатов углеродистой стали – продукции, на изготовление которой расходуется львиная доля сырьевых и энергоресурсов отрасли, а стоимость ее ниже, чем у готового проката.
В 2013 г., по предварительным оценкам, объем поступлений от экспорта металлопродукции будет ниже, чем от поставок продукции агросектора.
И в будущем рынки сбыта для украинских металлургов будут только сужаться под давлением конкуренции со стороны компаний из России, Китая, Бразилии, Индии, продукция которых более конкурентоспособна либо по уровню затрат, либо по качеству.
Под влиянием этих факторов наша металлургия сократится в масштабах (часть мощностей будет закрыта), оставшиеся предприятия, пройдя модернизацию, будут конкурировать в нескольких нишах (п/фабрикаты, арматура, г/к лист) на смежных с Украиной рынках.
Вместе с тем, имея такие преимущества как большие запасы ЖРС и доступ к морю (при совершенствования портовой инфраструктуры) Украина может укрепить позиции в качестве экспортера руды.
Машиностроение
Сегодня очевидно, что уже через 5-10 лет украинское машиностроение будет сильно отличаться от того огромного многоотраслевого комплекса, который обеспечивал машинами и оборудованием половину СССР.
Сравнительно жизнеспособны сектора тяжелого машиностроения, ориентированные на производство продукции для углепрома, металлургического сектора, оборонного комплекса, ракетно-космической отрасли, двигателестроение, вагоностроение.
В будущем сохранит конкурентоспособность украинское энергетическое машиностроение, встроенное в проекты строительства и модернизации энергомощностей в странах экс-СССР и ближнего зарубежья.
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение почти «мертвы», однако, учитывая растущую потребность в агротехнике, есть все возможности выпускать наиболее простую технику для полей, а также массово собирать импортную технику.
Автомобилестроение имеет преимущественно «отверточные» перспективы (плюсь производство автозапчастей), судостроение сократится до 2-3 компаний, которые будут производить корпуса суден.
Перспективы авиастроения пока неясны. Если в ближайшем будущем будут найдены рынки сбыта и инвестиции для производства новых моделей самолетов, авиапром сможет сохранить позиции в отдельных нишах (среднемагистральные пассажирские и транспортные самолеты).
Приборостроение и станкостроение сузится до нескольких предприятий, обслуживающих потребности других жизнеспособных отраслей.
Энергетика
Перевод части энергетики с газа на уголь или комбинированное топливо поможет снизить себестоимость электроэнергии и поддержать углепром.
Тем не менее, в будущем стабильность энергосектора страны, как и сейчас, будет обеспечивать атомная энергетика. Важной проблемой здесь является монопольная зависимость от поставок из РФ ядерного топлива, несмотря на то, что уран для него добывается именно в Украине.
При условии инвестирования в обновление линий электропередач страна может задействовать потенциал ядерной энергетики полностью, укрепившись как крупный экспортер электроэнергии в Европу (прежде всего, в Центральную и Восточную), где в связи с ограничением развития АЭС ожидается дефицит энергомощностей.
Хорошие перспективы развития имеет в Украине альтернативная энергетика (энергия солнца и ветра, а также производство биотоплива). Для этого нужно наладить производство (или в худшем случае, беспошлинный импорт) необходимого оборудования и предоставить льготы для использования энергии, выработанной в этом секторе.
Сектор услуг и «новые» отрасли
Экономика Украины приближается к стандартам западных экономик, где преобладающую долю в структуре ВВП занимает сфера услуг. С 1990 по 2012 г. доля услуг в ВВП Украины выросла с 30% до 57%, показав набольшую динамику развития среди всех секторов экономики.
Увеличение роли сектора услуг стало возможным благодаря структурным изменениям, произошедшим в экономике. В последние годы рост оборота розничной торговли и объемов услуг в сферах здравоохранения, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и инжиниринга составляет значительную часть прироста реального ВВП.
В числе перспективных для будущей экономики Украины следует выделить IT-сектор, который на сегодня занимает четвертое место в структуре экспорта услуг. В нашей стране многие ВУЗы готовят программистов, в сочетании со сравнительно низкой стоимостью рабочей силы это составляет важное конкурентное преимущество для современного рынка. При условии поддержки IT-сектора со стороны государства его доля в ВВП страны может вырасти с 1 до 5-10%.
Все возможности для быстрого развития имеет туристический сектор, его доля в ВВП в 2012 г. уже составила 2,2%. Открыв миру свои исторически памятники, морское побережье и горнолыжные курорты, Украина могла бы увеличить долю туризма в ВВП вдвое-втрое. Необходимыми условиями для притока туристов является кардинальное улучшение транспортной инфраструктуры и гостиничного сервиса.