"Сначала нам нужно адаптироваться к российским условиям, завершить регистрацию по российским правилам, стать полноценным участником рынка. Этот этап "Массандре" лучше пройти в статусе государственного предприятия. А потом уже можно будет думать над изменением формы собственности. Наилучший для "Массандры" рецепт, в моем понимании, это сочетание государственного и частного интереса. Государственного — чтобы никто не мог изменить предназначение "Массандры", частного — чтобы инвестор помог оживить предприятие", — считает Бойко.
По его словам, вопрос принадлежности и формы собственности "Массандры" будет решать Москва и руководство самопровозглашенной Республики Крым. "Предстоит решить целый ряд вопросов — например, федеральный мы субъект или крымский", — сказал гендиректор "Массандры".
По его словам, "Массандра" снизила объем производства в первые четыре месяца этого года на 24% по сравнению с таким же периодом прошлого года. "Слегка снизили темп — время было лихое. Теперь задача — нагнать отставание. Поставки нашей продукции в Россию в апреле выросли по сравнению с апрелем прошлого года. В мае мы тоже опережаем прошлогодние результаты. На июнь и июль получили из России предварительные заказы, которые намного лучше обычных для этого сезона", — сказал Бойко.
"Массандра" продолжает поставки вина в Украину, но сотрудничество с украинскими торговыми компаниями пока под вопросом. "Пока реализация наших вин потихоньку идет. Что дальше — непонятно. Неясно вообще, как Украина будет строить экономические отношения с Крымом", — отметил он.
Он сообщил также, что "Массандра" рассчитывает восстановить до конца мая поставки вин в страны Азии, а также в Канаду и США. Ранее продукция "Массандры" отправлялась в эти страны морским путем через Одесский порт, после вхождения в состав России предприятие намерено использовать порт в Новороссийске. "Сейчас мы ставим задачу вернуться на все зарубежные рынки, которые мы "застолбили". Будем убеждать партнеров согласиться на небольшое повышение цены — из-за перехода на новую транспортную схему", — сказал гендиректор "Массандры".
По словам Бойко, в последние годы "Массандра" экспортировала 60-65% продукции. Вина предприятия продавались в 12-18 странах. Первое место по объемам экспорта занимала Россия.
Между тем он отметил, что компания столкнулась со сложностями в работе из-за российских норм, которые относят вина "Массандры" к разряду "винных напитков".
"Это обязывает нас соответствующим образом позиционировать свой продукт, писать "винный напиток" на этикетках. Плюс Россия не заинтересована в присутствии на рынке "винных напитков", поэтому акцизный сбор на них выше, чем на вино. Акцизный сбор на продукцию "Массандры" будет примерно в 50 раз выше, чем мы платили в Украине", — сказал Бойко.
Он пояснил, что предприятие использует традиционные для Крыма технологии производства вин, разработанные в конце XIX и начале XX века. По этим методикам для крепления вина применяется свекловичный или зерновой спирт. Российские нормы, по словам Бойко, относят к "винным напиткам" все вина, для крепления которых используются любые виды спирта, кроме виноградного. "Мы экспериментировали, пробовали крепить виноградным спиртом, как нам рекомендуют… Только продукт испортили", — сказал директор "Массандры".
По его данным, международные нормы позволяют считать вином напитки, крепленые зерновым или свекловичным спиртом.
Он сообщил также, что руководство предприятия известило о сложившейся ситуации Министерство сельского хозяйства России. "Мы изложили ситуацию в письмах, о ней знают на самом высоком уровне", — сказал Бойко.
Винодельческое объединение "Массандра", в состав которого входят восемь винодельческих хозяйств, выпускает около 10 миллионов бутылок вина в год.