Так что примерно с апреля у нас не будет права производить вино в Крыму. Работать нелегально мы не можем, нам нужны будут новые акцизные марки, лицензии. Насколько я понимаю, в России получать лицензию год и более – это нормально. Если не будет какого-то переходного периода, упрощения ведения дел для крымских виноделов – будет беда. Отрасль большая, в ней заняты тысячи людей. Нельзя допустить, чтобы это все стояло. О том, как это будет реализовано, нам пока никто ничего не говорил.
Сейчас Inkerman как самый большой крымский производитель вина продает 65% на внутренний рынок и 35% на экспорт. «Массандра» – 60% внутренний, 40% экспорт. Наша компания продает на экспорт 70-80%. Мы не были ретробрендом, и нам российский рынок оказалось проще завоевать. Как изменится ситуация в 2014 году, трудно сказать. Все зависит от того, будет ли Украина принимать нашу продукцию, и как будет улажен вопрос с акцизами.
Российский рынок, безусловно, большой. Говоря откровенно, Европа нас бы никогда не приняла: они очень сильны в вине. Мы им интересны как экзотика, но объем продаж это не сделает. Грузия и Молдавия уже это проходили. Правда, даже в России, например, в Краснодарском крае, сегодня состояние виноградников (как массовых, так и бутиковых) гораздо лучше, чем в Украине. Она развиваются гораздо интенсивнее, видимо, за счет большого рынка и господдержки. В Украине программа государственной поддержки не работает уже полтора года.
Тем не менее, российский рынок для нас особенно емкий. Италия и Франция занимают в России примерно 15-20% от общего оборота, тогда как Украина – не больше 3-4%. И это при том, что, например, Inkerman продает в год в Россию по 10 млн бутылок, а «Массандра» – 6-7 млн. Но вот в чем подвох: наши вина в России сейчас работают в низкоценовом и среднеценовом сегменте. Россияне хорошо знакомы с недорогими крымскими винами, или же так называемыми «ретромарками», которые десятки лет на рынке, пусть даже их ценник достаточно высокий.
Соответственно, если мы присоединимся к российскому рынку, то в низком сегменте будет большой прорыв. Тем более я не исключаю, что в СМИ будет создана волна «Покупай крымское».
Но если мы говорим о вине более высокого класса, то тут крымским производителям придется отвоевывать аудиторию у импортного производителя. Причем в городах-миллионниках это вино знают лучше, чем украинское. И если бутылка итальянского игристого с крымским будет стоить одинаково, потребитель, конечно, возьмет итальянское.
Крым до сих пор воспринимается как «совковый» винный регион. Так что нашему бутиковому виноделию, которое у нас только начало развиваться, придется нелегко. Я сейчас говорю о небольших хозяйствах, с виноградниками до 50 га, которые делают в год 40-50 тысяч бутылок интересного вина с привлекательной ценой.
Туристический сезон для нас, виноделов, также очень важен. Ведь за четыре месяца, с мая по сентябрь, мы продаем вина больше, чем за остальные восемь месяцев. Каждый год у нас отдыхало примерно 65-70% украинцев и порядка 30% россиян. Как будет в этом году – предсказать не берусь. Это зависит от многих факторов. У меня есть подозрение, что летом в Крыму постараются сделать видимость того, что сезон не провален, и к нам приедет много россиян. Но я не уверен, что этот контингент будет расположен к хорошему вину.