Китайские инвесторы вложат около $350 млн в строительство крупнейшего в Европе завода по переработке кукурузы в чистый кристаллический L-лизин (его минимальная чистота составляет 78,8%) — важной в животноводстве аминокислоты, кормовой добавки, увеличивающей вес животных, надои у коров и яйценосность у кур. Как рассказал «Известиям» советник председателя Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев, предварительное соглашение было заключено в конце июня в ходе визита делегации правительства РФ во главе с зампредправительства РФ Дмитрием Рогозиным в рамках открытия «Первого российско-китайского «Экспо» в Харбине.
Китайского инвестора Темиргалиев назвать отказался. По его словам, компания является одним из крупнейших производителей и экспортеров L-лизина не только в Китае, но и в мире. Мощность завода составит 100 тыс. т в год. Работы по возведению завода на 450 рабочих мест планируется начать в течение года с момента подписания — под завод уже выделено место в Джанкойском районе Крыма. При этом правительство полуострова обещает предоставить китайским инвесторам налоговые льготы в рамках закона об особой экономической зоне в Крыму.
Из импортеров — в экспортеры
При условии, что оснащенный китайскими технологиями завод будет выполнять заявленные объемы производства лизина (100 тыс. т в год), он станет крупнейшим предприятием по производству и экспорту этой кормовой добавки в Европе. Так, согласно данным исследовательской компании Abercade Consulting, в Европе есть два производителя лизина, оба они находятся в Германии: Degussa-Huels и компания BASF, доля каждого из них оценивается в 3% мирового рынка продукта.
Более того, крымский завод может войти в тройку мировых лидеров-производителей этого продукта. На сегодняшний день в числе ведущих производителей, занимающих порядка 75% мирового рынка, — Япония (42% принадлежат заводам Ajinomoto Co, которая производит до 180 тыс. т лизина в год) и Kyowa Hokko (55 тыс. т), а также США (33% мирового рынка занимает Archer Daniels & Midlands,также около 180 тыс. т). Общемировой объем рынка на сегодняшний день составляет порядка 600 тыс. т чистого L-лизина в год.
При этом ряд вышеназванных компаний из Японии, Германии и США всё еще входят в число экспортеров лизина в Россию. Ежегодно из-за рубежа для свино- и птицеводческих холдингов, импортируется около 7,5 тыс. т лизина. Кроме того, до 10 тыс. т лизина более высокой концентрации (99,5% и выше) ежегодно используется по всему миру в производстве биоактивных добавок для человека и в медицинских целях.
В то же время лизин не входит в число продуктов с заведомо высоким доходом (средняя маржа производителя, по мнению ряда экспертов, находится на уровне 15–20%).
Высокая прибыль может быть обеспечена только за счет больших объемов производства. Это наглядно демонстрирует структура его мирового рынка: до 75% лизина обеспечивают 8–9 крупных заводов.
Крым или Дальний Восток?
Российский животноводческий рынок нуждается в 12 млн т кормов в год, из них лизина требуется порядка 102 тыс. т, сообщил член комитета Госдумы по экономической политике, основатель «ГК Агрохолдинг» Александр Четвериков.
По его словам, крупнейшими (производят порядка 25% всего мяса и птицы в России) потребителями импортируемого лизина в России, в первую очередь заинтересованные в создании собственных импортозамещающих производств, являются агропроизводители: ЗАО «Белая птица», АПХ «Мираторг», АПК «Черкизово», а также ЗАО «Приосколье».
«Приосколье», по словам Четверикова, станет основным конкурентом будущего крымского завода на внутреннем рынке: агрохолдинг владеет строящимся с 2011 года в Белгородской области заводом ЗАО «Завод премиксов № 1». В сентябре, когда его запустят в работу, он станет единственным поставщиков лизин-сульфата (в нем содержание чистого лизина порядка 56% в пересчете на сухое вещество) в России. Завод планирует покрыть около 60% российского рынка, выйдя с объемом производства в 57 тыс. т в год к 2015 году. Как рассказали «Известиям» на самом заводе, в компании не исключают и запуска экспортных направлений бизнеса.
По словам представителей Госдумы, китайским технологиям доверять не стоит. Как отмечает Четвериков, самыми передовыми технологиями производства обладают США, в то время как Китай производит лизин с большим количеством примесей.
Кроме того, заявленные 100 тыс. т, которые могли бы покрыть потребность страны в лизине, заводу обеспечить за один год не удастся. Так, всей выращенной в Крыму кукурузы и зерна, по мнению политика, не хватит для производства требуемых объемов. Более того, основной ресурс получения крымского лизина — кукуруза — не сможет гарантировать должное качество продукта.
— Более качественный лизин получается из сои. Мы ее также импортируем из-за рубежа — Бразилии и США, порядка 500 тыс. т на $1 млрд в год, — говорит Четвериков. — А самая благоприятная территория для производства сои — Дальний Восток, в Крыму ведь нет ни ресурсов, ни агрохолдингов-потребителей.
В Европу экспортировать лизин не дадут санкции
В то же время приглашение китайских инвесторов оправданно в связи с санкциями Европы и США.
— Выгода от производства лизина будет расти каждый год, — уверен председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян. По его наблюдениям, рынок лизина в России вслед за животноводством продолжает свой последовательный рост. С замещением импорта лизина Россия начнет его экспорт, но не в страны Европы — продавать туда не позволят всё те же санкции, — а на пока свободные рынки развивающегося животноводства в странах Северной Африки, а также в Индию.
— В советские годы проблемы импортозамещения наша страна не испытывала — в СССР существовало пять заводов, обеспечивающих 32 тыс. т лизина все республики Союза. Четыре остались за пределами России, у нас остался лишь Щебекинский завод (обновленный ЗАО «Завод премиксов № 1»), — отмечает Мамиконян.
//izvestia.ru/