Успех реформирования аграрной отрасли Украины зависит прежде всего от реформирования фискальной политики в отношении аграриев. Такое мнение в интервью БИЗНЕСу высказал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. По его словам, главным сдерживающим фактором развития аграрной Украины отрасли, которая единственная из всех отраслей сохранила позитивную динамику в условиях кризиса, является неопределенность в налогообложении аграриев.
"Мы играем с налогами: то увеличиваем в 20 раз, то уменьшаем, то возвращаемся к старой норме. А нам нужно четко определиться с налогами и дотациями на эти налоги", – сказал господин Козаченко. Далее, по его мнению, необходимо решить вопросы, связанные с дерегуляцией. "У нас чрезвычайно коррумпированная отрасль. Процесс дерегуляции начался, но он даже не вышел на середину своего пути", – оценил ситуацию президент УАК.
Как вы оцениваете действия властей в ходе реформирования аграрной отрасли?
Главный недостаток – все делается слишком медленно. Очень много обещаний и нет конкретики. И это тоже проблема. Но нужно сказать, что новый министр Минагрополитики работает не так уж долго, по крайней мере три месяца. А этого еще мало, чтобы делать выводы о работе нового руководства.
Как принятые уже решения могут повлиять на проведение сева яровых?
Думаю, будет посеяно так, как и планировалось. Но качество этих работ будет хуже, чем в минувшем году: из-за нехватки ресурсов. В первую очередь – минеральных удобрений, средств защиты растений, горючего и других материалов.
Какие решения следует немедленно отменять, а какие - столь же быстро принимать для стабилизации положения?
Прежде всего – реформировать фискальную политику. Мы играем с налогами: то увеличиваем в 20 раз, то уменьшаем, то возвращаемся к старой норме. А нам нужно четко определиться с налогами и дотациями на эти налоги. Далее нам нужно решить вопросы, связанные с дерегуляцией: у нас чрезвычайно коррумпированная отрасль. Процесс дерегуляции начался, но он даже не вышел на середину своего пути. Затем нам нужно приватизировать около 500 госпредприятий: кролефермы, кондитерские цеха, скандальный ГПКЗУ и еще ряд предприятий. Далее: министерство должно помогать аграриям в поиске новых рынков сбыта. Рынок стран ЕС насыщен, конкуренция очень высокая, продвижение продукции требует маркетинговых и рекламных программ, а это – большие затраты средств и времени. Поэтому мы сейчас очень активно расширяем иные внешние рынки сбыта. В начале 2014 года украинские аграрии существенно увеличили экспорт продукции в 28 стран. Но в конце года снизили объемы экспорта в эти же страны. Тем не менее, процесс расширения внешних рынков сбыта продолжается очень динамично. Главные направления сегодня – это Ближний Восток и Северная Африка. Также мы значительно увеличиваем поставки в Китай. Но к сожалению, расширение внешних рынков практически происходит только за счет самих предприятий. А поддержка от государства очень небольшая. Во многих зарубежных странах аграриям государство оказывает очень существенную поддержку, а у нас – нет.
Что нужно отменить в системе регулирования аграрной отрасли ?
Во- первых – решение по поводу оценки земли и оплаты стоимости аренды этой же земли. Стоимость платежа после принятия последних законодательных изменений, выросла в 20 с лишним раз. И особенно неправильно распределены платежи под здания и сооружения на фермах. Раньше был отдельный порядок начисления налога на эти сооружения. А сейчас налог на землю под сооружениями применили такой же, как для поля, на котором сеют. И теперь за землю под сооружением и зданием нужно платить порядка 1 млн грн в год. А раньше платили порядка 50 тыс. грн в год. Во-вторых, нужно отказаться от решения об отмене возврата НДС при экспорте зерна. Оно принесет аграриям потери в 40 млрд грн в год. Дело в том, что не возвращение НДС создает синергетический эффект, когда все внутренние цены на зерно "проседают". А недополучение выливается в десятки миллиардов гривен. И это – при огромном дефиците средств у аграриев. Подсчитать потери просто: в минувшем году зерна собрали на 178 млрд грн. Учитываем отказ возврата экспортного 20-процентного НДС на зерно и выходим на ежегодную сумму потерь аграриев в 40 млрд грн. При этом не нужно считать, что мы экономим 12 млрд грн для государства. В-третьих, нужно отменить решение о переходе аграриев на электронную оплату НДС. Если мы перейдем на электронную оплату НДС, то появятся новые финансовые обременения. В них входят изъятие оборотных средств и кредитование бюджета. При этом средний срок кредитования будет составлять около 60 дней. И если взять средне взвешенную ставку кредитования на сегодня и по этому критерию подсчитать цену, то это – еще около 12 млрд грн . В-четвертых, на плечи фермеров переложена выплата пенсий сотрудникам, вышедшим на пенсию раньше срока. И это дополнительное давление, особенно на малые хозяйства. У нас есть примеры: фермеры, у которых работает 10 человек, а годовая выручка от реализации составляет порядка 200 тыс. грн, должны из этой суммы заплатить пенсионерам 50 тыс. грн. Такому фермеру придется закрывать свое производство – оно будет нерентабельно. И если просуммировать эти и другие законодательные нововведения на 2015 год, то получится, что государство "подарило" украинскому АПК за один год около 110 млрд грн обременений, которых у нас не было в минувшем году. Эти законы нужно отменить в первую очередь, и решить это нужно быстро.
Как можно заставить работать в АПК финансовые инструменты, кредитование в том числе?
Банковский сектор сегодня вряд ли даст аграриям необходимые средства. Возможности банков на выдачу таких кредитов сегодня примерно в 4,5 раза меньше, чем были два года назад. Но Минагрополитики выделило аграриям дополнительно 1,4 млрд грн на компенсацию ставки привлеченных кредитов. Это частично уменьшит для аграриев стоимость кредитов, особенно для тех, кто сможет получить их в этом году.
А как быть без банковского кредитования?
Нужно принимать неординарные решения. Нужна специальная эмиссия гривны НБУ на сумму порядка 10 млрд гривен. Эти средства надо передать через Аграрный фонд предприятиям под залоговые закупки зерна. Я подчеркиваю не под форвардные, а именно залоговые закупки зерна. Форвардные закупки отличаются тем, что аграрии, получив деньги, должны в конце года, после сбора урожая, вернуть или деньги, или продукцию, по цене, которую предприятия согласовали сейчас – при заключении контракта, до выращивания и сбора урожая. Если аграриям выгодно вернуть деньги, они возвращают их, а если не выгодно – отдают зерно. И при проведении форвардных закупок всегда Агарный фонд поступал по отношению к аграриям в большинстве случаев несправедливо. Поэтому нужны не форвардные, а только залоговые закупки. И повторю: минимум 10 млрд грн – целевая эмиссия НБУ, а деньги между производителями должен распределить Агарный фонд.
Такая эмиссия не пошатнет и без того нестойкий финансовый рынок страны?
Эта эмиссия не будет негативно влиять на ситуацию с инфляцией гривны, потому что эти средства не будут выданы в виде зарплат или пенсий. А все остальное нужно возложить на плечи самих крестьян. Они понимают сегодняшнюю ситуацию: и что стране очень тяжело, и что идет война, и что нужны очень большие расходы, чтобы сдерживать врага.
Галина Татаренко, БИЗНЕС