Аграрний тиждень. Україна
» » Перспективное аграрное законодательство и реформирование аграрного сектора экономики Украины
» » Перспективное аграрное законодательство и реформирование аграрного сектора экономики Украины

    Перспективное аграрное законодательство и реформирование аграрного сектора экономики Украины


    Общий анализ Соглашения об ассоциации Украины с ЕС
    Лето 2014 года стало для Украины судьбоносным. Именно в июне наше государство сделало свой цивилизационный выбор, подтвердив уважение к основоположным европейским демократическим принципам верховенства права, обеспечения прав и свобод человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; недискриминации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и т.п., человеческого достоинства и преданности принципам свободной рыночной экономики.
    27 июня 2014 года в Брюсселе между главами государств-членов Европейского союза и президентом Украины Петром Порошенко подписано Соглашение об ассоциации Украины с ЕС(далее Соглашение), ратифицированное 16 сентября 2014 года одновременно Верховной Радой Украины и Европейским парламентом. При подписании Соглашения стороны задекларировали ряд основоположных принципов, целей и задач, обстоятельств и мотивов, ставших поводом для заключения данного документа.
    Соглашение между Украиной и ЕС называют одним из самых амбициозных соглашений, когда-либо заключенных Евросоюзом. Прежде всего, из-за создания «глубокой и всеохватывающей зоны свободной торговли» (далее ГВЗСТ). Раздел IV Соглашения, где говорится об установлении ГВЗСТ, должен вступить в силу с 1 января 2016 года.
    Согласно Соглашению, ГВЗСТ предоставит Украине возможности для модернизации ее торговых отношений и экономического развития. Инструментарием этих процессов будут выступать: открытие рынков путем постепенной отмены таможенных тарифов, предоставление беспошлинного доступа в рамках квот, масштабная гармонизация украинских законов, норм и стандартов с действующими в ЕС в разных, непосредственно или опосредованно связанных с торговлей секторах. Эти процессы создадут условия для гармонизации стандартов Украины и ЕС в ключевых сферах.
    Одной из основных задач, которые взяла на себя Украина, является интеграция и приближение национального законодательства к стандартам ЕС.
    В преамбуле к Соглашению четко указано, что политическая ассоциация и экономическая интеграция Украины с Европейским союзом будет зависеть от прогресса в имплементации настоящего Соглашения, а также от достижений Украины в сфере обеспечения уважения к общим ценностям, от прогресса в процессе приближения Украины к ЕС в политической, экономической и правовой сферах.
    При этом одной из основных целей, определенных Украиной и предусмотренных Соглашением, является интеграция в углубленную и всеохватывающую зону свободной торговли. Преамбула к Соглашению напрямую связывает это с процессом широкомасштабной адаптации законодательства, которое, по мнению сторон-подписантов, будет содействовать дальнейшей экономической интеграции во внутренний рынок ЕС, как это предусмотрено настоящим Соглашением.
    Одной из основных отраслей экономики Украины является ее аграрный сектор, а потому для нас большое значение имеет развитие торговли сельскохозяйственной продукцией.
    Таким образом, подписание Соглашения требует от Украины проведения реформы аграрного сектора и либерализации доступа к рынку аграрной и пищевой продукции. Этот вопрос является самым острым среди всех других, поскольку сельскохозяйственный сектор является наименее реформированным.
    При этом необходимо учитывать, что само по себе Соглашение об ассоциации является инвестицией в модернизацию. Оно способно активизировать поступление дополнительных инвестиций, в частности от заграничного бизнеса и иностранных государств, а также международных финансовых учреждений (например, ЕБРР и Всемирного банка). Наиболее удобным способом вхождения иностранного капитала в отечественные субъекты хозяйствования являются сделки слияния и поглощения. Рассматривая такую форму концентрации капитала, следует отметить, что в английской терминологии используется выражение «merger and acquisition» (M&A). Корпоративные соглашения относительно изменения стоимости капитала являются средством реструктуризации предприятий, с одной стороны, а с другой формой решения разногласий при перегруппировке долей первоначального накопления капитала, большей частью акционерного.
    Одной из самых приоритетных отраслей для вложения капитала, с точки зрения голландских, польских и французских инвесторов, является сельское хозяйство Украины, а именно: развитие экспортоориентированного производства, в частности возделывания зерновых, масличных культур и сахарной свеклы.
    Таким образом, первоочередной задачей органов государственной власти и общества вообще является дерегуляция экономики Украины и глобальное реформирование агропромышленного сектора, что должно быть отображено в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность агробизнеса Украины, и должно отвечать требованиям нормативных актов Европейского союза.
    Экономическая целесообразность Соглашения об ассоциации Украины с ЕС
    Изменения в тарифной защите сторон (таможенных тарифах)

    Ожидается, что Соглашение положительно повлияет на отношение инвесторов и международных рынков к Украине, ведь оно прокладывает четкий путь для будущих экономических реформ.
    С первого дня украинские экспортеры получат широкий доступ к рынкам ЕС благодаря падению ввозной пошлины. Некоторые украинские ввозные пошлины также уменьшатся. Кроме того, многие украинские таможенные тарифы будут снижены лишь через 2, 3 года или 5 лет. Благодаря Соглашению ввозные тарифы уменьшатся приблизительно на 0,8-1 млрд. евро (непосредственно с момента вступления в силу). Эти средства являются тем финансовым вливанием в торговлю между ЕС и Украиной, которое будет иметь положительное влияние, прежде всего на украинский бизнес. Ведь снятие тарифов будет асимметричным, и эта асимметрия будет в пользу украинских экспортеров. Поскольку тарифы ЕС, в частности на сельскохозяйственную продукцию, выше, чем украинские, то от их снятия Украина выигрывает больше, чем ЕС.
    Асимметрия в либерализации и более благоприятный режим для Украины очевиден, учитывая следующие факты:
    переходной период, который ведет к полной либерализации, распространяется лишь на 7 лет для ЕС и на период до 10 лет для Украины (переходной период для импорта автомобилей из ЕС в Украину составляет де-факто 15 лет);
    отмена тарифов ЕС для Украины будет быстрой (большая часть либерализации состоится в течение первых лет с момента вступления Соглашения в силу), тем временем Украина будет либерализовывать большинство своих тарифов позднее, на протяжении переходного периода.
    При этом необходимо обратить внимание на то, что и ЕС, и Украина ограничивают либерализацию в нескольких ключевых отраслях, вводя тарифные квоты и беря на себя обязательства относительно частичной тарифной либерализации в течение 5, 7 или 10 лет. В этой плоскости украинское предложение для ЕС более консервативно, чем предложение ЕС для Украины.
    Вообще порядок отмены и либерализации таможенных тарифов четко указан в Тарифных графиках для Украины и ЕС (Приложение IV к Соглашению). Введение этих отмен и сокращений будет нуждаться во внесении изменений в законодательство Украины и ЕС (по меньшей мере, Таможенного кодекса Украины и Закона Украины «О таможенном тарифе Украины»), поскольку они носят более нормированный и технический характер; вноситься такие изменения могут «автоматически», без каких-либо дополнительных и специальных знаний в области юриспруденции.
    Оценки относительно конкретных отраслей:
     Украина предоставляет немедленные преференции лишь на 52,6% всего объема экспорта сельскохозяйственной продукции из ЕС, в то время как ЕС предоставит немедленные преференции 82,2% украинского экспорта сельскохозяйственных товаров. Товары, которых касаются тарифные квоты (TRQs), составляли 17,8% стоимости украинского экспорта в ЕС (в течение референтного периода) и лишь 4% экспорта ЕС в Украину. Кроме того, для 10,6% экспорта ЕС Украина предложила лишь частичную либерализацию таможенных тарифов.
     Украина предоставляет немедленные преференции лишь на 49,2% экспорта обработанной пищевой продукции, в то время как ЕС предоставляет немедленные преференций на 83,4% украинского экспорта таких товаров. Более того, ЕС предложил тарифные квоты Украине на товары, составляющие 15,9% стоимости украинского экспорта в ЕС (за референтный период). На 6,1% экспорта ЕС Украина предложила лишь частичную либерализацию.
     В момент, когда Соглашение вступит в силу, Украина предоставит немедленные преференции лишь на 49,2% объема экспорта промышленных товаров со стороны ЕС. После десятилетнего переходного периода доля экспорта ЕС, который получит преференции для доступа на рынок Украины, возрастет до 96%. Автомобильный сектор (автомашины), на который приходится 4% экспорта ЕС в Украину, будет иметь особо продолжительный десятилетний переходной период; после этого будет существовать возможность применять дополнительные предупредительные меры в течение дополнительных 5 лет. Таким образом, сравнительно с календарем отмены таможенных тарифов Евросоюза, по которому 94,7% тарифов либерализуются сразу, Украина получает значительные преимущества.
    Кроме того, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что все торговые партнеры, получившие преференциальные соглашения с ЕС (Южно-Африканская Республика, Мексика, Чили, Марокко и т.п.), получили выгоды от доступа к широкому рынку ЕС. При этом темпы роста их торговли составляли десятки процентов (в средне- и долгосрочной перспективе), что превышает темпы роста торговли самого ЕС.
    Оценки экономического роста в долгосрочной перспективе, к которым приведет выполнение Соглашения, являются большей частью положительными. Независимый анализ прогнозирует ежегодный рост ВВП Украины в размере более 5%. Такой дополнительный рост экономики Украины приведет к увеличению налоговых и таможенных доходов.

    Проблематика использования тарифных квот для экспорта украинской сельскохозяйственной продукции
    Приложением ІІ к Регламенту установлен перечень товаров и объемы квот, получение которых будет происходить по принципу «firstcome – firstserved» (первым пришел первым получил) в соответствии со ст. 308a, 308b и 308c Регламента ЕК №2454/93 от 2.07.1993 г., которым установлены положения относительно имплементации Таможенного кодекса Сообщества (Регламент Совета №2913/92).
    Приложением ІІІ к Регламенту установлен перечень товаров и объемы квот, администрирование которых будет происходить путемлицензирования импортеров (экономических операторов государств-членов ЕС) со стороны компетентных органов государств-членов ЕС и общей координации со стороны Генерального директората Европейской комиссии «Аграрные вопросы и развитие сельской местности» . Детализированные процедуры лицензирования при применении квот на говядину, свинину, мясо домашней птицы, яйца и альбумины, молочную продукцию, зерновые установлены соответствующими имплементационными регламентами Европейской комиссии №№ 411/2014, 412/2014, 413/2014, 414/2014, 415/2014 и 416/2014 от 23.04.2014 г.
    Следует отметить, что 2014 год действительно стал первым годом свободного экспорта украинских товаров на европейский рынок. Это стало возможно благодаря действию автономных преференций ЕС. Напомним, эти преференции вступили в силу с 23 апреля 2014 года, после чего таможенные ставки ЕС стали соответствовать условиям первого года действия экономической части Соглашения об ассоциации. По итогам 10 месяцев украинский экспорт в ЕС возрос в среднем на 10-12%. В основном такой рост обеспечивался аграрной продукцией.
    По данным Минагропрода, ожидания роста поставок украинских товаров в ЕС были гораздо выше итогового результата. Положительная динамика торговли с ЕС в значительной степени компенсировала общее падение экспорта на 11,3%, вызванное фактическим закрытием российского рынка. При этом Минагропромполитикиотмечает, что темпы роста украинского экспорта в ЕС уже с конца прошлого года начали демонстрировать постепенное торможение. Это торможение, прежде всего, вызвано окончанием эффекта обнуления пошлин. Соответственно, для дальнейшего роста поставок в ЕС необходимо ускорить работу по адаптации украинских технических регламентов к европейским, а также по получению недостающих разрешений на экспорт украинской продукции в ЕС .

    Нереализованный потенциал увеличения украинского экспорта в Евросоюз демонстрирует использование украинскими компаниями квот на поставки в ЕС продукции по нулевой таможенной ставке.
    Как отмечает Минагропрод, по итогам года выяснилось, что большинство квот оказались не исчерпанными. Кроме того, по большинству товарных позиций поставки в ЕС так и не начались .И это при том, что в процессе подготовки Соглашения об ассоциации объем предлагаемых квот был наиболее частой причиной критики со стороны бизнеса. По результатам переговоров полученный объем квот не устроил украинский бизнес, представители которого с самого начала заявляли о необходимости увеличения большинства из них. Выяснилось, что даже такие «незначительные» квоты оказались непосильными для украинских аграриев.
    В правительстве обещают разобраться в причинах такого недостаточного использования квот. Это может означать отсутствие сертифицированного производства, продажу продукции на других рынках по более высокой цене, или чрезмерную сложность логистических путей. Среди других возможных причин можно выделить недостаточный объем продукции, производимой украинскими аграриями для экспортирования, и недостаточность знаний у национального производителя о существующих возможностях.
    Впрочем, некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Статистика использования квот свидетельствует о том, что в полной мере ими воспользовались экспортеры меда, виноградного и яблочного соков, а также консервированных томатов .Таким образом, следует отметить, что в полной мере свои квоты исчерпали те экспортеры, чьи товары и раньше экспортировались в ЕС, поскольку у них уже были наработаны торговые связи, а в такой ситуации появление квот лишь усиливает их конкурентные преимущества.
    Следует отметить, что предложенные объемы квот по этим позициям действительно невелики. Например, общий объем квот на яблочный и виноградный соки 10 тыс. тонн, на мед 5 тыс. тонн. Квота на экспорт консервированных томатов также составляет 10 тыс. тонн. При этом украинские товаропроизводители должны понять, что стопроцентная выборка дает возможность начать переговоры об увеличении квот. По крайней мере, в Минагропроде уже обещают скорое начало таких консультаций с ЕС .
    Еще одна довольно успешная позиция зерновые. Здесь квота была исчерпана практически полностью из ее объема в 6,3 тыс. тонн не использованы лишь 0,5 тонны (меньше одной сотой процента). Также почти полностью были исчерпаны квоты на экспорт чеснока и овса.
    Однако формально эти квоты не выбраны полностью, что существенно усложняет переговоры об их увеличении . Частично была использована квота на солод экспорт оставил почти 2 тыс. из годового объема в 7 тыс. тонн. По остальным позициям объем выборки квот находился в пределах от нуля до 10-15%, при этом по отдельным видам продукции, в частности молочной, нулевая выборка квот понятна .Украина еще не получила разрешения на экспорт такой продукции в ЕС.
    В лучшем случае такие разрешения будут получены в конце 2015 года, соответственно, использование квот начнется лишь с 2016 года. Впрочем, относительно и молочной, и, особенно, мясной продукции такой прогноз выглядит оптимистично.
    Одной из основных проблем является конкуренция с европейскими производителями, далеко не все украинские производители могут соревноваться с европейцами. Примером этого является выборка квоты на ячмень менее 10%, хотя эта статья экспорта традиционно считалась одной из наиболее перспективных. Причиной этого стало повышение предложения на рынке ЕС (высокий урожай ячменя во Франции).
    Впрочем, уже по итогам 2015 года ситуация с квотами может существенно улучшиться. Прежде всего, это связано с девальвацией гривни влияние этого фактора сейчас куда сильнее, чем год назад.
    Регламентом Европейского парламента и Совета ЕС №1150/2014 от 29.10.2014 г. продлен срок действия режима автономных торговых преференций до 31.12.2015 г. Согласно имплементационным регламентам Европейской комиссии от 31.10.2014 г. №1164/2014, 1165/2014, 1166/2014, 1167/2014, 1168/2014 и 1169/2014, которыми устанавливаются детальные процедуры лицензирования импортеров (экономических операторов государств-членов ЕС) в рамках использования тарифных квот для товаров согласно упомянутому выше Приложению ІІІ, в 2015 г. при импорте в Евросоюз мясной (говядина, свинина, домашняя птица) и яичной продукции лицензирование в рамках соответствующих годовых квот будет распределяться равными частями ежеквартально, по 25% от общего объема квоты. Лицензирование импорта зерновых будет происходить на еженедельных началах, а молочной продукции путем распределения квоты на два шестимесячных периода.
    Несмотря на все существующие препятствия, активность украинских компаний относительно поиска европейских контрагентов также постепенно дает результаты. Налаживание новых торговых связей требует времени, однако многие компании, которые еще в прошлом году начали работу над обеспечением экспорта в ЕС, в этом году имеют все шансы начать поставки.

    Перспективы развития аграрного законодательства в Украине
    В общем понимании зона свободной торговли это тип международной интеграции, при которой в странах-участницах отменяются таможенные сборы и количественные ограничения во взаимной торговле. Таким образом, Соглашение между Украиной и ЕС предусматривает, прежде всего, отмену (в отдельных случаях существенное уменьшение) экспортных и импортных пошлин.
    Рассматривая вопрос перспективы модернизации украинского законодательства, приведения его в соответствие с европейскими стандартами и постепенной адаптации к условиям ЕС, необходимо, прежде всего, исходить из обязательств, которые брала на себя Украина, подписывая Соглашение, и учитывать политическую составляющую, а именно – условия Коалиционной сделки, подписанной 21.11.2014 г.
    Согласно ст. 25 Соглашения, стороны постепенно создают зону свободной торговли в течение переходного периода, не превышающего 10 лет, начиная с даты вступления в силу настоящим Соглашением, если иное не предусмотрено в Приложениях 1 и 2 к Соглашению, согласно положениям настоящего Соглашения и согласно ст. XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее ГАТТ-1994). Список законодательства для адаптации определен с указанием сроков ее осуществления в приложениях к Соглашению.
    По нашему мнению, главными направлениями адаптации законодательства при этом должны стать: дерегуляция украинской экономики, которая уже происходит (упразднены фитосанитарные и ветеринарные сертификаты), проведение глобальных реформ в аграрном секторе.
    При этом необходимо отметить, что в Украине уже действуют Законы «Об общей безопасности непищевой продукции», «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», «Об аккредитации органов по оценке соответствия», «О технических регламентах и оценках соответствия», «О метрологии и метрологической деятельности» и т.п. Эти законы принимались во исполнение взятых на себя Украиной обязательств по Соглашению. Таким образом, одной из основных задач для законодателей является приведение остальных нормативных документов в соответствие с Регламентом, Директивами и Решениями ЕС. Более того, в Украине из свыше 5000 европейских стандартов уже принято 1427.
    Следовательно, Приложением ІІІ к Соглашению предусмотрен Список законодательства для адаптации, определенный с указанием сроков ее осуществления. Это законодательство касается таких вопросов: общая безопасность продукции (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); установление требований для аккредитации и рыночного надзора, касающегося торговли продукцией (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); общая структура (система) маркетинга продукции (График: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящим Соглашением); единицы измерения (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); ответственности за дефектную продукцию (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения) и т.п.
    В качестве примера можно рассмотреть структуру законодательства ЕС в сфере пищевой безопасности. Европейский подход к регулированию продовольственного рынка основывается на рамочном регулировании , устанавливающем общие правила, принципы, начала и стандарты законодательства ЕС (Regulation (EC) № 178/2002 («Base-regulation»), далее Регламент 178/2002). Этот Регламент также вводит процедуры относительно соблюдения качества и безопасности продовольствия. Регламент 178/2002 учитывает «принцип осторожности» и устанавливает общие положения для внедрения принципа «отслеживаемости» продовольствия (возможности отслеживать и контролировать безопасность и качество пищевых продуктов, кормов и ингредиентов на всех этапах производства, переработки и распределения). Также акцентируется внимание на необходимости соответствующего «отслеживания» продовольственных товаров импортного происхождения, опубликованного в руководстве по внедрению (Guidance Document on the Implementation of the General Foodlaw). Данный Регламент также обеспечивает нормативную базу во избежание рисков, связанных с соблюдением качества и безопасности. Кроме того, в упомянутом Регламенте внедрен Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (European Food Safety Authority EFSA), который, будучи независимым органом, призван обеспечивать научное консультирование законодателей, разрабатывать конкретные нормативные документы относительно безопасности пищевых продуктов и кормов и осуществлять контроль гармонизации и соблюдения законодательства (Регламент 882/2004).
    В части маркировки продукции основным нормативным документом ЕС является Директива ЕС 2000/13/ЕС, которой введены основные требования относительно маркировки продовольственных товаров. С декабря 2014 года вступил в силу Регламент об информировании потребителей о продовольственных товарах (рег. №1169/2011). В упомянутом документе установлены требования относительно: обязательной маркировки происхождения необработанного мяса свиней, овец, коз и домашней птицы; выделение в списке ингредиентов аллергенов, например, арахиса или молока, в том числе для предварительно упакованных продуктов (включая те, которые продаются в ресторанах и кафе); требования относительно минимального размера текста.
    Также существует ряд требований относительно упаковки ингредиентов, где действуют четыре регламента, в которых внедрены основные принципы процедуры авторизации для пищевых добавок, пищевых ферментов и пищевых ароматизаторов (рег. №1331/2008 и рег. №1332/2008) относительно использования ароматизаторов и некоторых пищевых ингредиентов со вкусовыми свойствами для использования в пищевых продуктах (рег. №1333/2008) и относительно использования пищевых добавок (рег. №1333/2008). При этом следует отметить, что наряду с общими требованиями существуют также и специфические требования, как к производству, так и к реализации продукции на рынке Европейского союза.
    Итак, лишь из указанного можно сделать вывод, что Украина, согласно взятым на себя по Соглашению обязательствам, должна принять/изменить/дополнить свое законодательство в сфере качества и безопасности продовольствия; отслеживания и контроля над безопасностью и качеством пищевых продуктов, кормов и ингредиентов на всех этапах производства, переработки и распределения; установления компетенции органа по безопасности пищевых продуктов (по своим функциям подобного European Food Safety Authority EFSA); стандартов маркировки продовольственных товаров и упаковки ингредиентов; авторизации для пищевых добавок, пищевых ферментов и пищевых ароматизаторов.
    Кроме того, согласно условиям Коалиционной сделки, подписанной 21.11.2014 г., народными депутатами Украины планируется осуществить ряд комплексных действий и мер, направленных на реформирование агропромышленного сектора экономики, который также может повлиять на ведение бизнеса украинскими аграриями, в частности:
    Законодательно урегулировать вопрос передачи в коммунальную собственность земель государственной собственности, расположенных за пределами населенных пунктов, кроме тех, на которых расположены объекты государственной собственности (I квартал 2015 года).
    Исключить из законодательства Украины нормы, предоставляющие возможность приобретать право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности на неконкурентных началах (II квартал 2015 года).
    Усовершенствовать арендные отношения относительно: законодательного закрепления минимального срока договора аренды земель сельскохозяйственного назначения; стимулирования среднесрочных и долгосрочных арендных отношений; внедрения эффективных регуляторных механизмов для развития рынка аренды земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность продажи прав аренды и их залог (II квартал 2015 года); создание благоприятной регуляторной среды для восстановления площадей оросительных земель, в частности через закрепление понятия единого оросительного земельного массива, четкое законодательное закрепление прав собственности и пользования оросительными системами (III квартал 2015 года).
    Сохранить до 1 января 2018 года действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, как это предусмотрено в Налоговом кодексе, и возмещение НДС при экспорте сельскохозяйственной продукции. До 1 июня 2017 года разработать новую систему налогообложения, которая будет стимулировать развитие сельскохозяйственного производства.
    Обеспечить государственную поддержку фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей путем предоставления льготных кредитов, в том числе долгосрочных, для финансирования проектов, направленных на производство (с возможной дальнейшей переработкой) сельскохозяйственной продукции, и удешевление страховых платежей (премий) по договорам страхования сельскохозяйственных культур от риска гибели (начиная с I квартала 2016 года).
    Обеспечить законодательное урегулирование и практическое внедрение финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции (аграрные расписки, фьючерсные и форвардные контракты, в том числе заключенные на мировых товарных и фондовых биржах) (I квартал 2015 года).
    Привлечь в организованный аграрный рынок малые и самозанятые формы хозяйствования (личных крестьянских хозяйств) при условии соблюдения такими хозяйствами законодательно установленных требований относительно качества и безопасности пищевой продукции, законодательно закрепить хозяйствования семейного типа (семейные фермерские хозяйства) с предоставлением им статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие мелких и семейных фермерских хозяйств на началах их кооперации и объединения (IV квартал 2015 года).
    Обеспечить приватизацию государственных предприятий, подчиненных Минагропроду, кроме объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения и памятников культуры.
    Содействовать привлечению инвестиций международных финансовых учреждений и стран  стратегических партнеров Украины (в частности Европейский союз, США, Китай) для реализации проектов в агропромышленном комплексе.
    Обеспечить переход от ограничений экспорта к формированию государственного мобилизационного продовольственного резерва для обеспечения национальной безопасности (II квартал 2015 года).
    Уменьшить расходы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, в частности путем отмены излишних процедур обязательной регистрации, сертификации и разрешительной документации (в частности карантинные и ветеринарные сертификаты), сокращение времени и расходов, связанных с осуществлением установленных процедур оценки соответствия требованиям по безопасности потребления и фитосанитарным требованиям (I квартал 2015 года).
    Гармонизировать законодательство, регулирующее безопасность пищевой продукции, с законодательными актами ЕС (II квартал 2015 года).
    Сформировать законодательную базу для развития инфраструктуры аграрного рынка.
    Содействовать продвижению отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на внешние рынки сбыта, в частности их участию в международных выставках.
    Усовершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере владения, распоряжения и пользования земельными, лесными, водными и другими природными ресурсами с целью усиления защиты общественных интересов и обеспечения местным общинам доступа к ним как к активам локального развития (III квартал 2015 года).
    Гармонизировать отечественное законодательство с законодательством ЕС относительно обеспечения и стимулирования рационального использования природных ресурсов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, уменьшения техногенной нагрузки аграрного сектора на окружающую природную среду (II квартал 2015 года).
    Таким образом, мы видим определенные тенденции, направленные на развитие и усовершенствование действующего законодательства Украины и приведение его в соответствие с общеевропейскими стандартами, а также его гармонизацию и адаптацию к таким стандартам.
    Оценив ряд нормативных документов ЕС, Соглашение об ассоциации Украины с ЕС,а также Коалиционное соглашение, можно сделать вывод о том, что в кратчайшие сроки законодательному урегулированию будут подлежать общественные отношения, влияющие на аграрный сектор экономики, в сферах:
    безопасности и качества пищевых продуктов, кормов и ингредиентов;
    безопасности потребления и фитосанитарных требований;
    стандартизации маркировки продовольственных товаров и упаковки ингредиентов;
    передачи в коммунальную собственность земель государственной собственности;
    приобретения права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения;
    таможенного законодательства;
    налогового законодательства;
    поддержки фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    внедрения финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции;
    приватизации государственных предприятий, подчиненных Минагропроду;
    отношений в сфере владения, распоряжения и пользования земельными, лесными, водными и другими природными ресурсами.
    С практической точки зрения это свидетельствует о следующих наиболее перспективных направлениях развития аграрного законодательства:
    Принятие Закона Украины «О кормах», обусловленное тем, что вопрос производства, экспорта, импорта, использования, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения и введения в обращение кормов, кормовых добавок и премиксов, основы обеспечения их качества и безопасности в Украине законодательно не урегулирован. Производители и потребители этой продукции не защищены законодательством от некачественного и опасного сырья, а также продукции (проект закона отозван 12.12.2012 г.).
    Принятие Закона Украины «О локальных аграрных рынках», поскольку существует потребность законодательно урегулировать деятельность локальных и местных аграрных рынков.
    Внесение изменений в Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» согласно стандартам ЕС.
    Внесение изменений в Закон Украины «Об аренде земли» и Земельный кодекс Украины относительно: законодательного закрепления минимального срока договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования среднесрочных и долгосрочных арендных отношений; внедрения эффективных регуляторных механизмов для развития рынка аренды земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность продажи прав аренды и их залог.
    Принятие Закона Украины «Об упаковке и упаковочных отходах» с определением правовых, организационных, экономических принципов и урегулированием отношений в сфере обращения с упаковкой и отходами упаковки с целью обеспечения экологической безопасности.
    Внесение изменений в Закон Украины «Об аграрных расписках» с целью обеспечения законодательного урегулирования и практического внедрения финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции.
    Внесение изменений в Таможенный кодекс Украины и Закон Украины «О таможенном тарифе Украины», приведение в соответствие с Тарифными графиками для Украины и ЕС, определенными в Приложении IV к Соглашению.
    Внесение изменений в Налоговый кодекс Украины относительно разработки новой системы налогообложения, которая будет стимулировать развитие сельскохозяйственного производства, и т.п.
    Таким образом, государству совместно с украинскими товаропроизводителями необходимо принимать/дополнять/изменять действующее законодательство Украины для постепенного приближения к нормам и стандартам ЕС в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и в сопредельных сферах, стандартов и правил оценки соответствия, санитарных и фитосанитарных правил, прав интеллектуальной собственности, содействия торговле, государственных закупок и конкуренции, обязательных к выполнению положений, связанных с торговлей, транзитом и транспортировкой, что, кроме всего прочего, позволит привлечь в аграрный сектор экономики дополнительные инвестиции.

    Экспертный вывод
    Согласно условиям сделки, Украина обязывалась принимать необходимые меры с целью постепенного достижения соответствия техническим регламентам ЕС и системам стандартизации, метрологии, аккредитации, работ по оценке соответствия и рыночного надзора ЕС и обязывалась соблюдать принципы и практики, изложенные в действующих решениях и регламентах ЕС. Имплементация Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров обеспечит осуществление торговли между сторонами на таких же условиях, как и между государствами-членами ЕС. Положения относительно маркировки товаров содержат обязательство сторон действовать согласно принципам Соглашения ВТО о технических барьерах относительно того, что требования к маркировке не должны создавать лишних препятствий для международной торговли. Гармонизация технических стандартов сторон сократит существующие нетарифные барьеры в торговле между сторонами, улучшит качество продукции на внутреннем рынке Украины, а также будет содействовать формированию положительного имиджа Украины на мировых рынках относительно качества украинских товаров и продукции.
    Украинский аграрный сектор получит наибольшие преимущества от уменьшения ввозных пошлин: 330 млн. евро для сельскохозяйственной продукции и 53 млн. евро для переработанной сельскохозяйственной продукции. Новые возможности доступа к рынку Евросоюза и внедрение высших стандартов производства продукции поощрят инвестиции, будут стимулировать модернизацию сельского хозяйства и улучшат условия работы.
    Этот процесс, без сомнения, невозможно осуществить без определенных расходов. Модернизацию украинского аграрного сектора экономики невозможно осуществить без инвестиций. Существует потребность в инвестициях как самих представителей аграрного бизнеса, так и заграничных инвесторов, а также потребность в помощи от правительства и международных финансовых учреждений. Однако такие инвестиции, в конце концов, будут иметь положительное влияние на внутреннюю и международную конкурентоспособность отраслей, базирующихся в Украине, а также на потребителей, предоставляя им товары, как уже отмечалось, лучшего качества. При этом отметим, что ЕС демонстрирует свою готовность предоставлять такую помощь, давать советы и делиться опытом в этой важной сфере.
    Таким образом, можно сделать вывод, что само по себе Соглашение об ассоциации является инвестицией в модернизацию. Оно способно активизировать поступление дополнительных инвестиций, в частности от заграничного бизнеса и иностранных государств, а также международных финансовых учреждений (например, ЕБРР и Всемирного банка), в том числе путем вхождения иностранного капитала в отечественные субъекты хозяйствования при осуществлении сделок слияния и поглощения (M&A).

    Александр Сидоренко,
    советник, адвокат МЮК «Александров и партнеры»
    //www.apk-inform.com/





    Схожі новини
  • ЕС: Украина имеет право на двойные квоты в 2014 г.
  • Аграрные ассоциации Украины выступают за скорейшее подписание Соглашения с ЕС
  • Украина гармонизировала с европейскими требованиями
  • Сальдо внешней торговли молочной продукцией снизилось на 17%
  • Украинским производителям станет легче экспортировать корма в ЕС

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Перспективное аграрное законодательство и реформирование аграрного сектора экономики Украины


Общий анализ Соглашения об ассоциации Украины с ЕС
Лето 2014 года стало для Украины судьбоносным. Именно в июне наше государство сделало свой цивилизационный выбор, подтвердив уважение к основоположным европейским демократическим принципам верховенства права, обеспечения прав и свобод человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; недискриминации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и т.п., человеческого достоинства и преданности принципам свободной рыночной экономики.
27 июня 2014 года в Брюсселе между главами государств-членов Европейского союза и президентом Украины Петром Порошенко подписано Соглашение об ассоциации Украины с ЕС(далее Соглашение), ратифицированное 16 сентября 2014 года одновременно Верховной Радой Украины и Европейским парламентом. При подписании Соглашения стороны задекларировали ряд основоположных принципов, целей и задач, обстоятельств и мотивов, ставших поводом для заключения данного документа.
Соглашение между Украиной и ЕС называют одним из самых амбициозных соглашений, когда-либо заключенных Евросоюзом. Прежде всего, из-за создания «глубокой и всеохватывающей зоны свободной торговли» (далее ГВЗСТ). Раздел IV Соглашения, где говорится об установлении ГВЗСТ, должен вступить в силу с 1 января 2016 года.
Согласно Соглашению, ГВЗСТ предоставит Украине возможности для модернизации ее торговых отношений и экономического развития. Инструментарием этих процессов будут выступать: открытие рынков путем постепенной отмены таможенных тарифов, предоставление беспошлинного доступа в рамках квот, масштабная гармонизация украинских законов, норм и стандартов с действующими в ЕС в разных, непосредственно или опосредованно связанных с торговлей секторах. Эти процессы создадут условия для гармонизации стандартов Украины и ЕС в ключевых сферах.
Одной из основных задач, которые взяла на себя Украина, является интеграция и приближение национального законодательства к стандартам ЕС.
В преамбуле к Соглашению четко указано, что политическая ассоциация и экономическая интеграция Украины с Европейским союзом будет зависеть от прогресса в имплементации настоящего Соглашения, а также от достижений Украины в сфере обеспечения уважения к общим ценностям, от прогресса в процессе приближения Украины к ЕС в политической, экономической и правовой сферах.
При этом одной из основных целей, определенных Украиной и предусмотренных Соглашением, является интеграция в углубленную и всеохватывающую зону свободной торговли. Преамбула к Соглашению напрямую связывает это с процессом широкомасштабной адаптации законодательства, которое, по мнению сторон-подписантов, будет содействовать дальнейшей экономической интеграции во внутренний рынок ЕС, как это предусмотрено настоящим Соглашением.
Одной из основных отраслей экономики Украины является ее аграрный сектор, а потому для нас большое значение имеет развитие торговли сельскохозяйственной продукцией.
Таким образом, подписание Соглашения требует от Украины проведения реформы аграрного сектора и либерализации доступа к рынку аграрной и пищевой продукции. Этот вопрос является самым острым среди всех других, поскольку сельскохозяйственный сектор является наименее реформированным.
При этом необходимо учитывать, что само по себе Соглашение об ассоциации является инвестицией в модернизацию. Оно способно активизировать поступление дополнительных инвестиций, в частности от заграничного бизнеса и иностранных государств, а также международных финансовых учреждений (например, ЕБРР и Всемирного банка). Наиболее удобным способом вхождения иностранного капитала в отечественные субъекты хозяйствования являются сделки слияния и поглощения. Рассматривая такую форму концентрации капитала, следует отметить, что в английской терминологии используется выражение «merger and acquisition» (M&A). Корпоративные соглашения относительно изменения стоимости капитала являются средством реструктуризации предприятий, с одной стороны, а с другой формой решения разногласий при перегруппировке долей первоначального накопления капитала, большей частью акционерного.
Одной из самых приоритетных отраслей для вложения капитала, с точки зрения голландских, польских и французских инвесторов, является сельское хозяйство Украины, а именно: развитие экспортоориентированного производства, в частности возделывания зерновых, масличных культур и сахарной свеклы.
Таким образом, первоочередной задачей органов государственной власти и общества вообще является дерегуляция экономики Украины и глобальное реформирование агропромышленного сектора, что должно быть отображено в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность агробизнеса Украины, и должно отвечать требованиям нормативных актов Европейского союза.
Экономическая целесообразность Соглашения об ассоциации Украины с ЕС
Изменения в тарифной защите сторон (таможенных тарифах)

Ожидается, что Соглашение положительно повлияет на отношение инвесторов и международных рынков к Украине, ведь оно прокладывает четкий путь для будущих экономических реформ.
С первого дня украинские экспортеры получат широкий доступ к рынкам ЕС благодаря падению ввозной пошлины. Некоторые украинские ввозные пошлины также уменьшатся. Кроме того, многие украинские таможенные тарифы будут снижены лишь через 2, 3 года или 5 лет. Благодаря Соглашению ввозные тарифы уменьшатся приблизительно на 0,8-1 млрд. евро (непосредственно с момента вступления в силу). Эти средства являются тем финансовым вливанием в торговлю между ЕС и Украиной, которое будет иметь положительное влияние, прежде всего на украинский бизнес. Ведь снятие тарифов будет асимметричным, и эта асимметрия будет в пользу украинских экспортеров. Поскольку тарифы ЕС, в частности на сельскохозяйственную продукцию, выше, чем украинские, то от их снятия Украина выигрывает больше, чем ЕС.
Асимметрия в либерализации и более благоприятный режим для Украины очевиден, учитывая следующие факты:
переходной период, который ведет к полной либерализации, распространяется лишь на 7 лет для ЕС и на период до 10 лет для Украины (переходной период для импорта автомобилей из ЕС в Украину составляет де-факто 15 лет);
отмена тарифов ЕС для Украины будет быстрой (большая часть либерализации состоится в течение первых лет с момента вступления Соглашения в силу), тем временем Украина будет либерализовывать большинство своих тарифов позднее, на протяжении переходного периода.
При этом необходимо обратить внимание на то, что и ЕС, и Украина ограничивают либерализацию в нескольких ключевых отраслях, вводя тарифные квоты и беря на себя обязательства относительно частичной тарифной либерализации в течение 5, 7 или 10 лет. В этой плоскости украинское предложение для ЕС более консервативно, чем предложение ЕС для Украины.
Вообще порядок отмены и либерализации таможенных тарифов четко указан в Тарифных графиках для Украины и ЕС (Приложение IV к Соглашению). Введение этих отмен и сокращений будет нуждаться во внесении изменений в законодательство Украины и ЕС (по меньшей мере, Таможенного кодекса Украины и Закона Украины «О таможенном тарифе Украины»), поскольку они носят более нормированный и технический характер; вноситься такие изменения могут «автоматически», без каких-либо дополнительных и специальных знаний в области юриспруденции.
Оценки относительно конкретных отраслей:
 Украина предоставляет немедленные преференции лишь на 52,6% всего объема экспорта сельскохозяйственной продукции из ЕС, в то время как ЕС предоставит немедленные преференции 82,2% украинского экспорта сельскохозяйственных товаров. Товары, которых касаются тарифные квоты (TRQs), составляли 17,8% стоимости украинского экспорта в ЕС (в течение референтного периода) и лишь 4% экспорта ЕС в Украину. Кроме того, для 10,6% экспорта ЕС Украина предложила лишь частичную либерализацию таможенных тарифов.
 Украина предоставляет немедленные преференции лишь на 49,2% экспорта обработанной пищевой продукции, в то время как ЕС предоставляет немедленные преференций на 83,4% украинского экспорта таких товаров. Более того, ЕС предложил тарифные квоты Украине на товары, составляющие 15,9% стоимости украинского экспорта в ЕС (за референтный период). На 6,1% экспорта ЕС Украина предложила лишь частичную либерализацию.
 В момент, когда Соглашение вступит в силу, Украина предоставит немедленные преференции лишь на 49,2% объема экспорта промышленных товаров со стороны ЕС. После десятилетнего переходного периода доля экспорта ЕС, который получит преференции для доступа на рынок Украины, возрастет до 96%. Автомобильный сектор (автомашины), на который приходится 4% экспорта ЕС в Украину, будет иметь особо продолжительный десятилетний переходной период; после этого будет существовать возможность применять дополнительные предупредительные меры в течение дополнительных 5 лет. Таким образом, сравнительно с календарем отмены таможенных тарифов Евросоюза, по которому 94,7% тарифов либерализуются сразу, Украина получает значительные преимущества.
Кроме того, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что все торговые партнеры, получившие преференциальные соглашения с ЕС (Южно-Африканская Республика, Мексика, Чили, Марокко и т.п.), получили выгоды от доступа к широкому рынку ЕС. При этом темпы роста их торговли составляли десятки процентов (в средне- и долгосрочной перспективе), что превышает темпы роста торговли самого ЕС.
Оценки экономического роста в долгосрочной перспективе, к которым приведет выполнение Соглашения, являются большей частью положительными. Независимый анализ прогнозирует ежегодный рост ВВП Украины в размере более 5%. Такой дополнительный рост экономики Украины приведет к увеличению налоговых и таможенных доходов.

Проблематика использования тарифных квот для экспорта украинской сельскохозяйственной продукции
Приложением ІІ к Регламенту установлен перечень товаров и объемы квот, получение которых будет происходить по принципу «firstcome – firstserved» (первым пришел первым получил) в соответствии со ст. 308a, 308b и 308c Регламента ЕК №2454/93 от 2.07.1993 г., которым установлены положения относительно имплементации Таможенного кодекса Сообщества (Регламент Совета №2913/92).
Приложением ІІІ к Регламенту установлен перечень товаров и объемы квот, администрирование которых будет происходить путемлицензирования импортеров (экономических операторов государств-членов ЕС) со стороны компетентных органов государств-членов ЕС и общей координации со стороны Генерального директората Европейской комиссии «Аграрные вопросы и развитие сельской местности» . Детализированные процедуры лицензирования при применении квот на говядину, свинину, мясо домашней птицы, яйца и альбумины, молочную продукцию, зерновые установлены соответствующими имплементационными регламентами Европейской комиссии №№ 411/2014, 412/2014, 413/2014, 414/2014, 415/2014 и 416/2014 от 23.04.2014 г.
Следует отметить, что 2014 год действительно стал первым годом свободного экспорта украинских товаров на европейский рынок. Это стало возможно благодаря действию автономных преференций ЕС. Напомним, эти преференции вступили в силу с 23 апреля 2014 года, после чего таможенные ставки ЕС стали соответствовать условиям первого года действия экономической части Соглашения об ассоциации. По итогам 10 месяцев украинский экспорт в ЕС возрос в среднем на 10-12%. В основном такой рост обеспечивался аграрной продукцией.
По данным Минагропрода, ожидания роста поставок украинских товаров в ЕС были гораздо выше итогового результата. Положительная динамика торговли с ЕС в значительной степени компенсировала общее падение экспорта на 11,3%, вызванное фактическим закрытием российского рынка. При этом Минагропромполитикиотмечает, что темпы роста украинского экспорта в ЕС уже с конца прошлого года начали демонстрировать постепенное торможение. Это торможение, прежде всего, вызвано окончанием эффекта обнуления пошлин. Соответственно, для дальнейшего роста поставок в ЕС необходимо ускорить работу по адаптации украинских технических регламентов к европейским, а также по получению недостающих разрешений на экспорт украинской продукции в ЕС .

Нереализованный потенциал увеличения украинского экспорта в Евросоюз демонстрирует использование украинскими компаниями квот на поставки в ЕС продукции по нулевой таможенной ставке.
Как отмечает Минагропрод, по итогам года выяснилось, что большинство квот оказались не исчерпанными. Кроме того, по большинству товарных позиций поставки в ЕС так и не начались .И это при том, что в процессе подготовки Соглашения об ассоциации объем предлагаемых квот был наиболее частой причиной критики со стороны бизнеса. По результатам переговоров полученный объем квот не устроил украинский бизнес, представители которого с самого начала заявляли о необходимости увеличения большинства из них. Выяснилось, что даже такие «незначительные» квоты оказались непосильными для украинских аграриев.
В правительстве обещают разобраться в причинах такого недостаточного использования квот. Это может означать отсутствие сертифицированного производства, продажу продукции на других рынках по более высокой цене, или чрезмерную сложность логистических путей. Среди других возможных причин можно выделить недостаточный объем продукции, производимой украинскими аграриями для экспортирования, и недостаточность знаний у национального производителя о существующих возможностях.
Впрочем, некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Статистика использования квот свидетельствует о том, что в полной мере ими воспользовались экспортеры меда, виноградного и яблочного соков, а также консервированных томатов .Таким образом, следует отметить, что в полной мере свои квоты исчерпали те экспортеры, чьи товары и раньше экспортировались в ЕС, поскольку у них уже были наработаны торговые связи, а в такой ситуации появление квот лишь усиливает их конкурентные преимущества.
Следует отметить, что предложенные объемы квот по этим позициям действительно невелики. Например, общий объем квот на яблочный и виноградный соки 10 тыс. тонн, на мед 5 тыс. тонн. Квота на экспорт консервированных томатов также составляет 10 тыс. тонн. При этом украинские товаропроизводители должны понять, что стопроцентная выборка дает возможность начать переговоры об увеличении квот. По крайней мере, в Минагропроде уже обещают скорое начало таких консультаций с ЕС .
Еще одна довольно успешная позиция зерновые. Здесь квота была исчерпана практически полностью из ее объема в 6,3 тыс. тонн не использованы лишь 0,5 тонны (меньше одной сотой процента). Также почти полностью были исчерпаны квоты на экспорт чеснока и овса.
Однако формально эти квоты не выбраны полностью, что существенно усложняет переговоры об их увеличении . Частично была использована квота на солод экспорт оставил почти 2 тыс. из годового объема в 7 тыс. тонн. По остальным позициям объем выборки квот находился в пределах от нуля до 10-15%, при этом по отдельным видам продукции, в частности молочной, нулевая выборка квот понятна .Украина еще не получила разрешения на экспорт такой продукции в ЕС.
В лучшем случае такие разрешения будут получены в конце 2015 года, соответственно, использование квот начнется лишь с 2016 года. Впрочем, относительно и молочной, и, особенно, мясной продукции такой прогноз выглядит оптимистично.
Одной из основных проблем является конкуренция с европейскими производителями, далеко не все украинские производители могут соревноваться с европейцами. Примером этого является выборка квоты на ячмень менее 10%, хотя эта статья экспорта традиционно считалась одной из наиболее перспективных. Причиной этого стало повышение предложения на рынке ЕС (высокий урожай ячменя во Франции).
Впрочем, уже по итогам 2015 года ситуация с квотами может существенно улучшиться. Прежде всего, это связано с девальвацией гривни влияние этого фактора сейчас куда сильнее, чем год назад.
Регламентом Европейского парламента и Совета ЕС №1150/2014 от 29.10.2014 г. продлен срок действия режима автономных торговых преференций до 31.12.2015 г. Согласно имплементационным регламентам Европейской комиссии от 31.10.2014 г. №1164/2014, 1165/2014, 1166/2014, 1167/2014, 1168/2014 и 1169/2014, которыми устанавливаются детальные процедуры лицензирования импортеров (экономических операторов государств-членов ЕС) в рамках использования тарифных квот для товаров согласно упомянутому выше Приложению ІІІ, в 2015 г. при импорте в Евросоюз мясной (говядина, свинина, домашняя птица) и яичной продукции лицензирование в рамках соответствующих годовых квот будет распределяться равными частями ежеквартально, по 25% от общего объема квоты. Лицензирование импорта зерновых будет происходить на еженедельных началах, а молочной продукции путем распределения квоты на два шестимесячных периода.
Несмотря на все существующие препятствия, активность украинских компаний относительно поиска европейских контрагентов также постепенно дает результаты. Налаживание новых торговых связей требует времени, однако многие компании, которые еще в прошлом году начали работу над обеспечением экспорта в ЕС, в этом году имеют все шансы начать поставки.

Перспективы развития аграрного законодательства в Украине
В общем понимании зона свободной торговли это тип международной интеграции, при которой в странах-участницах отменяются таможенные сборы и количественные ограничения во взаимной торговле. Таким образом, Соглашение между Украиной и ЕС предусматривает, прежде всего, отмену (в отдельных случаях существенное уменьшение) экспортных и импортных пошлин.
Рассматривая вопрос перспективы модернизации украинского законодательства, приведения его в соответствие с европейскими стандартами и постепенной адаптации к условиям ЕС, необходимо, прежде всего, исходить из обязательств, которые брала на себя Украина, подписывая Соглашение, и учитывать политическую составляющую, а именно – условия Коалиционной сделки, подписанной 21.11.2014 г.
Согласно ст. 25 Соглашения, стороны постепенно создают зону свободной торговли в течение переходного периода, не превышающего 10 лет, начиная с даты вступления в силу настоящим Соглашением, если иное не предусмотрено в Приложениях 1 и 2 к Соглашению, согласно положениям настоящего Соглашения и согласно ст. XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее ГАТТ-1994). Список законодательства для адаптации определен с указанием сроков ее осуществления в приложениях к Соглашению.
По нашему мнению, главными направлениями адаптации законодательства при этом должны стать: дерегуляция украинской экономики, которая уже происходит (упразднены фитосанитарные и ветеринарные сертификаты), проведение глобальных реформ в аграрном секторе.
При этом необходимо отметить, что в Украине уже действуют Законы «Об общей безопасности непищевой продукции», «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», «Об аккредитации органов по оценке соответствия», «О технических регламентах и оценках соответствия», «О метрологии и метрологической деятельности» и т.п. Эти законы принимались во исполнение взятых на себя Украиной обязательств по Соглашению. Таким образом, одной из основных задач для законодателей является приведение остальных нормативных документов в соответствие с Регламентом, Директивами и Решениями ЕС. Более того, в Украине из свыше 5000 европейских стандартов уже принято 1427.
Следовательно, Приложением ІІІ к Соглашению предусмотрен Список законодательства для адаптации, определенный с указанием сроков ее осуществления. Это законодательство касается таких вопросов: общая безопасность продукции (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); установление требований для аккредитации и рыночного надзора, касающегося торговли продукцией (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); общая структура (система) маркетинга продукции (График: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящим Соглашением); единицы измерения (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения); ответственности за дефектную продукцию (график: в течение 1 года с даты вступления в силу настоящего Соглашения) и т.п.
В качестве примера можно рассмотреть структуру законодательства ЕС в сфере пищевой безопасности. Европейский подход к регулированию продовольственного рынка основывается на рамочном регулировании , устанавливающем общие правила, принципы, начала и стандарты законодательства ЕС (Regulation (EC) № 178/2002 («Base-regulation»), далее Регламент 178/2002). Этот Регламент также вводит процедуры относительно соблюдения качества и безопасности продовольствия. Регламент 178/2002 учитывает «принцип осторожности» и устанавливает общие положения для внедрения принципа «отслеживаемости» продовольствия (возможности отслеживать и контролировать безопасность и качество пищевых продуктов, кормов и ингредиентов на всех этапах производства, переработки и распределения). Также акцентируется внимание на необходимости соответствующего «отслеживания» продовольственных товаров импортного происхождения, опубликованного в руководстве по внедрению (Guidance Document on the Implementation of the General Foodlaw). Данный Регламент также обеспечивает нормативную базу во избежание рисков, связанных с соблюдением качества и безопасности. Кроме того, в упомянутом Регламенте внедрен Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (European Food Safety Authority EFSA), который, будучи независимым органом, призван обеспечивать научное консультирование законодателей, разрабатывать конкретные нормативные документы относительно безопасности пищевых продуктов и кормов и осуществлять контроль гармонизации и соблюдения законодательства (Регламент 882/2004).
В части маркировки продукции основным нормативным документом ЕС является Директива ЕС 2000/13/ЕС, которой введены основные требования относительно маркировки продовольственных товаров. С декабря 2014 года вступил в силу Регламент об информировании потребителей о продовольственных товарах (рег. №1169/2011). В упомянутом документе установлены требования относительно: обязательной маркировки происхождения необработанного мяса свиней, овец, коз и домашней птицы; выделение в списке ингредиентов аллергенов, например, арахиса или молока, в том числе для предварительно упакованных продуктов (включая те, которые продаются в ресторанах и кафе); требования относительно минимального размера текста.
Также существует ряд требований относительно упаковки ингредиентов, где действуют четыре регламента, в которых внедрены основные принципы процедуры авторизации для пищевых добавок, пищевых ферментов и пищевых ароматизаторов (рег. №1331/2008 и рег. №1332/2008) относительно использования ароматизаторов и некоторых пищевых ингредиентов со вкусовыми свойствами для использования в пищевых продуктах (рег. №1333/2008) и относительно использования пищевых добавок (рег. №1333/2008). При этом следует отметить, что наряду с общими требованиями существуют также и специфические требования, как к производству, так и к реализации продукции на рынке Европейского союза.
Итак, лишь из указанного можно сделать вывод, что Украина, согласно взятым на себя по Соглашению обязательствам, должна принять/изменить/дополнить свое законодательство в сфере качества и безопасности продовольствия; отслеживания и контроля над безопасностью и качеством пищевых продуктов, кормов и ингредиентов на всех этапах производства, переработки и распределения; установления компетенции органа по безопасности пищевых продуктов (по своим функциям подобного European Food Safety Authority EFSA); стандартов маркировки продовольственных товаров и упаковки ингредиентов; авторизации для пищевых добавок, пищевых ферментов и пищевых ароматизаторов.
Кроме того, согласно условиям Коалиционной сделки, подписанной 21.11.2014 г., народными депутатами Украины планируется осуществить ряд комплексных действий и мер, направленных на реформирование агропромышленного сектора экономики, который также может повлиять на ведение бизнеса украинскими аграриями, в частности:
Законодательно урегулировать вопрос передачи в коммунальную собственность земель государственной собственности, расположенных за пределами населенных пунктов, кроме тех, на которых расположены объекты государственной собственности (I квартал 2015 года).
Исключить из законодательства Украины нормы, предоставляющие возможность приобретать право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности на неконкурентных началах (II квартал 2015 года).
Усовершенствовать арендные отношения относительно: законодательного закрепления минимального срока договора аренды земель сельскохозяйственного назначения; стимулирования среднесрочных и долгосрочных арендных отношений; внедрения эффективных регуляторных механизмов для развития рынка аренды земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность продажи прав аренды и их залог (II квартал 2015 года); создание благоприятной регуляторной среды для восстановления площадей оросительных земель, в частности через закрепление понятия единого оросительного земельного массива, четкое законодательное закрепление прав собственности и пользования оросительными системами (III квартал 2015 года).
Сохранить до 1 января 2018 года действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, как это предусмотрено в Налоговом кодексе, и возмещение НДС при экспорте сельскохозяйственной продукции. До 1 июня 2017 года разработать новую систему налогообложения, которая будет стимулировать развитие сельскохозяйственного производства.
Обеспечить государственную поддержку фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей путем предоставления льготных кредитов, в том числе долгосрочных, для финансирования проектов, направленных на производство (с возможной дальнейшей переработкой) сельскохозяйственной продукции, и удешевление страховых платежей (премий) по договорам страхования сельскохозяйственных культур от риска гибели (начиная с I квартала 2016 года).
Обеспечить законодательное урегулирование и практическое внедрение финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции (аграрные расписки, фьючерсные и форвардные контракты, в том числе заключенные на мировых товарных и фондовых биржах) (I квартал 2015 года).
Привлечь в организованный аграрный рынок малые и самозанятые формы хозяйствования (личных крестьянских хозяйств) при условии соблюдения такими хозяйствами законодательно установленных требований относительно качества и безопасности пищевой продукции, законодательно закрепить хозяйствования семейного типа (семейные фермерские хозяйства) с предоставлением им статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие мелких и семейных фермерских хозяйств на началах их кооперации и объединения (IV квартал 2015 года).
Обеспечить приватизацию государственных предприятий, подчиненных Минагропроду, кроме объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения и памятников культуры.
Содействовать привлечению инвестиций международных финансовых учреждений и стран  стратегических партнеров Украины (в частности Европейский союз, США, Китай) для реализации проектов в агропромышленном комплексе.
Обеспечить переход от ограничений экспорта к формированию государственного мобилизационного продовольственного резерва для обеспечения национальной безопасности (II квартал 2015 года).
Уменьшить расходы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, в частности путем отмены излишних процедур обязательной регистрации, сертификации и разрешительной документации (в частности карантинные и ветеринарные сертификаты), сокращение времени и расходов, связанных с осуществлением установленных процедур оценки соответствия требованиям по безопасности потребления и фитосанитарным требованиям (I квартал 2015 года).
Гармонизировать законодательство, регулирующее безопасность пищевой продукции, с законодательными актами ЕС (II квартал 2015 года).
Сформировать законодательную базу для развития инфраструктуры аграрного рынка.
Содействовать продвижению отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на внешние рынки сбыта, в частности их участию в международных выставках.
Усовершенствовать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере владения, распоряжения и пользования земельными, лесными, водными и другими природными ресурсами с целью усиления защиты общественных интересов и обеспечения местным общинам доступа к ним как к активам локального развития (III квартал 2015 года).
Гармонизировать отечественное законодательство с законодательством ЕС относительно обеспечения и стимулирования рационального использования природных ресурсов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, уменьшения техногенной нагрузки аграрного сектора на окружающую природную среду (II квартал 2015 года).
Таким образом, мы видим определенные тенденции, направленные на развитие и усовершенствование действующего законодательства Украины и приведение его в соответствие с общеевропейскими стандартами, а также его гармонизацию и адаптацию к таким стандартам.
Оценив ряд нормативных документов ЕС, Соглашение об ассоциации Украины с ЕС,а также Коалиционное соглашение, можно сделать вывод о том, что в кратчайшие сроки законодательному урегулированию будут подлежать общественные отношения, влияющие на аграрный сектор экономики, в сферах:
безопасности и качества пищевых продуктов, кормов и ингредиентов;
безопасности потребления и фитосанитарных требований;
стандартизации маркировки продовольственных товаров и упаковки ингредиентов;
передачи в коммунальную собственность земель государственной собственности;
приобретения права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения;
таможенного законодательства;
налогового законодательства;
поддержки фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей;
внедрения финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции;
приватизации государственных предприятий, подчиненных Минагропроду;
отношений в сфере владения, распоряжения и пользования земельными, лесными, водными и другими природными ресурсами.
С практической точки зрения это свидетельствует о следующих наиболее перспективных направлениях развития аграрного законодательства:
Принятие Закона Украины «О кормах», обусловленное тем, что вопрос производства, экспорта, импорта, использования, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения и введения в обращение кормов, кормовых добавок и премиксов, основы обеспечения их качества и безопасности в Украине законодательно не урегулирован. Производители и потребители этой продукции не защищены законодательством от некачественного и опасного сырья, а также продукции (проект закона отозван 12.12.2012 г.).
Принятие Закона Украины «О локальных аграрных рынках», поскольку существует потребность законодательно урегулировать деятельность локальных и местных аграрных рынков.
Внесение изменений в Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» согласно стандартам ЕС.
Внесение изменений в Закон Украины «Об аренде земли» и Земельный кодекс Украины относительно: законодательного закрепления минимального срока договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования среднесрочных и долгосрочных арендных отношений; внедрения эффективных регуляторных механизмов для развития рынка аренды земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность продажи прав аренды и их залог.
Принятие Закона Украины «Об упаковке и упаковочных отходах» с определением правовых, организационных, экономических принципов и урегулированием отношений в сфере обращения с упаковкой и отходами упаковки с целью обеспечения экологической безопасности.
Внесение изменений в Закон Украины «Об аграрных расписках» с целью обеспечения законодательного урегулирования и практического внедрения финансовых инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции.
Внесение изменений в Таможенный кодекс Украины и Закон Украины «О таможенном тарифе Украины», приведение в соответствие с Тарифными графиками для Украины и ЕС, определенными в Приложении IV к Соглашению.
Внесение изменений в Налоговый кодекс Украины относительно разработки новой системы налогообложения, которая будет стимулировать развитие сельскохозяйственного производства, и т.п.
Таким образом, государству совместно с украинскими товаропроизводителями необходимо принимать/дополнять/изменять действующее законодательство Украины для постепенного приближения к нормам и стандартам ЕС в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и в сопредельных сферах, стандартов и правил оценки соответствия, санитарных и фитосанитарных правил, прав интеллектуальной собственности, содействия торговле, государственных закупок и конкуренции, обязательных к выполнению положений, связанных с торговлей, транзитом и транспортировкой, что, кроме всего прочего, позволит привлечь в аграрный сектор экономики дополнительные инвестиции.

Экспертный вывод
Согласно условиям сделки, Украина обязывалась принимать необходимые меры с целью постепенного достижения соответствия техническим регламентам ЕС и системам стандартизации, метрологии, аккредитации, работ по оценке соответствия и рыночного надзора ЕС и обязывалась соблюдать принципы и практики, изложенные в действующих решениях и регламентах ЕС. Имплементация Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров обеспечит осуществление торговли между сторонами на таких же условиях, как и между государствами-членами ЕС. Положения относительно маркировки товаров содержат обязательство сторон действовать согласно принципам Соглашения ВТО о технических барьерах относительно того, что требования к маркировке не должны создавать лишних препятствий для международной торговли. Гармонизация технических стандартов сторон сократит существующие нетарифные барьеры в торговле между сторонами, улучшит качество продукции на внутреннем рынке Украины, а также будет содействовать формированию положительного имиджа Украины на мировых рынках относительно качества украинских товаров и продукции.
Украинский аграрный сектор получит наибольшие преимущества от уменьшения ввозных пошлин: 330 млн. евро для сельскохозяйственной продукции и 53 млн. евро для переработанной сельскохозяйственной продукции. Новые возможности доступа к рынку Евросоюза и внедрение высших стандартов производства продукции поощрят инвестиции, будут стимулировать модернизацию сельского хозяйства и улучшат условия работы.
Этот процесс, без сомнения, невозможно осуществить без определенных расходов. Модернизацию украинского аграрного сектора экономики невозможно осуществить без инвестиций. Существует потребность в инвестициях как самих представителей аграрного бизнеса, так и заграничных инвесторов, а также потребность в помощи от правительства и международных финансовых учреждений. Однако такие инвестиции, в конце концов, будут иметь положительное влияние на внутреннюю и международную конкурентоспособность отраслей, базирующихся в Украине, а также на потребителей, предоставляя им товары, как уже отмечалось, лучшего качества. При этом отметим, что ЕС демонстрирует свою готовность предоставлять такую помощь, давать советы и делиться опытом в этой важной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что само по себе Соглашение об ассоциации является инвестицией в модернизацию. Оно способно активизировать поступление дополнительных инвестиций, в частности от заграничного бизнеса и иностранных государств, а также международных финансовых учреждений (например, ЕБРР и Всемирного банка), в том числе путем вхождения иностранного капитала в отечественные субъекты хозяйствования при осуществлении сделок слияния и поглощения (M&A).

Александр Сидоренко,
советник, адвокат МЮК «Александров и партнеры»
//www.apk-inform.com/





Схожі новини
  • ЕС: Украина имеет право на двойные квоты в 2014 г.
  • Аграрные ассоциации Украины выступают за скорейшее подписание Соглашения с ЕС
  • Украина гармонизировала с европейскими требованиями
  • Сальдо внешней торговли молочной продукцией снизилось на 17%
  • Украинским производителям станет легче экспортировать корма в ЕС

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.