Нужно констатировать тот факт, что украинский экспорт зерна в Китай в 2014 году стал важнейшим фактором в нашей внешней торговле с этой страной, достигнув свыше $0.37млрд, увеличившись к 2013 г. в 14 раз и опередив прежнего лидера сельхозэкспорта в Поднебесную – растительные масла ($0.36 млрд).
Подсолнечное масло, считающееся в мире премиальным, гораздо раньше стало “премиальной” внешнеторговой позицией Украины как по общему объёму, так и по отдельным направлениям. За последние годы оно стало доминировать в импорте Китаем – в уходящем м/году из 400 тыс.тонн прогнозного импорта подсолнечного масла практически 100% “вольют” китайцам украинские поставщики, что, по неофициальным данным, уже и произошло несмотря на продолжающийся м/год.
Возвращаясь к экспорту зерна в Китай, необходимо отметить, что в этом вопросе и у украинских зернотрейдеров появилась своя “изюминка” – в 2014/15 маркетинговом году наши компании полностью “закрыли” весь импорт кукурузы в эту страну, поставив её туда свыше 4 млн.тонн.
Всего же за 2014 г. - I пол.2015 года из Украины было отправлено в Китай 4,6 млн. тонн зерна, в т.ч. почти 4.4 млн.тонн кукурузы и 0,25 млн.тонн ячменя.
Среди украинских компаний лидером “китайского зернового вектора” за последние полтора года как в целом, так и в номенклатуре, является ГПЗКУ (2 млн.тонн), ранее занимавшая практически монопольное положение на этом направлении благодаря государственным админиcтративно-финансовым “подпоркам”.
На втором-третьем местах борьбу за китайский зерновой рынок ведут Ноубл Ресорсиз Украина, сменивший недавно гонконгских владельцев на непосредственно китайских, и ранее неизвестный, некий Гранум Инвест, поставившие в Китай по 700 тыс. тонн зерна, в основном кукурузы.
Интересно, что за последние полтора года лишь две украинские компании кроме кукурузы поставляли ячмень на китайский рынок – НИБУЛОН (111 тыс.тонн) и ГПЗКУ (61 тыс.тонн).
Сейчас, когда после победы Революции Достоинства со стороны МинАПП были сняты существовавшие ранее негласные запреты на участие других, кроме ГПЗКУ, компаний в экспорте зерна на Китай, фитосанитарный “допуск” на поставки зерна в Китай после прохождения соответствующей процедуры верификации получили:
- по кукурузе: 14 компаний - от ГПЗКУ, НИБУЛОНа, Луи Дрейфуса до мало кому известных СТОВок;
-по ячменю – 7 компаний, в основном гранды украинского зернотрейдинга;
-по сое – ГПЗКУ.
На сегодня свои намерения участвовать в экспорте сельхозпродукции в Китай задекларировали ещё ряд компаний, другие – расширяют номенклатуру поставок, и те и другие в настоящий момент проходят проверку на соответствие требованиям Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере защиты и карантина растений от 2 сентября 2010 года.
Аналогичная работа разворачивается сейчас украинскими фитосанитарами вместе с их китайскими коллегами и по шротам - подсолнечному и соевому.
И всё это очень своевременно, поскольку Китай представляет собой колоссальный растущий рынок сельскохозяйственной продукции, в настоящее время диверсифицирующий источники поставок путём расширения их географии, а также покупая на рынке и “заводя” в эту сферу собственных игроков (Noble и Nidera тому подтверждение).
Основной особенностью китайского рынка сельхозпродукции последних лет является высокая динамика роста потребления, зачастую не успевающего за ростом производства, что вызывает зависимость от импорта. Однако, с вариантами.
Пшеница. При характеристике балансов основных зерновых культур Китая эту страну впору называть Великой пшеничной державой: производство 120 млн.тонн пшеницы – это высшее мировое достижение, недостижимое пока для ближайших преследователей – Индии (90 млн.тонн), США и России (по 60 млн.тонн). Однако, ввиду сбалансированности внутрикитайского пшеничного спроса и предложения, Китай за последние три года резко сократил (до 2 млн.тонн) импорт пшеницы, увеличив её запасы до беспрецедентных 70% от производства. Поэтому экспорт туда украинской пшеницы пока является маловероятным.
Фуражные культуры. Удовлетворив своё, едва не извечное, стремление “дать каждому китайцу чашечку риса в день”, Китай взял курс на наращивание выпуска комбикормов в стране и производства мяса и достиг в этом больших успехов. Вестернизация питания китайцев, непрекращающийся рост потребления ими мяса, для чего необходимо постоянно увеличивать производство комбикормов, уже даёт для экспорта из Украины в Китай фуражных культур и шротов хорошие результаты и обещает дальнейшие перспективы.
Следует отметить, что Китай удовлетворяет свои фуражные потребности в основном за счёт кукурузы, в последние годы производя её около 215-230 млн.тонн и имея в запасах 80-90 млн.тонн. Несмотря на это, ввиду роста потребления и повышения требовательности к качеству (китайские “товарищи” всё больше хотят nonGMO-кукурузу) Китай всё же экспортирует несколько миллионов тонн кукурузы и эта тенденция будет из года в год усиливаться из-за дисбаланса в спросе-предложении, поддерживая перспективы для украинского экспорта этой культуры в Китай.
Перефразируя известную поговорку, отмечу, что “свиньи, они и в Китае свиньи!” и… хотят ячменя. Однако его производится в Китае катастрофически мало – всего 1.5 млн.тонн (у нас порой почти столько в переходных запасах остаётся), а потребление растёт, обещая достичь в текущем сезоне свыше 8 млн.тонн. Поэтому за последние три года импорт ячменя Китаем вырос с 4.9 млн.тонн до 7-8 млн.тонн - хорошее поле для применения активности украинских и производителей, и экспортёров ячменя, страдающих от монопсонии Саудовской Аравии в черноморско-средиземноморском регионе. Напомню, уже 7 украинских зерноторговых компаний настроились и получили право на экспорт ячменя в Китай, в т.ч. НИБУЛОН, Луи Дрефус комодитиз Украина и др.
Почти такая же ситуация в Китае и с сорго. Дефицит этой культуры, покрываемый импортом, составляет 80% или 10 млн.тонн. Да, в Украине пока что так мало производится сорго (около 200 тыс.тонн), что мы даже не попадаем в shortlist USDA, однако у нас есть для этого предостаточно площадей в степной, страдающей от засухи части страны. Чем постоянно, в отсутствие реального агрострахования, раз в 3-4 года, терпеть колоссальные убытки от потерь озимых культур, в этой природно-климатической зоне целесообразнее было бы выращивать сорго. А при стабильном производстве в более-менее приличных количествах (скажем, порядка 1 млн.тн) наладить продажи сорго в тот же Китай, думаю, не составит особой проблемы для того же “НИБУЛОНа”, экспортирующего сейчас 80% “всеукраинского” урожая сорго.
Шроты. При определённых рыночных обстоятельствах и экономических резонах, а также при постоянно растущих мощностях по переработке мАсличных культур, Украина, в дополнение к “подсолнечно-масляной” экспансии, может стать серьёзным игроком на китайском рынке подсолнечного шрота и товаров соевого комплекса, чему залогом может служить наш, постоянно растущий, экспортный потенциал этих ресурсов.
Так или иначе, но очень бы хотелось, чтобы в нашей конкуренции на китайском направлении, нам бы реально пригодился и помог “Стратегический приоритет 8” из “аграрной” Национальной стратегии и плана действия… на 2015-2020 г.г., особенно его положения относительно доступа к внешним рынкам, упрощения процедур, продвижения экспорта.
Сергей Стоянов - аграрный эксперт, Украинская аграрная конфедерация