Сергей Феофилов, Генеральный директор «УкрАгроКонсалт», К.э.н: Если посмотреть аграрный экспорт Украины, то в количественном отношении он вырос. В частности, в 2015 году экспорт продуктов растениеводства вырос на 17%, мяса – на 15%. Роль сельского хозяйства становится все более весомой. В 2015 году аграрный сектор обеспечил 38,2% валютной выручки (26% в 2012 году и менее 2% в развитых странах). Но вопрос в том, что, во-первых, мы меньше за этот экспорт получили в долларовом эквиваленте (14,56млрд.долл в 2015 против 16,67 в 2014), во-вторых, стали меньше потреблять на внутреннем рынке. То есть, стали продавать больше, но дешевле, и при этом меньше есть. Таким образом, это означает, что Украине нужна валюта, и она будет ее получать, даже если недоедает.
Доля товаров большей переработки (шрот, различные масла, мука) не увеличилась, но возросла по объему. То есть, скорей всего, мы просто продаем то, что теперь не потребляется на внутреннем рынке из-за его сокращения. Так некоторые товарные позиции (мука) даже меньше производятся (на 5% меньше прошлого года), но зато больше экспортируются (на 18%). Таким образом, структура посевов культур, структура торговли в целом не изменились.
Как и говорил ранее УкрАгроКонсалт, аграрной продукцией просто затыкают дыры в борту экономики, а не создают эту самую экономику. Аграрный экспорт напрямую зависит от развития промышленности в различных регионах. Идет рост промышленности, например, в Китае, аграрный экспорт устремляется туда. Начинается промышленный рост в Индии – мы продаем туда. Когда Украина сама была огромным технопарком, она не так много сельхозпродукции экспортировала. Судить развитие страны исключительно по аграрному экспорту нельзя. В отсталых странах аграрный экспорт бывает очень высоким.
Мы должны понимать, что сегодня мировой рынок аграрной продукции - это рынок покупателя, а не продавца. Нет тотального голода, и нет желания платить за продовольствие любую цену. Пока наблюдаем тенденции низких цен. Например, в 2015 году зерно экспортировалось по ценам на 21% ниже, чем в 2014г, мясо – на 13,9%, масла – на 6,2%. И чем больше Украина будет выбрасывать на мировой рынок продукции, тем больше она ее будет понижать.
Использовать дешевое продовольствие можно, развив тут промышленность или сферу обслуживания. То есть, получив свое место в международном распределении труда. Для огромного населения Украины место аграрной державы означает сокращение населения (42,8млн. человек в 2015 против 43 млн.чел в 2014г и 45,6 млн. в 2012г). Тенденция такая меньшим количеством людей производить большее количество сельхозпродукции. А куда девать излишек людей? Проблема уже имела решение в прошлом – развивать промышленность. Другой вопрос - какую? Отсталая промышленность миру не нужна. Мы возвращаемся к вопросу национальной экономической стратегии и менеджмента. Использовать черноземы и дешевый рабочий труд крестьянина это еще не стратегия. Это просто использование ситуации, ресурса. Стратегия это многоходовая игра на мировом рынке. И мы призываем всех украинских экономистов включиться в создание такой стратегии.