В простонародье говорят – «стать враскоряку». Пожалуй, именно этим выражением лучше всего можно охарактеризовать положение, в котором сейчас оказалась экономика Украины.
Российский рынок сбыта закрылся по политическим причинам и вряд ли откроется в обозримом будущем. А именно под его стандарты больше всего подходит продукция украинских предприятий – единый советский генезис, похожая культура потребления и прочее.
В Европе украинскую сельхозпродукцию особо никто не ждет, потому что своей хватает. Много лет европейские производители продуктов питания субсидируются своими государствами. И конкуренты из Украины там никому не нужны. Одно дело - в Европу приезжают украинцы-туристы: для этого можно и ввести безвизовый режим, обставив его таким образом, что реально смогут приехать только люди с деньгами и потратить их на благо европейской экономики. Другое дело – пустить на рынок украинские товары, не хуже по качеству, но гораздо дешевле. Тут нужно много думать…
Именно поэтому для беспошлинного ввоза даются мизерные квоты. А остальной объем – только с уплатой немалых пошлин. Про европейский импортный НДС, который может достигать 27%, тоже не нужно забывать. И про жесткое, часто избыточное, регулирование рынков брюссельскими бюрократами – тоже. Одна из причин прогремевшего Brexit - выхода Великобритании из Евросоюза - британские промышленники устали от того, что в ЕС регулируется кривизна огурцов. Да и украинские огурцы малоконкурентны на европейском рынке – кривоватые они часто…
Есть ли выход?
Как ни удивительно – есть. И какой!
Есть страна, которая по всем своим параметрам идеально подходит в качестве стратегического партнера для Украины:
·страна имеет гигантский платежеспособный рынок. Количество людей, относящихся к категории среднего класса (годовой доход от 100.000 юаней – эквивалент $15000 дохода на душу населения) – 70 млн человек, по пессимистичным оценкам. По оптимистичным – 200 миллионов. Большинство из 42 млн украинцев могут только мечтать стабильно получать 30 тыс. грн в месяц;
·рынок этой страны – не стагнирующе-падающий, как в Европе или России. Он – стабильно растущий. Сейчас – немного, всего 6-7% роста ВВП в год. Для прежних темпов роста (10-12% в год) – практически кризис. Показатели ВВП Европы (-6 - +3%), США (+2%). В соседней России молятся, чтобы крутое пике экономики вниз не превратилось в штопор. Про Украину скромно промолчим вообще… Везде, дай Бог, получитьхоть что-то близко сравнимое с китайским «кризисом»!Достигнув его «кризисных» показателей, в других странах будут бить в литавры и прославлять того президента, который добился столь впечатляющего роста экономики;
·политически эта страна – абсолютно индифферентная. Ее политика и в целом предельно прагматичная (ей без разницы с кем торговать, если ей это выгодно), и в частности – она с Украиной не имела, не имеет и никогда не будет иметь ни малейших политических разногласий: ни общей границы, ни трений по поводу тех или иных геополитических процессов;
·и самое главное – эта страна не имеет нормальной почвы. В отличие от Украины.
Эта страна – Китай.
Идеальный партнер. Почему?
Психологически понятно, что партнеров стараются выбирать где-то под рукой, поблизости, рядом. Да ипсихология диктует: партнер (желательно) должен быть ментально, культурно и исторически похож.
Но практика жизни говорит об ином. Хочешь потерять друга – возьми его партнером в бизнес. Хочешь поссориться с родственником – дай ему взаймы. Злейшими врагами обычно становятся члены одной семьи: что простишь постороннему (он посторонний, что с него возьмешь…), того не простишь человеку близкому (предательство брата – самое страшное, что может случиться в жизни). И в этом смысле Китай – идеальный партнер для Украины. Чужая цивилизация, с которой может быть just a business – ничего личного.
Теперь вернемся к тезису – Китай не имеет нормальной почвы. Несмотря на то, что он был назван мною последним, он – главный.
Всем известно, что китайская кухня – самая богатая в мире. Вообще понятие «китайская кухня» - нонсенс, так же, как понятие «китайский язык»: сотни наречий, в каждой провинции – десятки своих. Классический мандарин – попытка привести все к единому знаменателю и унифицировать хотя бы графически, в иероглифах. В каждой провинции существует своя кухня. В которой, в свою очередь,– сотни и тысячи блюд. Китайцы едят все, что поддается зубам. А что не поддается – размочат, растолкут, как-то обработают...и опять же съедят.
К примеру, в шанхайской кухне есть блюдо - «желе из свиных копыт». ЧТО!!! нужно сделать со свиным копытом, чтобы довести его до желеобразного состояния и потом есть?! Ответ знают лишь китайцы…
Вторая иллюстрация. Один из китайских деликатесов (!!!) по сей день - куриные лапки. Та часть курицы, которая рассматривалась как полноценная еда только в беднейших семьях,для китайцев – деликатес. Почему?
Ответ очень простой: лёссовая почва (осадочная горная порода), доминирующая на территории Китая. На ней просто ничего не растет. Китай перенаселен не потому, что у него мало территории: посмотрите на карту – территория-то огромная. А потому что на ней крайне мало плодородной почвы. В местах, где она имелась (как правило – дельты рек), и концентрировалось всё население. И даже там - это вам не жирный украинский чернозем, который в годы войны немцы составами вывозили в Германию как трофей, и в который палку воткнул – она проросла и зазеленела.
Эта почва плодоносит крайне скудно. И именно в этом причина гигантского разнообразия китайской кухни – свиные копыта, куриные лапки, кузнечики, скорпионы, улитки, бамбук… Чего только не сожрешь, если живот сводит от голода! Вечно голодные на протяжении сотен лет поколения китайцев и создали эту кухню. И лишь у их современных потомков появилась альтернатива – импорт продуктов. Из тех стран, где есть нормальная почва.
Политика государства
В Китае она исторически мощнейшая, всеобъемлющая и определяющая все стороны жизни общества. Если государство «за» - это можно делать. Если государство «против» – можно, конечно, пытаться… Но не стоит.
Позиция современного китайского государства в экономике – все должно делаться в Китае. Сырье ввозится, перерабатывается, готовая продукция потребляется здесь же или идет на экспорт. Создаются рабочие места, страна получает налоги, экономика развивается.
Для реализации этой модели выстраивается таможенная политика. Для сырья – минимальная таможенная нагрузка. Для полуфабрикатов – большая. Для готовой продукции, как правило, – запретительная. Хочешь получить доступ к миллиардному рынку Китая? Открой в нем производство, создай рабочие места.
Это касается всех отраслей, за исключением одной – сельского хозяйства. Точнее – растениеводства. Даже для животноводства существуют барьеры – выращивать птицу, свиней, крупный рогатый скот китайцы прекрасно умеют сами,создаваягигантские промышленные животноводческие комплексы. Свиней, откармливаемых в Китае, уже 500 миллионов голов - по 11 на каждого жителя Украины, включая младенцев и стариков.
А кормят этих свиней тем, что выращивается за пределами Китая. В Африке, Южной Америке и других регионах, откуда китайцы закупают продукты растениеводства. Там, где есть хорошая почва. Где можно выращивать культуры, не нашпигованные удобрениями до последнего колоска.
И в этой ситуации – сила и шанс Украины занять свое достойное место в международном разделении труда. Причем не в каком-то новом сегменте экономики. А в традиционном, веками проверенном и на сегодняшний момент являющимся одним из столпов национальной экономики – в сельском хозяйстве.
Украина может стать одним из наиболее важных партнеров Китая в той сфере, которая на сегодня наиболее болезненна для него – в обеспечении продуктами питания его стремительно урбанизирующегося населения.
Основная стратегия китайской цивилизации – урбанизация. Концентрация людей вообще, в целом, - тенденция развития всей человеческой цивилизации. Племя, поселение, деревня, поселок, город, гигаполис – вот стержневая суть развития человечества. И страна, которая сегодня демонстрирует самые большие успехи в стремительной реализации этой тенденции, – это Китай. Одна из задач текущего поколения руководителей страны, во главе с Си Цзян Пином, - переселение в город очередных двухсот миллионов человек. В том числе в форме создания двух гигаполисов – в Пекине (100 млн чел.) и в провинции Гуандун (50 млн чел.).
Эта масса людей, живущая в городах, мега- и гигаполисах, производит на миллионах фабрик то, что потребляет вся планета. И ее нужно чем-то кормить.
И вот тут Украина оказывается в нужное время, в нужном месте. Она может (и хочет) производить высококачественные продукты питания и продавать их там, где есть стабильный платежеспособный спрос. Этот спрос и поможет создать в Украине рабочие места, объем продаж, хорошие зарплаты для украинцев и налоги для нашего государства.
Плодородная земля и люди, умеющие на ней работать, – главное богатство Украины. Переместить куда-то это богатство не получилось даже у немцев, в ситуации страшной войны и полной оккупации.
Китай много кто опасается – Россия, США, Филиппины, Вьетнам… А для Украины он может быть ТОЛЬКО взаимовыгодным партнером. У нас есть то, чего нет у Китая - земля. А у него есть то, что нужно Украине – гарантированный и платежеспособный рынок сбыта того, что может быть выращено на нашей земле.
На этот рынок мы должны и можем попасть. Он – сложный, конкурентный, но абсолютно доступный. Китайские власти требуют, чтобы продукты питания, ввозимые в страну, были качественны и безопасны. Но не регулируют кривизну огурцов – китайские чиновники прагматичны.
Где получить информацию:
·что такое рынок продуктов питания Китая, как он устроен, что нужно для ввоза продовольствия в страну, как организовать собственный сбытовой бизнес в Китае?
·как неправильно вести бизнес в Китае и как правильно, китайская бизнес-культура, особенности бизнеса в Китае?
·налоги, пошлины, процедуры, требования сертификации, онлайн- и оффлайн продажи, цены на продукты, персонал и так далее?
Подписывайтесь и читайте наш журнал, и в серии наших будущих статей в этом и следующем году вы получите ексклюзивную информацию по названным темам, которую не даст вам никто. И даже более того: мы с удовольствием в будущих публикациях профессионально ответим на ваши вопросы, если вы напишете или позвоните в редакцию.
Артур СНЕГИРЕВ,
экономист,
специально из Китая для «Аграрного тижня. Україна»