Министерство аграрной политики, ЕБРР и представители организаций, которые объединяют производителей и экспортеров зерна в Украине, подписали меморандум, согласно которому украинское правительство обещает вести предвиденную и прозрачную политику на аграрном рынке, а ЕБРР и зернотрейдеры – инвестировать в сельское хозяйство и аграрную инфраструктуру.
Прежде решения украинского правительства про ограничение на экспорт зерна из Украины на фоне роста цен на продовольствии в мире вызвало жесткую критику участников рынка и представителей международных организаций.
Решение Киева ввести квоты на экспорт зерна, принятое в октябре прошлого года, вызвало протесты производителей и экспортеров зерна, а также непонимание ряда международных организаций.
Последнее критическое замечание прозвучало на прошлой неделе от руководителя СОТ Паскаля Лами, который, выступая на агарном форуме в Берлине, заявил, что СОТ была очень разочарована тем, как отрицательно повлияло на мировые рынки решения России запретить экспорт зерна.
Но, как заявил господин Лами, Россия столкнула с чрезвычайной засухой и неурожаем, а также не является членом СОТ. А вот решение Украины, которая, дескать, является членом СОТ и пострадала от засухи намного меньше, собрав приличный урожай, вызвало много вопросов и недовольство.
Вопросы возникли и в Европейском банке реконструкции и развития, который осуществил несколько инвестиций в украинский агарный сектор на общую сумму в 100 миллионов евро. Директор департамента агробизнеса ЕБРР Жиль Меттеталь (Gilles Mettetal) говорит, что эти инвестиции могли бы удвоиться уже в этом году в случае, если политика украинского правительства относительно агарного сектора была бы более прозрачной и предвиденной.
Жиль Меттеталь сказал: «Сегодня мы услышали от всех частных инвесторов, что они хотели бы работать в Украине на долгосрочной основе и что они готовы инвестировать серьезные объемы средств в модернизацию украинского сельского хозяйства. У Украины есть большой потенциал относительно увеличения сельскохозяйственного производства, экспорта зерна и снабжение продовольствий на мировые рынки. Мы также знаем, что и миру потребуется все больше продовольствий. Но мы также услышали, что частный сектор соприкоснулся с недостатком прозрачности и предсказуемости на украинском аграрном рынке. И именно это сдерживает их от дальнейших инвестиций в эту область».
Отнестись серьезно к роли и месту Украины на мировых аграрных рынках призывают Киев и в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Представитель этой организации Чарльз Рименшнайдер говорит, что имея такой аграрный потенциал, Украина обязана принимать во внимание мировую статистику: «Мы ожидаем, что до 2050 года население мира будет составлять около 9 миллиардов, и для того, чтобы прокормить всех, объемы производства продовольствий должны быть удвоены в сравнении с нынешним уровнем производства. Украина имеет уникальную возможность сделать свой взнос в увеличение производства, практически не нанося вреда окружающей среде. Уже в ближайшие годы Украина должна стать одним из главных факторов обеспечения пищевой безопасности в мире.»
Украинский министр аграрной политики Николай Присяжнюк напоминает, что в Украине урожай зерновых из-за засухи 2010 года упал до 39 миллионов тонн сравнительно с 46 тоннами, собранными в 2009 году. При таких чрезвычайных обстоятельствах, говорит господин Присяжнюк, правительство было вынуждено пойти на ограничение экспорта.
Вместе с тем он утверждает, что до конца маркетингового года, т.е., до 1 июля, из Украины все равно будет экспортировано до 13 миллионов тонн зерновых – приблизительно столько, на сколько рассчитывали зернотрейдеры.
В дальнейшем украинское правительство обещает согласовывать подобные решения, которые касаются регулирования рынка зерна, с участниками рынка и представителями международных организаций.
«Сегодня мы понимаем, что роль аграрного сектора нашей страны есть важной не только для нашей экономики, но и для внешнего баланса продуктов питания. Мы также понимаем, что такая возможность для нашей страны выпадает раз в 100 лет, и мы обязаны эту возможность использовать, обеспечив продовольственную безопасность и стабильное снабжение сельскохозяйственной продукции на внешние рынки», – говорит министр Присяжнюк.
Вместе с тем глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко говорит, что на сегодня зернотрейдерам удалось экспортировать лишь около 7 миллионов тонн украинского зерна.
Он утверждает, что участники зернового рынка с самого начала предлагали совсем другую схему регулирования экспорта при условиях сокращения урожая: подсчитать экспортный потенциал и разрешить вывезти до 80% этого потенциала, не применяя никаких ограничений.
Это позволило бы сохранить конкурентную среду, а производители зерна получили бы за свой товар высочайшую цену – говорит господин Клименко: «К сожалению, к нашим предложениям не прислушались, и было принято решение о квотировании. При этом на первом этапе квота, на наш взгляд, была мизерной, то же самое и вторично. Нас можно называть плохими или хорошими, но факт остается фактом: 10 всемирно известных компаний не получили разрешения на вывоз ни одного килограмма зерна. А они являются наибольшими инвесторами. Я оптимист, и надеюсь, что такого не повторится, так как если это повторится, на инвестициях в украинский аграрный сектор можно поставить крест».
Глава Украинской зерновой ассоциации также утверждает, что именно большие зерновые компании, а также международные финансовые организации, и отнюдь не государство с его долгами и дефицитом бюджета, могут быть серьезными инвесторами для украинского сельского хозяйства, которое, по подсчетам экспертов, нуждается в около 90 миллиардов долларов инвестиций для того, чтобы хотя бы удвоить производство зерновых.
Новости: актуально